Главные вкладки

    Элективный курс по литературе (9 класс) по теме:
    Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери

    Подрезова Ирина Ивановна

    На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiz_novelly_r.bredberi.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

    МАОУ СОШ  №36 г. Томска

    «Почему жизнь не может быть простой и доброй»?

    (анализ новеллы Р. Брэдбери «Наказание без преступления»)

                                                                       

                Я предлагаю вниманию анализ новеллы Р. Брэдбери «Наказание без преступления». Новелла Р. Брэдбери небольшая по объёму, поэтому её легко проанализировать на уроке после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», на занятии элективного курса «Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе»[1, 25-30].

               Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы. Автор поведал о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. Идеи Достоевского были востребованы  в творчестве американского писателя Рэя Брэдбери. На примере новеллы «Наказание без преступления» писатель показал возможное преломление проблематики романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В философской системе Рэя Брэдбери смерть физическая иллюзорна, а смерть духовная страшней и реальней. Бережное отношение к человеческому разуму, отрицание зла и насилия, тревога за будущее - вот неполный список тем, сближающих творчество Ф.М.Достоевского и Р. Брэдбери.

                Название новеллы «Преступление без наказания» сразу же ориентирует на проблематику произведения. Новелла (как и роман Ф.М.Достоевского) композиционно делится на две части: преступление и наказание. Преступник известен сразу: этим снимается детективная фабула, главными становятся психологические проблемы. Из первой части мы узнаём, что герой новеллы Джордж Хилл хочет убить жену и заказывает её точную копию - куклу. Джордж оправдывает убийство, так как по его мнению преступление носит очищающий характер: «...богатые люди могут позволить себе роскошь «очищающего убийства» [2,164]. «Главное назначение кукол в том и заключается, чтобы предупредить реальные преступления. Захотелось тебе избить, убить или помучить кого - нибудь, вот и отведи душу на марионетке...»[2,169]. Идея Джорджа Хилла и идея Родиона Раскольникова близки по сути: перешагнуть через кровь могут люди необыкновенные (по мнению Хилла, - богатые). Главного героя романа «Преступление и наказание» волновали всем близкие и вместе с тем трудноразрешимые вопросы: почему умные, добрые, благородные  люди должны влачить жалкое существование, а ничтожные, подлые, глупые живут в роскоши и довольстве? Такие же вопросы задаёт Джордж Хилл: почему жизнь перестала быть простой и доброй? На первый взгляд кажется, что идеи Раскольникова и Хилла гуманны. Убивая старуху - процентщицу, Родион Раскольников мечтает помочь бедным: «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему человечеству...»[3, 168] Убивая копию своей жены, Хилл освобождается от мук ревности: «Он очистился от гнева и жажды убийства...». Но идея, ложная в своей основе (уничтожение человека), развенчивается изнутри - через страдания героев.

                Среди параллелей, связывающих новеллу Р. Брэдбери и роман Ф.М.Достоевского, есть ряд похожих сцен. Р.Брэдбери (как и Ф.М.Достоевский) показывает сон героя как художественную форму раскрытия подсознательного. В новелле «Наказание без преступления» сон - это прошлое героя, время, когда он был счастлив: «Они с Кэти целуются и держат друг друга за руки и ничего не едят. Они читают стихи...»[2,165] Стихи - символ гармонии, символ духовного единения героев. «И вдруг - кошмар». Кэти полюбила другого человека. «Как это случилось? Откуда вдруг взялся Фелпс? Почему он вторгся в их мир?» Счастливое прошлое разрушено настоящим. Возникает замысел преступления: Джордж хочет убить жену. От любящего, доброго Джорджа ничего не осталось: всё затмила ревность. Джордж считает, что убить легко, ведь он убивает лишь копию, марионетку. Р.Брэдбери (как и Ф.М.Достоевский) подробно передаёт  подготовку и сцену убийства, до последнего момента представляющуюся герою нелепой, чудовищной и невозможной.  «Он всадил в неё ещё четыре пули. Она лежала и дёргалась. Её бесчувственный рот широко раскрылся, и какой-то механизм, уже зверски изуродованный, заставлял её повторять вновь и вновь: «Возлюбленный, возлюбленный...»[2,168]

               Впечатление от произошедшего многократно усилено и другими художественными средствами. Р.Брэдбери вводит в новеллу библейский текст «Песнь песней» о любви царя Соломона и прекрасной Суламифь. Кэти сравнивается с Суламифью: «Глаза твои голубиные под кудрями твоими... Как лента алая губы твои, а уста твои любезны...»; Джордж - с Соломоном: «...Кудри его волнистые и чёрные, как вороново крыло... Руки его - золото, украшенное топазами!»[2,165] Для чего приводит эти сравнения автор? Любовь Соломона к Суламифь - образец идеальной любви, искренней, бескорыстной, самоотверженной.  Идеальная любовь Кэти и Джорджа осталась в прошлом. Нет духовной близости - нет настоящей любви. Воспоминания о прекрасной любви лишь на мгновение останавливают Джорджа. Он восхищается женой, забывая, что перед ним только её точная копия. Но «делец»  берёт верх над «романтиком»: Джордж готов купить куклу для собственного удовольствия, ведь всё в мире продаётся и покупается.    

                Можно ли купить любовь? «...может быть, можно... может быть можно... ну, заплатить больше денег? И увезти тебя отсюда? Мы улетим в Париж, в Стокгольм, куда хочешь!»  Марионетка смеётся над Джорджем: «Куклы не продаются. Их дают только напрокат»[2,166]. Джордж не понимает, что любовь - это не игрушка, не вещь, её нельзя взять напрокат. Любовь завоёвывают ежедневно, ради любви  люди готовы пожертвовать собой. Кукла не продаётся, и Джордж убивает её.

                Вторая часть новеллы - наказание, неотвратимое возмездие: «Гром грянул с неба». Джордж Хилл в тюрьме. Он понимает, что совершил преступление: «Видимо, это всё- таки было убийство, даже если убил я неживого человека. Намерение было, умысел и план тоже». Хилл хочет очиститься, заключённый стоит у окна, высунув руки через решетку - может быть, дождь смоет с рук убийцы кровь жертвы? Автор приводит интересную художественную деталь, показывающую сложное психологическое состояние героя. Хилл мучается, сознавая себя преступником: «Я совершил преступление. И всё время с того часа чувствовал себя преступником. Чувствовал, что заслуживаю наказания»[2,170]. Кажется, что герой по-настоящему раскаивается в совершённом преступлении. Но финальная сцена новеллы расставляет всё по своим местам. Хилл видит живую, настоящую Кэти вместе с Леонардом Фелпсом. От былого раскаяния не остаётся и следа: «Я никого не убивал, это всё шутка, ошибка... Я не совершал никакого преступления!» В исступлении Хилл требует освободить его. Однако в мире Р.Брэдбери наказание неотвратимо: «Суд уже вынес свой приговор, сэр». Безумие и смерть - вот финал для Хилла.

               Родион Раскольников по сравнению с Джорджем Хиллом совершил гораздо более тяжкое преступление: не только убийство старухи - процентщицы, но и её сестры Лизаветы (возможно, и её нерождённого ребёнка). Достоевский показывает, что любое преступление влечёт за собой последствия: потенциальными жертвами Раскольникова стали и его родные: мать сошла с ума и умерла. Приговор же, по словам Достоевского, «оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершённому преступлению...»[3,523] Почему же Рэй Брэдбери так жесток к своему герою? По мнению автора, Хилл заслуживает сурового наказания, потому что преступна сама идея лишить человека жизни. По сравнению с Хиллом Раскольников испытывает глубокие душевные муки, страдания: «Я себя убил…» Хилл свою вину не осознал и не раскаялся.

               В русской классической литературе слово  в названии произведения – это больше, чем просто слово, оно образ- символ, вводящий нас в художественный мир писателя. По мнению Ф.М.Достоевского, главное в наказании – это не судебное дело, не каторга, а непосредственно душевные, нравственные муки, страдания. Анализируя смысл названия новеллы Рэя Брэдбери «Наказание без преступления», можно сказать, что на первый взгляд преступления как такового нет, что герой безвинно осуждён: он ведь убил куклу. Автор считает, что духовная смерть Джорджа Хилла произошла гораздо раньше, в тот момент, когда он был готов купить любовь куклы, когда решился на преступление, убив в себе лучшие воспоминания. Хилл наказан справедливо, потому что мысленно посягнул на человеческую жизнь. Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного – эта мысль объединяет произведение Рэя Брэдбери с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

    Вопросы к творческому практикуму

    1. Что мы узнали о герое из первой части рассказа?
    2. С какой целью писатель ввёл в рассказ сон Хилла?
    3. Что является символом счастья для Хилла и Кэти?
    4. Какие вопросы не дают герою покоя? Какой из этих вопросов является для героя главным?
    5. Почему Джордж Хилл так остро возненавидел жену и захотел её убить?
    6. Для чего в новелле используется библейский текст?
    7. Почему герой оправдывает убийство?
    8. Изменила ли тюрьма Джорджа Хилла? Можно ли говорить о раскаянии героя?
    9. Осознал ли герой, что он совершил преступление?
    10. Почему писатель так жесток к своему герою? Смертельная казнь за убийство куклы – не слишком ли сурово?
    11. В чём заключается смысл названия новеллы «Наказание без преступления»?

    Литература

    1. Элективные курсы по русскому языку и литературе для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие./ Сост. Безменова Л.Р., Янович Е.И., Подрезова И.И., Самсонова Н.Н.- Томск: ТОИПКРО, 2006. – 60 с.
    2. Брэдбери Рэй: /.Сост., предисл. А.Чигаров. – М.: Издательский дом «Звонница», 2000. – 352с. (Б-ка мировой новеллы)
    3. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения /Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев; Сост., вступ.статья, примеч. Н.Якушина. – М.: Худож.лит., 1990, - 606с.
    4. Гиматдинова С.А. Почему жизнь не может быть простой и доброй?// Литература в школе №7. - Москва: ЗАО «Алмаз-пресс», 2000. С.47-48


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

    Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

    Мультимедийное пособие по литературе "Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Характер как двигатель сюжета".

    Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла?...

    презентация к занятию элективного курса "Нормы ударения в СРЛЯ"

    Сопровождение презентационным материалом способствует качественной работе с детьми, содержит большой объем информации. Презентация выполнена самостоятельно, поэтому полностью соответствует теоретическ...

    Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

    Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

    Занятие элективного курса «Современная Британия» в 11-м классе по теме «Один день в Лондоне»

    Занятие элективного курса "Современная Британия"  в 11-м классе по теме "Один день в Лондоне" разработано с использованием арт-технологии, что предполагает такие этапы работы с уащимися как доуро...

    Рекомендации проведения занятий элективного курса "Рождественская проза в русской литературе XIX-XX веков"

    Данная работа представлялась на конкурс методических и дидактических средств обучения. Элективный курс по теме "Рождественская проза в русской литературе XIX-XX веков" был апробирован в старших класса...