Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Назарова Елена Викторовна

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Оборудование, необходимое для проведени я урока: проектор, компьютер, презентация, раздаточные листы, сборники стихов,  выставка поэтических сборников М. Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.cvetaeva_otk_ur_11klass.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №12 г. Липецк  

Урок литературы - 11 класс

Учитель Назарова Елена Викторовна

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

«Каждый стих – дитя любви…»

Образовательные: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Развивающие: развивать эстетический вкус, способность воспринимать и понимать поэтические тексты; способность декламировать стихи;

Воспитательные: воспитывать в детях на примере произведений  М. Цветаевой лучшие человеческие качества: любовь к Родине,  гуманизм, чувство человеческого достоинства;  уважение к русскому поэтическому слову, культуру речи.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, раздаточные листы, сборники стихов,  выставка поэтических сборников М. Цветаевой

План.     Слайды  № 1, 2

Первая страница

1. «МОСКОВСКАЯ»  ТЕМА В ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ.

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси  -  бездомный,

Мы все к тебе придем.

Сообщение по теме лирики М. Цветаевой (индивидуальное задание). Под звон колоколов чтение наизусть стихотворения «Над городом, отвергнутым Петром…», Чтение стихотворения наизусть «У меня в Москве купола горят,,,»

Вторая страница

2. ПУШКИН В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Вся его наука –

Мощь. Светло – гляжу.

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Сообщение по теме, чтение отрывков из прозы, чтение стихотворения наизусть.

Третья страница

3. ПОСВЯЩЕНИЯ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Женщине – лукавит

Царю -  править,

Мне – славить

Имя твое.

Сообщение по лирике (индивидуальное задание).

Чтение стихотворения наизусть «Имя твое – птица в руке…»

Четвертая страница

4. ТЕМА ПОЭТА И СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед…

Сообщение по теме (индивидуальное задание). Чтение наизусть стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» или музыкальное исполнение романса на эти стихи.  Чтение стихотворения наизусть «Стихи растут,  как звезды и как розы…». Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (работа по карточке).

Пятая страница

5. ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Милый, милый, мы, как боги:

Целый мир для нас!

Сообщение по теме лирики (индивидуальное задание).

Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо…»

Анализ стихотворения «Психея» (работа по карточке).

Подведение итогов.

Прослушивание стихов М. Цветаевой.

Ход урока.     Слайд № 3

Сегодня мы окунемся в мир поэзии М. Цветаевой, одной из самых трагических личностей литераторов 20 века,  услышим «свое слово», которое сказала  она в русской поэзии; познакомимся с темами лирики, оформим в ходе урока таблицу, работу с которой продолжим дома.       Слайд № 4

Из письма М.Цветаевой: «Обращаюсь к Вам, потому что Вы любите мои стихи... Незнакомый человек - это тот, от кого все ждешь. Кого еще нет, он только завтра будет (завтра, когда меня не будет)»...

К тебе, имеющему быть рожденным,

Столетие спустя, как отдышу, -

Из самых недр, - как насмерть осужденный,

Своей рукой - пишу...

Значит, Цветаева обращалась к нам с вами. И мы должны услышать то, что хотела она сказать, она отдала  всю себя поэзии, каждую поэтическую строчку пропускала через своё сердце, а любовь окрыляла её  и помогала  жить.  Поэтому и назван наш урок «Каждый стих -  дитя любви».  На уроке мы постараемся рассмотреть различные темы творчества поэтессы. Итак, давайте перелистаем страницы нашего литературного журнала.

Страница первая        Слайды  № 5, 6

1. «МОСКОВСКАЯ»  ТЕМА В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ.

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси  -  бездомный,

Мы все к тебе придем.

Слайд  № 7

Сообщение по теме лирики М. Цветаевой (индивидуальное задание). Под звон колоколов чтение наизусть стихотворения «Над городом, отвергнутым Петром…»

У поэта нет Родины, поэт принадлежит всему миру. Но всякий русский поэт принадлежит, прежде всего, России.  М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.

Цветаева любит Россию, она не променяет ее ни на Туманный Альбион, ни на «большой и радостный» Париж, забравший 14 лет ее жизни:

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове:

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Женское начало везде в творчестве Цветаевой. Ее Россия – женщина. Сильная, гордая, и… всегда жертва. Тема смерти пронизывает все чувства, и когда про Россию, то это особенно громко слышно:

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

«Родина», 1932    Слайд № 8

Особое место в лирике Цветаевой занимает московская тема. Образ Москвы возникает уже в ранних стихотворениях поэта. Москва в ее стихах — воплощение гармонии, красоты, величия. Цветаева воспевает светлый облик столицы. Представление о Москве совпадает у поэта с общими представлениями о родине. «Московские» стихи богаты образами церквей и колоколов. Сквозным образом является также образ рябины.

Особым лиризмом наполнено стихотворение «Домики старой Москвы». Поэт выражает свою печаль по поводу того, что из московских переулочков исчезают старые домики. Они — олицетворение всего родного и дорогого, что связано для поэта с родиной, с детством. Это и клавесина аккорды, и темные шторы в цветах, и кованые ворота, и завитые пряди, и работа на пяльцах. Домики старой Москвы — слава прабабушек, их честь. Свое неприятие нового облика Москвы Цветаева выражает противопоставлением милым домикам грузных шестиэтажных «уродов». Это грубое слово передает всю силу авторского чувства. Гибель старой Москвы для поэта — утрата связи с дорогим сердцу прошлым.

Самым дорогим на свете местом предстает Москва в стихотворении Цветаевой «У меня в Москве — купола горят...... Стихотворению свойственен приподнятый тон, возвышенная интонация. Родина для поэта — это то место, где «легче дышится», где сладостно молиться о возлюбленном.    

Слайд № 9

Чтение стихотворения наизусть под звон колоколов. «Над городом, отвергнутым Петром…», оформление таблицы.

Страница вторая    Слайды  № 10, 11

2. ПУШКИН В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Вся его наука –

Мощь. Светло – гляжу.

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Сообщение по теме, чтение отрывков из прозы, чтение стихотворения наизусть.

Слайд  № 12

 Поистине первой и неизменной её любовью был Александр Сергеевич Пушкин. "С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность, - я поделила мир на поэта - и всех, и выбрала - поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать - поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались", - пишет Марина Цветаева в статье "Мой Пушкин".

Однако всё-таки мало сказать, что наш великий поэт был "вечным спутником" для Марины Ивановны, Пушкин был для Цветаевой тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты нескольких поколений - от Лермонтова до Блока и Маяковского.

Слайд  № 13

Силой своего воображения Марина Цветаева однажды в детстве создала себе живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни. С А.С. Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии.

Таким образом, заполнив собой значительную часть духовного мира Марины Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в её поэзию. Один за другим стали появляться стихи, посвящённые Пушкину.

Пушкин был для Марины Цветаевой олицетворением мужественности. Александр Сергеевич возник в духовном мире поэтессы "серебряного века" как волшебник, божественное существо, подаренное ей русской историей:

И шаг, и светлейший из светлых
Взгляд, коим поныне светла...
Последний - посмертный - бессмертный
Подарок России - Петра.

В поэзии Пушкина, в его личности Цветаева видит полное торжество той освобождающей стихии, выражением которой является истинное искусство:

Отношение Марины Цветаевой к Пушкину совершенно особое - абсолютно свободное. Отношение к собрату по перу, единомышленнику. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого произнесённого или записанного слова.

Самым важным и дорогим Цветаева считала пушкинскую безмерность ("безмерность моих слов - только слабая тень безмерности моих чувств").

Слайд № 14

Недаром ведь из всего Пушкина самым любимым, самым близким, самым своим стало для неё море: "Это был апогей вдохновения. С "Прощай же, море..." начинались слёзы. "Прощай же, море! Не забуду..." - ведь он же это морю обещает, как я - моей берёзе, моему орешнику, моей ёлке, когда уезжаю из Тарусы. А море, может быть, не верит и думает, что - забудет, тогда он опять обещает: "И долго, долго слышать буду - Твой гул в вечерние часы..."" (статья "Мой Пушкин").

     Пушкин - основа Цветаевой - поэта еще и потому, что именно он "заразил" ее любовью, все в ее жизни проходило под знаком любви, но любви обреченной. "…Для меня люблю всегда означало больно. Но дело даже не в боли, а в несвойственности для меня взаимной любви" (Цветаева, 1997.С. 462). Отказ от взаимной любви присутствует у Цветаевой изначально. "За последнее время я ставлю встречи так, что меня заведомо - нельзя любить, предпосылаю встрече - невозможность, - которой нет и есть только в моей предпосылке, которая есть моя предпосылка. - Не по воле, это делает все во мне: голос, смех, манера: за меня" (Цветаева, 1997.С. 64).

Цветаеву роднит с Пушкиным их "беспарность". "Мне пару найти трудно - не потому что я пишу стихи, а потому что я задумана без пары…" (Цветаева, 1997.С. 462) Поэт и другой (не поэт), это не пара, это, по Цветаевой, все и ноль. А пара - это равенство душ, в жизни реальной для Цветаевой его не существует.

     Стихия роднит поэтов, для Цветаевой мятеж это пароль, по которому она узнает в дальнейшем родную душу.

Детское впечатление от стихии, как от стихов, оказалось взрослым прозрением Цветаевой. И стихия стихов, в начале которой стоит Пушкин, предопределила судьбу поэтессы. Пушкин, каким -то неведомым образом сотворил душу Цветаевой. Благодаря Пушкину, хотя это был даже не сам Пушкин, а миф, мечта о нем, в жизнь Цветаевой вошло ощущение трагичности бытия поэта. Первое, что она узнает о Пушкине, это то, что его убили, значит, поэтов в этом мире убивают, должны убить. И она как поэт, тоже обречена. Ожидая каких-то известий, она всегда надеялась на негатив, в ее тетрадях есть запись реплики сына: "Мама! Почему Вы всегда надеетесь только на неприятные вещи?? ("Вот придем, а их не будет", "вот дождь пойдет - и ты простудишься" и т. д.)" (Цветаева, 1997.С. 456).

Не только Пушкин - поэт, но и пушкинское имя играет важную роль в жизни Цветаевой. Обычно имя нейтрально окрашено и не предполагает никакой оценки. Для Цветаевой само имя Пушкина становится оценочным, а "пушкинская строка", "пушкинские места" и прочее "пушкинское" выражают не отношение, а качество предмета. Пушкинское имя является паролем в общении с людьми и миром, благодаря которому Цветаева различает своих и чужих.

Слайд  № 15

Однако Цветаева осознает, что ее Пушкин, это прежде всего ее "мечта", "творческое сочувствие", а сама она всю жизнь прожила мечтой. "Ибо Пушкин - все-таки моя мечта, мое творческое сочувствие. Казалось, не я это говорю, я всю жизнь прожившая мечтой, не мне бы говорить, но - мое дело на земле - правда, хотя бы против себя и от всей своей жизни" (Цветаева, 1997.С. 449).

Страница третья     Слайды № 16, 17

3. ПОСВЯЩЕНИЯ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Женщине – лукавит

Царю -  править,

Мне – славить

Имя твое.

Сообщение по лирике (индивидуальное задание).   Слайды № 18, 19, 20,21

     На протяжении всей жизни Марину Цветаеву окружало множество людей. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали её поэтический и человеческий талант. Например, М. Башкирцева,  которой Марина посвятила свой первый  «Вечерний альбом», Макс Волошин, откликнувшийся на эти стихи и по достоинству оценивший молодое дарование, дружба с которым была долгой и глубокой, Осип Мандельштам, первое Маринино поэтическое увлечение. Литературные контакты с Андреем Белым,  Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Анной Ахматовой, поиск связи с родиной в годы эмиграции и дружба-переписка с Борисом Пастернаком.

Многие из своих стихов Цветаева посвящает  поэтам-совpеменникам:  Ахматовой, Блоку, Маяковскому, Эфpону.       Слайд № 22
...В певучем гpаде моем купола гоpят,
И Спаса светлого славит слепец бpодячий... -
И я даpю тебе свой колокольный гpад, Ахматова! -
и сеpдце свое в пpидачу.

Слайд № 23
Hо все они были для нее лишь собpатьями по пеpу. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, котоpого она чтила не как собpата по "стаpинному pемеслу", а как божество от поэзии, и котоpому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соpатниками своими, веpнее, - себя ощущала собpатом и соpатником их, и о каждом считала себя впpаве сказать. Твоpчество лишь одного Блока воспpиняла Цветаева, как высоту столь поднебесную - не отpешенность от жизни, а очищенностью ею; что ни о какой сопpичастности этой твоpческой высоте она, в "гpеховности" своей, и помыслить не смела - только коленопpиклонением стали все ее стихи, посвященные Блоку в 1916 и 1920-1921 годах.  
Чтение стихотворения наизусть
Звеpю - беpлога,
Стpаннику - доpога,
Меpтвому - дpоги.
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Цаpю - пpавить,
Мне славить
Имя твое.

«Брак поэта со временем — насильственный брак», — писала Цветаева. Не вписываясь в свое время, в реальный мир, «мир гирь», «мир мер», «где насморком назван плач», она творила свой мир, свой миф. Ее миф — миф о Поэте. Ее стихи и статьи о поэтах — всегда «живое о живом». Она острее других чувствовала уникальность личности поэтов.
А. Блоку
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.

Слайд № 24

Но особенно значим в поэзии Цветаевой образ Пушкина. Главное обаяние Пушкина для Цветаевой в его независимости, бунтарстве, способности к противостоянию. В цикле «Стихи к Пушкину» (1931) она говорит:

Вся его наука —
Мощь. Светло — гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.

Страница четвертая  Слайды  № 25, 26

4. ТЕМА ПОЭТА И СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед…

Сообщение по теме (индивидуальное задание). Чтение наизусть стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» или музыкальное исполнение романса на эти стихи. Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (работа по карточке).

Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры серебряного века, так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Первый сборник стихов восемнадцатилетней девушки «Вечерний альбом» стал и первым шагом в творческое бессмертие Цветаевой. В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо — утверждение собственной непохожести и самодостаточности. Внешние события предреволюционной истории мало коснулись се стихов.

Позднее она скажет, что «поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Всем своим творчеством она отстаивала высшую правду поэта — его право на неподкупность лиры, на поэтическую честность. В центре цветаевского художественного мира — личность, наделенная безмерной творческой силой, чаще всего — это поэт как эталон настоящего человека. Поэт, по Цветаевой, — творец всего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несет в себе. Сотворение мира для Цветаевой начинается с сотворения своего детства, своей биографии. Многие ее стихи посвящены воплощению поэта в ребенке — поэтом рождаются. «Ребенок, обреченный быть поэтом» — такова внутренняя тема ее ранней лирики.

Слайд  № 27

Индивидуальность творчества проявляется у Цветаевой в постоянном ощущении собственной непохожести на других, особенности своего бытия в мире иных, нетворческих, людей. Эта позиция поэта стала первым шагом к антагонизму между «я» и «они», между лирической героиней и всем миром («Вы, идущие мимо меня…»):

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром…
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой…

Особый дар настоящего поэта, согласно Цветаевой, — исключительная способность к любви. Любовь Поэта, по ее мысли, не знает предела: все, что не вражда или безразличие, объемлется любовью, при этом «пол и возраст ни при чем». Близорукость в «мире мер», но ясновидение в мире сущностей — таким видит она особое поэтическое зрение.
Поэт свободно парит в своем идеальном мире, в мире «нездешнего» пространства и времени, в «княжестве снов и слов», вне всяких жизненных теснот, в безграничных просторах духа. Иногда для Цветаевой жизнь в снах является подлинной реальностью

Слайд № 28

«Поэт — очевидец всех времен в истории», — говорила Цветаева. Поэт — невольник своего дара и своего времени. Его отношения со временем трагические. В стихотворении «Прокрасться…» дано такое предположение-утверждение:

А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем —
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах…
Может быть — отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

Состояние одиночества — одно из наиболее характерных состояний Цветаевой. В юности, а затем в молодости она ощущала одиночество не по годам, тоску по чьей-то заботе, жаждала быть нужной другим и остро страдала от своей ненужности. Конфликт между бытом и бытием, несовместимость небесного и земного, высокого избранничества поэта с его мирским существованием породили это состояние в ней. Этот конфликт пронизывает все ее творчество, приобретая самые разные оттенки, а в центре его — сама Марина Цветаева. Лирическая героиня Цветаевой одинока от несбывшейся любви или дружбы, одинока как поэт, противостоящий миру, одинока в своем мироощущении и миропонимании. С одиночества начинается творческая самостоятельность.

Свободу, необходимую, чтобы творить. Ей было свойственно стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое воображение, ее душу. Не находя себя в реальности, она уходила в себя, в свою Душу. «Вся моя жизнь — роман с собственной душой», — говорила она.

Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
…Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
…Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!

Образ моря у Цветаевой так же многолик, как и ее душа: это и бунт, и стремительность, и глубина, и опасность, и любовь, и неисчерпаемость. Море отражает в себе небо и объединяет морское и небесное начала

Цветаева была убеждена, что ее диалог с читателем не будет прерван. Она верила, что когда-то «в нужный срок» каждое ее слово отзовется в сердцах других. Как она и предвидела, настал ее час, наступил «свой черед» ее стихам:
Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Стихотворчество для Цветаевой — образ жизни, без него она просто не мыслила своего существования. Она писала много, в любом состоянии души. Поэтесса не раз признавалась, что стихи ее «сами пишутся», что они «растут, как звезды и как розы», «льются настоящим потоком».
Чтение стихотворения наизусть.

Слайд  № 30

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота — ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы —

Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты

Закон звезды и формула цветка.


Пятая страница        Слайды  № 31, 32

5. ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Милый, милый, мы, как боги:

Целый мир для нас!

Сообщение по теме лирики (индивидуальное задание).

Чтение стихотворения «Вчера ещё в глаза глядел…», «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Еще одна святая тема лирики Цветаевой - тема любви. Я не знаю другой такой поэтессы, которая бы так писала о своих чувствах.
От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини; страсти и характеры раскрывались в стихах, образы живых людей начисто разрушались в его сознании. Единственный человек, чей образ ни в жизни, ни в поэзии не только не был разрушен, но совершенно не потускнел, был Сергей Эфрон. " Писала я на аспидной доске…" - так называется стихотворение, посвященное мужу. В нем Цветаева признается в любви: четырехкратный повтор слова "любим" говорит о желании этого чувства, о радости, о счастье:
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась радугой небесной.
Ей мало земли, ей нужно небо, чтобы и оно слышало и знало о ее любви. В последних строках стихотворения Цветаева дает обет увековечить имя мужа:
Непроданное мной! - Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.

Слайд № 33
Поэт - всегда увлекающаяся натура, поэт, любя, забывает обо всем на свете, кроме того человека, которого избрал своей половиной. Марина Цветаева сама творила любимого человека, создавала его таким, каким хотела вдеть и разбивалась, когда этот человек не выдерживал ее натиска чувств, напряженности отношений, состояния "быть всегда на гребне волны". Мы знаем, что Цветаева не проста в отношениях с людьми, это ее суть, ее состояние. Любви она отдавалась вся, без остатка, без оглядки. Молния - она убивает, она мгновенна, но умереть от руки любимого человека, видимо, для цветаевской героини - счастье, потому и стоит в конце строки восклицательный знак.
Несколько слов Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону. Огромная человеческая преданность и восхищение выражены в стихотворении "Я с вызовом ношу его кольцо!"

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.3 июня 1914

Слайд  № 34

Совсем еще мальчик - ему шел восемнадцатый год - он был на год моложе Марины. Высокий, худой, чуть смуглый. С прекрасным, тонким и одухотворенным лицом, на котором лучились, сияли, грустили огромные светлые глаза:
Есть огромные глаза
Цвета моря…
(Сергею Эфрону, 1920)
Семейные, "эфроновские" глаза - такие же были у сестер Сережи, а потом и у дочери Цветаевой. "Входит незнакомый человек в комнату, видишь эти глаза и уже знаешь - это Эфрон," - сказал один художник, знавший их всех в Коктебеле.
Может быть, все началось с коктебельского камушка? Множество полудрагоценных камней таилось на коктебельских пляжах, откапывали, коллекционировали, гордились друг перед другом своими находками. Как бы то ни было на самом деле, Цветаева связала свою встречу с Сережей с коктебельским камешком.
"1911 г. Я после кори стриженная. Лежу на берегу, рою, рядом роет Волошин Макс.
Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень.
Марина! (Вкрадчивый голос Макса) - влюбленные, как тебе, может быть, уже известно, - глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе (сладчайшим голосом) …булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень!
…С камушком - сбылось, ибо С.Я. Эфрон…чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне - величайшая редкость! - …сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной. "
Марина и Сережа нашли друг друга мгновенно и навсегда. Их встреча была тем, чего жаждала душа Цветаевой: героизм, романтика, жертвенность, высокие чувства.

Она еще не могла предположить, что "роковые времена" не за горами. Нет сомнения в том, что почувствовала себя старшей, взрослой рядом с этим юношей. Полюбив Сережу, - сама недавно подросток - Марина приняла на себя его боль и ответственность за его судьбу. Она взяла его за руку и повела по жизни. Но если она сама была вне политики, то Эфрон пошел воевать на стороне Белой армии, хотя по логике семейной традиции Сергею Эфрону естественнее было оказаться в рядах "красных". Но тут в поворот Судьбы вмешалось и смешанное происхождение Эфрона. Ведь он был не только наполовину евреем - он был православным. Как сорвалось у Цветаевой слово " трагически"?
В его лице трагически слилось
Две древних крови…
(Сергею Эфрону, 1920)
Почему - трагически? Сам ли он ощущал двойственность своего положения полукровки и страдал от этого? И не оно ли заставляло больнее звучать слово "Россия", "моя Россия"?
Трагизм положения заключается в том, что выбор, сделанный им, не был окончательным. Его швыряло из стороны в сторону: Белая армия, отход от добровольчества, чувство своей "вины" перед новой Россией…Пока же, летом 1911 года, будущее рисовалось счастливой сказкой. С Цветаевой произошел огромный жизненный перелом: появился человек - любимый! - которому она была необходима. Поэтому стихотворение и заканчивается строфой, которая звучит, чуть ли не формулой:
В его лице я рыцарству верна.
Как и любого поэта, тема любви не могла обойти творчество Цветаевой. Любовь для нее самое сильное чувство на земле. Ее героиня не боится смело говорить о своих чувствах, не боится позора, связанного с признанием в любви. Марина Цветаева несколько строк посвятила мужу, Сергею Эфрону. Высоту, на которую Цветаева поднимала в стихах своего мужа, под силу было выдержать только человеку безукоризненному. Больше ни к одному реальному человеку не обращалась она с такой требовательностью - разве что к самой себе, никого не поднимала так высоко. От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини.

Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Психея» (работа по карточке – раздаточный материал).

Карточка №1   Слайд № 35

1. Внимательно прочитайте словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

2. Познакомьтесь с цветаевским стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, о чем вы узнали из словаря.

     Психея («психэ» с греческого «Душа», «дыхание») – а в греческой мифологии олицетворение Души представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея разрушила запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горящего масла, упавшего на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.

М. Цветаева

   ПСИХЕЯ

Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

 Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

- Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя – Психея!...

3. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления).

4. Выпишите слов, несущие значения этих миров, в два столбика.

5. Сделайте вывод.

 В подтверждение  выводу отрывки из писем М. Цветаевой:

     «Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа! Психею мы любим Психеей, Елену (тело) мы любим глазами, - чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

  «Я – не для жизни. У меня всё – пожар! Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне! У меня на глубину -  НИ-ЧЕ-ГО. Всё спадает как кожа, а под кожей – живое мясо или огонь: я – Психея»…

Слайд  № 36

     К пониманию стихотворения приводят вопросы и задания, находящиеся на карточке. Слова, обозначающие один мир, выписываются в один столбик,  другой мир – в другой столбик.

ЕВА                                                                                    ПСИХЕЯ

Самозванка                                                                        Дом

Земля                                                                                  Небо

Лохмотья                                                                           Крылья

Отрепья                                                                             Великолепье   и т.д.

    Итогом анализа становится вывод: в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с землёй отрицается, это тяжкая ноша, В поднебесном мире есть всё, что любимо героиней. Небо – её дом. Стихи, голос их создающий, перегоняли реальные события. И заставляли отказываться от себя - человека, Еву побеждала Психея. М. Цветаева говорила, что в ней нет ничего от Евы. "А от Психеи- все". (Цветаева, 1994-1995. Т. 6. С. 263)

Карточка  № 2                Слайд № 37

Анализ стихотворения  «Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена  - и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется твое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной -  воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

               ( 23 мая 1920)

1. Кто герои этого стихотворения?

- Найдите слова, относящиеся к этим  героям.

2. Лексическая работа.

- Дайте толкование словам «Бренная», «беспутная», «фразеологизму «соль земли». Определите лексическую общность этих групп.

Первая группа слов объединена понятиями …

Вторая группа слов объединена понятиями …

3. Морфологический уровень.

Каких частей речи больше при описании простых людей, а каких частей речи больше при описании Марины?

4. Синтаксический и пунктуационный уровень.

- Какие знаки употребляются пи описании простых людей, какие – при описании Марины?

5. В первой строфе мы находим отсылку к нескольким древним мифам о любви. Какие это мифы?

6. Какой основной прием построения произведения?

7. Этимология имени. Марина – «морская»: и себя, и свою душу она всегда видит «морской».

Подведение итогов.

    Вчитываясь в стихотворения Цветаевой, начинаешь понимать, что она воспринимала поэзию как живое существо, как возлюбленного: она была с ней на равных и, следуя закону Любви, отдавала всю себя без остатка, и чем больше отдавала, тем больше получала взамен. Эта священная любовь к поэзии требовала от Цветаевой всегда оставаться самой собой, быть беспощадно честной в суде над своими мыслями и чувствами.
     Тому, кто обладает поэтическим, пророческим голосом, «долг повелевает — петь». Поэтическое призвание для Цветаевой — «как плеть», а тех, кто не способен петь, она называет счастливцами и счастливицами. И в этом она абсолютно искренна, потому что каждый настоящий поэт в своих стихотворениях жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения ради того, чтобы читатели учились жизни, опираясь на их духовный опыт.

Даже сейчас пока трудно в нескольких словах объяснить значение Марины Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Ее не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка времени. Она необычайна своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Цветаевой наизусть, сделать анализ стихотворения письменно

Литература и  используемые ресурсы   Слайд № 38

1. Марина Цветаева. Избранное. М., “Просвещение”, 1989 г .
2. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М., “Советская Россия”, 1988 г .

3.Агеносов В.В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - Москва, " Дрофа", 1997

4.Биккулова И.А., Обернихена Г.А. Изучение поэзии " серебряного века" в школе. Методические рекомендации. - М.," Дрофа", 1994

5. Конспекты уроков для учителя литературы 11 класс. Серебряный век русской поэзии. Под. ред. Л.Г. Максидоновой: 2 ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999

http://www.biografii.com/biogr_dop/cvetaeva_m_i/cvetaeva_m_ihttp://festival.1september.ru/

Приложение

Карточка №1  

1. Внимательно прочитайте словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

2. Познакомьтесь с цветаевским стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, о чем вы узнали из словаря.

     Психея («психэ» с греческого «Душа», «дыхание») – а в греческой мифологии олицетворение Души представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея разрушила запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горящего масла, упавшего на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.

М. Цветаева

   ПСИХЕЯ

Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

 Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

- Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя – Психея!...

3. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления).

4. Выпишите слов, несущие значения этих миров, в два столбика.

5. Сделайте вывод.

 В подтверждение  выводу отрывки из писем М. Цветаевой:

     «Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа! Психею мы любим Психеей, Елену (тело) мы любим глазами, - чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

  «Я – не для жизни. У меня всё – пожар! Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне! У меня на глубину -  НИ-ЧЕ-ГО. Всё спадает как кожа, а под кожей – живое мясо или огонь: я – Психея»…

Слайд  № 36

     К пониманию стихотворения приводят вопросы и задания, находящиеся на карточке. Слова, обозначающие один мир, выписываются в один столбик,  другой мир – в другой столбик.

ЕВА                                                                                    ПСИХЕЯ

Самозванка                                                                        Дом

Земля                                                                                  Небо

Лохмотья                                                                           Крылья

Отрепья                                                                             Великолепье   и т.д.

    Итогом анализа становится вывод: в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с землёй отрицается, это тяжкая ноша, В поднебесном мире есть всё, что любимо героиней. Небо – её дом. Стихи, голос их создающий, перегоняли реальные события. И заставляли отказываться от себя - человека, Еву побеждала Психея. М. Цветаева говорила, что в ней нет ничего от Евы. "А от Психеи- все". (Цветаева, 1994-1995. Т. 6. С. 263)

Карточка  № 2                

Анализ стихотворения  «Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена  - и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется твое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной -  воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

               ( 23 мая 1920)

1. Кто герои этого стихотворения?

- Найдите слова, относящиеся к этим  героям.

2. Лексическая работа.

- Дайте толкование словам «Бренная», «беспутная», «фразеологизму «соль земли». Определите лексическую общность этих групп.

Первая группа слов объединена понятиями …

Вторая группа слов объединена понятиями …

3. Морфологический уровень.

Каких частей речи больше при описании простых людей, а каких частей речи больше при описании Марины?

4. Синтаксический и пунктуационный уровень.

- Какие знаки употребляются пи описании простых людей, какие – при описании Марины?

5. В первой строфе мы находим отсылку к нескольким древним мифам о любви. Какие это мифы?

6. Какой основной прием построения произведения?

7. Этимология имени. Марина – «морская»: и себя, и свою душу она всегда видит «морской».

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

«Каждый стих – дитя любви…»

1. «МОСКОВСКАЯ»  ТЕМА В ЛИРИКЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ.

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси  -  бездомный,

Мы все к тебе придем.

«У меня в Москве купола горят…»; «Над городом, отвергнутым Петром…»; «Родина», «Домики старой Москвы»

2. ПУШКИН В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Вся его наука –

Мощь. Светло – гляжу.

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Статья «Мой Пушкин»; «Стихи к Пушкину»,  «Встреча с Пушкиным»

3. ПОСВЯЩЕНИЯ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Женщине – лукавит

Царю -  править,

Мне – славить

Имя твое.

Посвящения А. Блоку («Имя твое – птица в руке»), Вл. Маяковскому «Уж сколько их упало в эту бездну»)

4. ТЕМА ПОЭТА И СУДЬБЫ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед…

«Кто создан из камня…». «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Поэт издалека заводит речь…»

5. ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Милый, милый, мы, как боги:

Целый мир для нас!

«Я с вызовом ношу его кольцо…», «Психея», «Мне нравится, что вы больны не мной..» «вчера еще в глаза глядел…»

Приложение

Над городом отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной отвергнутой тобой.

Царю Петру, и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы

Неоспоримо первенство Москвы.

— И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Мне нравится, что вы больны не мной

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Щ.Мандельштаму
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня, не зная сами!
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами. За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,
За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами!

Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих верст.

Я знаю, наш дар — неравен,

Мой голос впервые — тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:

Лети, молодой орел!

Ты солнце стерпел, не щурясь,

Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел Вам вслед...

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих лет.

12 февраля 1916

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота — ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы —

Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты

Закон звезды и формула цветка.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и нагробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на  заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.

3 июня 1914


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моим стихам, написанным так рано… (Поэтический мир Марины Цветаевой)

Цели урока:-познакомить учащихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений;-повторить элементы анализа стихотворного текста;-воспитывать любовь к...

Поэтический мир Марины Цветаевой.

Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"...

Поэтический мир Марины Цветаевой

Цель урока - определить основные темы и мотивы лирики, особенности лирической героини, отрабатывать навыки анализа поэтического текста...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

Цели:1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.2. Помочь разобраться в особенностя...