Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Ткаченко Диана Сергеевна

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.

Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут!

 

Урок №1. Литературный процесс рубежа веков (XIX - XX вв.). Литературные направления

Урок №2. Творчество Антона Павловича Чехова. (1861-1902 гг.). на примере рассказов "Смерть чиновника", "Студент"

Урок №3. Традиции русской литературы в художественном мире писателя на примере рассказов "Смерть чиновника" и "Студент"

Урок №4. Художественные особенности поэтики А. П. Чехова на примере рассказов "Ионыч", "Душечка", "Учитель словесности", "Дама с собачкой"

Урок №5. А. П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». Смысл заглавия. Анализ эпизода

Урок № 6.  А. П. Чехов. Пьеса "Вишневый сад". Смысл заглавия. Анализ эпизода (продолжение)

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок №5 «А. П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». Смысл заглавия. Анализ эпизода».

 

Учитель: итак, сегодня мы с вами познакомимся с пьесой А. П. Чехова, которая завершает творческий путь писателя. Пьеса «Вишневый сад» была написана в 1903 году, за год до смерти писателя.

Учитель: история создания. (Делаем пометки...) 

О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. А.П.Чехов пишет друзьям: "вся пьеса веселая, легкомысленная". 

Тема пьесы  - "имение идет с молотка" - отнюдь не была новой для писателя. На протяжении всего творческого пути Чехова интересовал и волновал психологический трагизм ситуации продажи имения и утраты дома. Потому в пьесе "Вишневый сад" отразились многие жизненные впечатления писателя, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге. Все более крепнущее "третье сословие", которое отличалось жесткой деловой хваткой, постепенно вытесняло из "дворянских гнезд" их разоряющихся хозяев, бездумно проживавших свои состояния. Из всего этого Чехов и почерпнул замысел пьесы, где впоследствии отразились многие подробности жизни обитателей умирающих дворянских усадеб.

Работа над пьесой "Вишневый сад" требовала от автора чрезвычайных усилий. Так, он пишет друзьям: "Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями". Чехов, постоянно борющийся с приступами болезни и бытовыми неурядицами, пишет "бодрую пьесу".

5 октября 1903 года известнейший русский писатель Н. К. Гарин-Михайловский сообщает в письме одному из своих корреспондентов: "Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что закончил свою драму "Сад вишневый". 

Также Чехов отправляет несколько писем режиссерам и актерам, где детально комментирует некоторые сцены "Вишневого сада", дает характеристики его персонажей, делая особенный упор на комедийных чертах пьесы. Но К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, основатели Художественного театра, восприняли ее как драму. По словам Станиславского, чтение пьесы труппой было встречено "единодушно восторженно". Он пишет Чехову: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: "Позвольте, да ведь это же фарс". Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".

Постановка пьесы потребовала особого театрального языка, новых интонаций. Это прекрасно понимали и ее создатель, и актеры. М. П. Лилина (первая исполнительница роли Ани) писала А. П. Чехову 11 ноября 1903 года: "...Мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей".

Однако режиссерская интерпретация "Вишневого сада" не удовлетворяла Чехова. Чехов признается жене: "Как это ужасно! Акт, который должен продолжаться 12 минут maximum, идет 40 минут. Сгубил мне пьесу Станиславский".

В декабре 1903 года Станиславский жаловался: "Вишневый сад" "пока не цветет. Только что появились было цветы, приехал автор и спутал нас всех».

А. П. Чехов писал "Вишневый сад" как пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утратах, о стремительно ускользающем времени.

Но критика пьесы тоже была: например, А. М. Горький охарактеризовал чеховский "Вишневый сад" как перепев старых мотивов: "Слушал пьесу Чехова - в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового - ни слова. Всё - настроения, идеи - если можно говорить о них - лица, - всё это уже было в его пьесах. Конечно - красиво и - разумеется - со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска - не знаю".

Несмотря на постоянные разногласия, премьера "Вишневого сада" все-таки состоялась 17 января 1904 года - в день рождения А. П. Чехова. Художественный театр приурочил ее к 25-летию литературной деятельности А. П. Чехова. В зале собралась вся артистическая и литературная элита Москвы, а в числе зрителей были А. Белый, В. Я. Брюсов, А. М. Горький, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин. Последняя пьеса А. П. Чехова, ставшая его творческим завещанием, начинала свою самостоятельную жизнь.

Требовательная российская общественность с большим восторгом встретила пьесу. Но, тем не менее, Чехов так и не увидел спектакль, всецело отвечавший его творческим замыслам.

Вопреки критическим прогнозам "Вишневый сад" стал неувядающей классикой отечественного театра.

Учитель: а теперь обратимся непосредственно к тексту пьесы. (Чтение пьесы по ролям, отрывок на усмотрение учителя). Беседа по прочитанному.

Д/з дочитать пьесу.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 10-м классе по алгебре и начала анализа на тему: « Возрастание и убывание функций. Экстремумы »

План-конспект урока в 10-м классе по алгебре и начала анализа на тему: « Возрастание и убывание функций. Экстремумы » Цели: Образовательная: -- повторить основные свойства функций; -- дат...

конспект урока истории в 7 классе "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Подробный конспект урока по истории 7 класс "Петр Первый. Россия на рубеже веков"...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

План-конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война. Начало"

Урок  с элементами дискуссии, построен  с применением различных форм и методов, с импользованием дифференцированного подхода. Урок  спланирован с учетом возрастных особенностей у...

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века".

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века" для обучающихся  8 класса с ОВЗ....

Конспект урока истории в 8 классе:Великие достижения и открытия XIX века

Данный урок позволяет обобщить знания учащихся о важнейших открытиях и достижениях XIX века....