Главные вкладки

    Методическая разработка (литература, 10 класс) по теме:
    Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

    Подрезова Ирина Ивановна

    На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

    Золотарева А.В., учитель изобразительного искусства

    Конспект интегрированного урока в рамках спецкурса

     «Интерпретация текста при помощи видеом»

    10 класс

                                                                                   

    Тема урока: Символика цвета и пространства в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (опыт словесно-изобразительного анализа)

    Цели урока:

    1. рассмотреть с помощью словесно-изобразительного анализа символику цвета и пространства в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
    2. формировать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников;
    3. развивать навыки анализа текстовых фрагментов, стимулировать исследовательскую деятельность учащихся;
    4. формировать умение фиксировать свои ощущения в цвете и форме (создание видеом).

    Тип урока: интегрированный

    Класс: 10

    Термины: видеома – особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка;

    символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

    Оборудование: краски, кисточки, карандаши, бумага; таблички с терминами; презентация по изобразительному искусству.

    …Символ только тогда истинный символ,

    когда он неисчерпаемо беспределен в своём значении.

    Он многолик…

    Д.Мережковский

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя литературы (2 минуты)

    Цель нашего урока -  с помощью словесно-изобразительного анализа рассмотреть символику цвета и пространства в романе Достоевского «Преступление и наказание».

            Д.Мережковский сказал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своём значении. Он многолик…». Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. У писателя, музыканта, художника символ может иметь неограниченное количество значений. (обращение к термину)

    II. Учитель изобразительного искусства (8 минут)

    На всех явлениях лежит печать.

    Одно с другим как будто слито.

    Приняв одно – стараюсь угадать

    За ним другое, - то, что скрыто, - написала Зинаида Гиппиус.

            Человек предрасположен к созданию символов, поэтому он неосознанно преобразует в них объекты и формы, окружающие его, и использует их как в литературе, так и в изобразительном искусстве. История символов показывает, что символическое значение может присутствовать в чём угодно: в природных объектах (камнях, растениях, животных, людях, горах и долинах, в солнце и луне, в ветре, воде, огне) или в произведённых человеком вещах и даже в абстрактных формах (числах, треугольнике, квадрате, круге). Важную роль играет цвет, который неразрывно связан с формой, пространством.

            На уроках изобразительного искусства мы рассматривали символику цвета, пространства, формы.

            - Какие цвета вы знаете, и какое влияние они оказывают на человека? (Красный цвет несёт преобразование энергии, дает тепло. С другой стороны -  красный пугает, передает опасность - он огонь, кровь, боль. Синий цвет тоже понятен. Он отражает физиологический и психологический покой. Кандинский толкует синий цвет как концентрическое движение. Темно – синий вызывает безмятежный покой. Синий цвет ассоциируется с морем, небом. Всевозможные оттенки фиолетового цвета передают чувственное отождествление. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный – эти две противоположности в фиолетовом уничтожаются. В таком состоянии находится человек, верящий в таинственное, божественное. Зеленый цвет имеет своё значение. Кандинский справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти». Представление о желтом цвете легко увязывается с солнцем, как и у детей, рисующих солнце желтым. Желтый цвет воспринимается нами солнечным, светлым и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий, а потому – согревающий. Он выражает потребность раскрыться,  достичь желаемого. Кроме того, тёмно-жёлтый цвет несет несёт в себе противоположное значение: раздражение, болезнь).

            Символ переносит нас в мир чувств, видений и грёз. Он является инструментом постижения тайн бытия и сознания человека. Посредником между реальным миром и миром чувств является художник-творец. Александр Блок однажды сказал: «Художник – это тот, кто роковым образом, независимо от себя … видит не только первый план мира, но и то, что скрыто за ним…».

            Рассматривая творчество художников-символистов, можно увидеть, насколько этот мир безграничен. Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М.А.Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

            - Что хотел передать художник в картине «Демон сидящий»?  (на картине мы видим сидящего посреди чуждого ему мира грозного ангела с израненной  душой. В его глазах видна  нечеловеческая скорбь.  В картине "Демон сидящий" юноша  изображен в лучах заката на вершине скалы. Формат полотна давит на могучее прекрасное тело, сковывая движения. От полотна веет  красотой, величием, силой и в то же время скованностью, тоской, беспомощность; мы видим сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. Как писал А.Блок: "Демон Врубеля - символ нашего времени: ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет")

            В живописи К.С.Петрова-Водкина в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся исторический перелом в судьбе страны.

            - Какие символы мы видим на картинах «Купание красного коня»? «Мать»? (Красный конь со вскинутой головой и тревожно взирающим глазом, несущий на себе тело наездника, воспринимается как провозвестник будущего, как олицетворение молодых сил страны, вступающей в революционную эпоху. Образ юноши сравним с традиционным образом победоносного всадника, излюбленным и народными сказаниями, и древними иконами. Набатный красный цвет коня звучит как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. С другой стороны, красный цвет несет напряжение, что передает  смуту, тревогу.

    Молодая мать с младенцем у груди написана на первом плане  и максимально крупно. Художник, любуясь молодой женщиной, прописывает ее фигуру пластичной, изящной линией. Естественное движение рук, удобная «крестьянская» поза, весь облик ее находится в полной гармонии с раздольным пейзажем и получает от него поддержку и успокоение. Эта молодая женщина-мать, сидящая на пригорке над рекой, плоть от плоти страны, раскинувшейся вокруг нее. Она ее символ).

    Таким образом, искусство рассматривается как средство духовного познания и преображения мира. Главное в художественном творчестве художников-символистов – интуитивное прозрение, откровение, утверждение идеи многозначности, непознаваемости мира.

    III. Литература (20 минут). Работа с текстом

            Примером литературного произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

            История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге, в самом фантастическом городе на земле. В мире Достоевского время, пространство, цвет неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться «безобразная мечта» Раскольникова. В произведении Достоевского цветовые определения, пространство имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.

            Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского слова-образы занимают особое место. Каждое слово включено в художественную целостность романа, где оно становится деталью образа, деталью художественного мира, вбирающей в себя его богатый и сложный смысл.

            Чтобы отчётливо увидеть это, возьмём для анализа часто встречающиеся в романе слова-образы «лестница», «порог».

            Попробуем определить символическое значение слов «лестница», «порог».

    - Что символизирует лестница? ( С точки зрения мифологии: восхождение духа или его нисхождение в глубины зла - ада: душный Петербург; философии: движение к вере или безверию).

             - Приведите примеры из текста. Прокомментируйте их. (По мнению исследователей творчества Достоевского Раскольников спускается и поднимается 48 раз)

    - Что символизирует порог? (Переступить порог: «преступить», «провести черту»)

            - Приведите примеры из текста. Прокомментируйте их.

     (Раскольников живёт на пороге, комната выходит на площадку; на пороге живут Мармеладовы; у порога убитой старухи переживает страшные минуты Раскольников; на пороге происходят беседы с Соней)

            - Каким можно назвать пространство, в котором живут герои?

            (Пространство, в котором живут герои, можно назвать закрытым, замкнутым: герои пребывают в тупике, им «некуда идти»)

            - Приведите примеры из текста (описание жилья).

            (Замкнутое пространство: закрытые дворы, дома-колодцы, квартира Раскольникова «походила более на шкаф, чем на квартиру»,  каморка-гроб Раскольникова и каморка Сони: «комната походила будто на сарай, имела вид неправильного четырёхугольника»)

            - Какие ключевые слова характеризуют пространство? («некуда пойти»)

    Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают, часто проходные, а всем им «некуда пойти». Весь город приобретает образ каморки, в которой задыхаются люди. («…а где тут воздухом дышать?») Так складывается символ замкнутого, бездуховного пространства всего мира, который отделён стеной от живой жизни.

    Исследователь творчества Достоевского М.Бахтин писал, выделяя символический смысл рассмотренных слов: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка получают значение «точки», где совершается кризис, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут…».

            Символическое значение в романе Достоевского играют цветовые определения.

            - Какой цвет намеренно актуализируется  Достоевским? (Жёлтый) В каких фрагментах?

     Анализ эпизода «Комната Алёны Ивановны».

            - Найдите в тексте наиболее часто встречающиеся цветовые эпитеты и подберите к ним синонимы.

    Жёлтый - солнечный. Но в дальнейшем автор рассеивает это впечатление, постоянно повторяя слово «жёлтый» в другом значении: жёлтый – болезненный, желчный.

    Анализ эпизода «Каморка Раскольникова».

    - Найдите в тексте наиболее часто встречающиеся цветовые эпитеты и подберите к ним синонимы.

    Жёлтый- желчный, недовольный, раздражительный, больной.

             - Почему именно жёлтый цвет преобладает на страницах романа?

            Понятно, что господство жёлтого цвета возникло не случайно. Здесь есть существенный внутренний смысл. Жёлтый цвет – это цвет того мира, пространства, где было задумано преступление Раскольникова. Жёлтый цвет характеризует внутренний мир Раскольникова. В романе есть существенное сопоставление двух слов: жёлтый и желчный. Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии коренится сложный и напряжённый смысл слова. У Достоевского жёлтый цвет желчен и злобен: «А желчи-то, желчи в них сколько!» Этот «яд» оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а «воздуху нет», только духота, «безобразная», «страшная». Душная атмосфера петербургских улиц – атмосфера духовного нездоровья общества.

    Таким образом, жёлтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создаёт глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор как будто наблюдает за своими героями сквозь «жёлтые очки».

            И на этом фоне большое символическое значение приобретают и другие цвета, в первую очередь красный.

            -В каком фрагменте появляется красный цвет? (Комната Алёны Ивановны в момент совершения убийства)

    Анализ эпизода «Комната Алёны Ивановны после убийства»

    (Квартирка Алёны Ивановны после убийства приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок: «крышей, обитой красным сафьяном», «шубка, крытая красным гарнитуром»)

            Контраст красного цвета на фоне жёлтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова: «прекрасные тёмные глаза Раскольникова с горящим взглядом» на первых страницах романа и эти же глаза «с воспалённым», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершённого убийства.

            Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения.

            Мир образов-символов Достоевского чрезвычайно богат и емок. Ваше видение символики цвета и пространства воплотится в творческой работе – видеоме к 1 части романа.

    IV. Изобразительное искусство и литература (15 минут)

    Обращение к термину «видеома».

    Работа по группам (4 группы). Защита видеом.

    1 группа.

            - На видеоме изображён Санкт – Петербург: арка из домов образует замкнутое пространство; нет выхода, нет света, нет воздуха. Использование грязно-жёлтого цвета создаёт ощущение враждебности, безысходности. Город теснит и давит людей, подталкивает их к скандалам, к преступлениям. Кроваво-красные окна  - выход в мир скорби, страдания.

    2 группа

            - В центре видеомы – изображение кривой длинной лестницы, ведущей к каморке Раскольникова. На видеоме ярко выражены два цвета: тёмно-серый и жёлтый. Нижние ступени лестницы значительно темнее, чем верхние, идёт плавный переход из ярко-жёлтого цвета в чёрный. Чем ниже спускается Раскольников, тем ближе он к преступлению. Лестница изображена кривой. А куда может привести кривая лестница, спускающаяся в непроглядную тьму? В ад. Вершина лестницы – дверь в каморку Раскольникова, дверь отворена. Ярко выражен порог (чёрной краской), через который переступает Раскольников. Лестница как бы висит в воздухе, вокруг неё нет никакого фона, только пустота, неопределённость. 

    3 группа

            - В центре видеомы находится кровавый топор – главное орудие, символ убийства, оружие бунтаря. Вся видеома покрыта красными, «кровавыми» каплями. Обилие красного цвета показывает жестокость, смерть, с красным цветом связана теория Раскольникова. Через топор перекинут перерезанный шнурок с кошельком и одним из крестов – второй крест уже упал со шнурка. Раскольников перерубает шнурок, тем самым прерывая нить жизни (как в древнегреческой мифологии). Упавший крест показывает падение героя – он идёт не только против юридических законов, но и христианских. В стороне изображены ключи – путь к деньгам, один из мотивов преступления. Но они так и остаются  в стороне, так как начинают играть второстепенную роль. 

    4 группа

            - В центре видеомы – прямоугольник, представляющий город, в котором разворачивается действие. Контуры прямоугольника обведены мутно-жёлтым цветом, символизирующим духовную гибель, чахлость. Основной цвет прямоугольника – синий, цвет бездны, небытия…. Петербуржцы живут в бездне, в пропасти, они опускаются в ужасный водоворот всё глубже. Прямоугольник вытянут, узок – это символ того, что жизнь в городе замкнута. Чёрный квадрат в центре – представление внутреннего мира Раскольникова. Герой замкнут, оторван от мира – это и показывает замкнутая геометрическая фигура чёрного цвета. В центре квадрата – точка, жёлтая, чистая, солнечная. От точки идут по спирали темнеющие с каждым разом круги. Цвета меняются от светло-жёлтого к грязно-жёлтому, оранжевому, и, наконец, к красному. Изменение цвета – это изменение мироощущения героя. Спираль внутри Раскольникова накручивается, натягивается и разрывает рамки чёрного квадрата – происходит убийство. 

    V. Итоги урока

    Представление общей видеомы (учителя изобразительного искусства  и литературы).

            - Подводя итоги урока, мы хотели бы представить нашу общую видеому. На ней изображён главный герой романа – Родион Раскольников. Раскольников входит под тёмную арку, тьма – символ готовящегося преступления. Душа героя раскалывается, распадается на мельчайшие кусочки, сознание противоречиво, двойственно. Но там, вдали, есть кусочек чистого голубого неба, истинной жизни, основанной на милосердии и вере, добре и сострадании. Вернётся ли сознание героя из тьмы к свету, соберутся ли воедино расколотые кусочки души – об этом мы будем говорить далее на уроках литературы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Цветовой спектр

    Слайд 2

    А.Врубель «Демон сидящий»

    Слайд 3

    Петров-Водкин «Купание красного коня»

    Слайд 4

    Петров-Водкин «Мать»

    Слайд 5

    Видеомы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

    Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

    Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

    Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

    Зачет по роману Достоевского "Преступление и наказание"

    Вопросы на знание текста по роману Достоевского "Преступление и наказание" для обобщающего урока или зачета по роману....

    Система персонажей в романе Достоевского Преступление и наказание

    Достоевский.Преступление и наказание.Система персонажей...

    Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

    Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

    «Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:История Мастера;История Маргариты;Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;Какой Дом обрёл Иван Бездом...

    Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

    пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных  дисциплинах.Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....