ИСТОРИЯ ДУЭЛИ А.С.ПУШКИНА (ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ А.С.ПУШКИНА (ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ) Коновалова Е. П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, г. Пушкино

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_dueli.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

                          ИСТОРИЯ ДУЭЛИ А.С.ПУШКИНА

                                     (ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ)

                       Коновалова Е. П., учитель русского языка и литературы

                                                           МБОУ СОШ № 1, г. Пушкино        

Приближается юбилей нашего Великого Поэта. Сейчас мы много говорим о причинах гибели Поэта, о чести, о достоинстве, но хотелось бы взглянуть на ту далёкую историю глазами современника Поэта. Ещё раз перенестись в то время, почувствовать ту обстановку , в которой жил Поэт, ещё раз ощутить то ОДИНОЧЕСТВО, в котором находился Поэт. Кроме того, в наш век абсолютной информатизации, компьютеризации посидеть за книгами, самим найти, выбрать то главное, от чего трепещет душа, перелистать страницы истории очень интересно и увлекательно. Во-первых, самим узнать историю знаменитой Тагильской находки, во-вторых, узнать историю дуэли А.С. Пушкина со слов современников, в-третьих, самим сделать выводы…Думается, в юбилейные дни это не будет лишним.

Предлагаю результат работы над этим проектом – «История дуэли А.С.Пушкина глазами современников». Желательно, чтобы музыка, служащая фоном, была в живом исполнении, учащиеся одеты в костюмы эпохи, хотя ,конечно, всё это не важно. Важна сама история.

Цели:

1.Исследовательская работа как приём познания, развития способностей учащихся.

2. Учить находить и отбирать наиболее и значимый материал.

3. Развивать речь, мышление, коммуникативные навыки учащихся.

4. Воспитывать любовь к родному языку, поэзии, литературе.

5.Воспитывать честь, достоинство, чувство патриотизма, так необходимое в наши дни.

1.Звучит Бетховен «Лунная соната»

1 ученик

Это было 19 января 1887 года. Выдался на редкость холодный, ветреный день. К трёхэтажному особняку, расположенному в аристократическом квартале Парижа, на улице Монтень, подошёл седой человек. Часы на городской башне пробили половину третьего. Особняк казался нежилым из-за спущенных массивных жалюзи на окнах. Но хозяин был дома: слуги получили приказ никого не принимать . В тёмном кабинете перед каминов, оцепенело уставившись на огонь, сидел дряхлый старик. Он не любил этот день: тяготило время вынужденных воспоминаний, беспокоили визиты незнакомых людей, желавших увидеть виновника давней трагической истории. В сущности, жизнь сложилась удачно. Разжалованный, выгнанный из России офицер стал сенатором Франции, удачливым дельцом – учредителем банков, железнодорожных компаний, промышленных обществ. Пора бы забыть Петербург, Чёрную речку…

Седой человек поднялся на крыльцо. В респектабельном молчаливом доме непочтительно сильно грянул дверной звонок. Лакей со свечами вошёл в кабинет и, подав визитную карточку, растерянно выронил :

- Месье Дантес – это русский. Он настаивает на свидании с вами.

Старик вздрогнул, с трудом разобрав русские буквы. Они сложились в имя… «Онегин»!

Дантес протестующе поднял руку, но твёрдые шаги, гулко отдававшиеся в пустой анфиладе комнат, уже приближались. Каминные часы тонко прозвенели 2 часа 45 минут пополудни. Седой человек в чёрном сюртуке встал у двери. Он увидел старика, и стальные глаза его недобро сверкнули. Надвигаясь на Дантеса, Онегин громко и размеренно сказал:

-Ровно пятьдесят лет назад в эту самую минуту скончался Александр Пушкин. Русская литература овдовела. Россия до сих пор плачет о нём . Вы убили его:

- Как вы на это решились, неужели не знали, что Пушкин – гений, слава России?

- А я? - удивился Дантес, - Он мог меня убить: А ведь потом стал сенатором.

- Бедная Франция могла лишиться его сенаторских услуг.

Убийца великого не поэта дожил до 100-летия Пушкина всего 4 года – он умер в городе Шульц в 1895 году в возрасте 83 лет.

2 ученик

Весной 1836 года молодой гвардейский Алексей Карамзин заболел и, по совету врачей, предпринял путешествие по Германии, Франции и Италии. Родные регулярно сообщали ему петербургские новости. Чаще всех пишет мать, Екатерина Алексеевна. Пишет старшая сестра, Софья Николаевна. Несколько реже пишет брат, офицер гвардейской артиллерии Карамзин Александр.

 Охватывают письма период в один год и два месяца: первое письмо в альбоме датировано 27 мая 1836 года, последнее – 30 июля 1837 года.

 Но прежде чем коснуться содержания писем, следует сказать несколько слов о Карамзине и об их литературном салоне. Все, что было известного и талантливого в столице, каждый вечер собиралось у Карамзиных. У Карамзиных собираются для беседы и обмена мыслями и говорят о поэзии, о науке, о политике.

3 ученик

      Карамзины во всех подробностях знают семейную историю Пушкина. Эта трагедия разыгрывается у них на глазах. В их доме Пушкин встречается с Жоржем Дантесом. Карамзины – в числе ближайших знакомых поэта, получивших по городской почте анонимное письмо , предназначенное для Пушкина и содержавшее в себе нестерпимое оскорбление – Карамзины принимают деятельное участие в улаживании конфликта между Пушкиным и Дантесом в ноябре 1836 года…

4 ученик

    Они увлечены Дантесом, вполне разделяют отношение к нему петербургского великосветского общества, считают, что он совершенно заслуживает внимания, с которым относятся к нему при дворе, он пользуется расположением императора и шефа кавалергардов – императрицы, дружески встречается с наследником – они вдвоём совершают верховые прогулки.

5 ученик

3 июня 1836 года пишет Софья Карамзина

Дантес бывает почти ежедневно, Дантес очень забавлял своими шутками, своей весёлостью и даже весьма комичными вспышками своих страстных чувств ( всё по отношению к прекрасной Натали).

6 ученик

В Петербургском свете уже широко обсуждается увлечение Дантеса. Всем известно, что Дантес намеренно появляется там, где бывает жена Пушкина, что он совершает прогулки верхом вместе с сёстрами Гончаровыми. « Комичные вспышки страстных чувств» Дантеса по отношению к жене Пушкина!

7 ученик

17 сентября 1836 года пишет Екатерина Андреевна

Мы могли открыть настоящий бал, и всем очень весело, судя по их лицам, кроме только Александра Пушкина, который всё время был грустен, задумчив и озабочен. Он своей тоской и на меня тоску наводит. Его блуждающий, дикий, рассеянный взгляд поминутно устремлялся с вызывающим тревогу вниманием на жену и Дантеса, который продолжал всё те же штуки, что и раньше, - не отходя ни на шаг от Екатерины Гончаровой, он издали бросал страстные взгляды на Натали, а под конец всё-таки танцевал с ней мазурку. Жалко было смотреть на лицо Пушкина, который стоял в дверях напротив молчаливый, бледный, угрожающий.

Боже мой, до чего же  это глупо!

Я попросила Пушкина пойти поговорить с ней. Он согласился, краснея, как вдруг вижу – он остановился и повернул назад. «Ну что же?» - «Нет, не пойду, там уж сидит этот граф», - «Какой граф?» - «Дантес, Геккерн, что ли!»

8 ученик

Дантес ведёт свою игру с Натальей Пушкиной, не отходя ни на шаг от её сестры.

Софья Николаевна пишет: «…продолжал те же штуки, что и раньше…» - следовательно, Дантес ухаживает за Екатериной Гончаровой давно.

9 ученик

Пишет Александр Карамзин:

6 ноября 1836 года. Собираюсь завтракать у Н. Н. Пушкиной, что я делаю каждую субботу.

Суббота, 7 ноября. У Пушкиных происходят трагические события. 4-го ноября члены карамзинского кружка получили по городской почте адресованные Пушкину анонимные письма. Грубый пасквиль, составленный в форме диплома об избрании Пушкина помощником главы ордена рогоносцев.

10 ученик

20 ноября пишет Екатерина Андреевна.

У нас тут скоро будет свадьба. Это прямо невероятно,- я имею ввиду свадьбу, - но всё возможно в этом мире всяческих невероятностей.

11 ученик

Никто не хочет верить, что Дантес женится по своей воле. Екатерина Николаевна, рослая, статная и даже схожая с ней чертами. Смахивала – как писал современник – на иноходца или на ручку от помела.

Екатерина Гончарова задолго до получения пасквиля играла по отношению к сестре низкую роль: сперва подлизывалась в роли сводни, потом выступила в роли любовницы (amante), а затем жены.

12 ученик

В самом ухаживании за Натальей Николаевной Пушкин ничего предосудительного не видел, если только внимание к ней и восхищение её красотой не выходили из границ безусловного уважения к ней и к чести имени, которое она носила.

13 ученик

29 декабря 1836 года. Свадьба назначена на десятое января. Её братья поражены изяществом квартиры, приготовляемой для новобрачных, и обилием столового серебра. Дантес говорит о своей невесте с явным чувством удовлетворения, отец Геккерн балует её.

14 ученик

А в воскресенье был большой вечер у Екатерины (Мещерской), где присутствовали Пушкин, Геккерн, которые продолжают разыгрывать свою сентиментальную комедию, что весьма нравится публике. Пушкин скрежещет зубами, и на лице у него появляется тигровое выражение, Натали опускает глаза и краснеет под жарким долгим взглядом своего btau frère. Это начинает становиться безнравственным без всякой меры. Екатерина лениво направляет лорнет на эту пару, и, чтобы уж никто не оставался без роли в этой драме, Александрина отчаянно кокетничает с Пушкиным, который, по-видимому, серьёзно в неё влюблён: жену свою он ревнует из принципа, а свою helle soeur – из чувства.

15 ученик

Эти строки пишутся в тот час, когда Пушкин в кондитерской Вольфа ожидает секунданта Данзаса, который поехал за пистолетами.

Звучит «Лунная соната» Бенховена.

16 ученик

Идёт он к барьеру… за ним сожжены

                                                                корабли.

Закатное небо уже розовеет вдали.

Он поднял оружье, - он жаждет свободы и

                                                                        мести.

Он поднял оружье, - смывается кровью

                                                                   бесчестье!

Он поднял оружье и целится в сердце врагу.

Кому из двоих суждено умереть на снегу?

Чью раннюю гибель таит смертоносное дуло?

Могилы тлетворным дыханьем оттуда пахнуло.

17 ученик

Суббота, 30 января 1837 года г. Петербург. Пишет Екатерина Андреевна.

Милый Андрюша, пишу к тебе с глазами, наполненными слёз, а сердце и душа тоскою и горестью: закатилась звезда светлая. Россия потеряла Пушкина! Он дрался в среду на дуэли с Дантесом, и тот прострелил его насквозь. Пушкин бессмертно жил два дни, а вчерась, в пятницу, отлетел от нас; я имела горькую сладость проситься с ним в четверг; он сам этого пожелал, он был бледен как полотно, но очень хорош: спокойствие выражалось на его прекрасном лице.

А я так легко говорила тебе в последнюю среду об этой печальной драме, в тот день и даже в тот час, когда совершалась такая ужасная развязка. Бедный, бедный Пушкин! Как он должен был страдать все эти три месяца после получения этого гнусного анонимного письма, которое послужило причиной, по крайней мере главной причиной, несчастья, столь страшного. Думают, что раздражение Пушкина дошло уже до предела ещё в прошлую субботу, когда на балу у Воронцовых он видел, как жена его разговаривает, смеётся и вальсирует с Дантесом. А вечером, на балу у графини Разумовской я видела Пушкина в последний раз; он был спокоен, смеялся, разговаривал, шутил; он как-то очень крепко пожал мне руку, но я тогда не обратила на это внимания. Дантес стрелял первым и ранил его в середину тела, он упал, но, когда Дантес бросился, чтобы поддержать его, он закричал: «Вернитесь на место, мой выстрел!». Его приподняли и поддерживали: так как пистолет выпал у него из рук на снег, Данзас подал ему другой. Он долго целился, пуля пробила руку Дантеса. Пушкин подбросил пистолет кверху и закричал: « Браво». Потом, видя, что Дантес поднялся и идёт, он сказал: а, значит, поединок наш не окончен. Он был окончен, но он-то думал, что ранен только в бедро.

Дома он увидел жену и сказал ей: « Как я рад, что ещё вижу тебя и смогу обнять, что бы ни случилось, ты ни в чём не виновата и не должна упрекать себя, моя милая»

Пушкин недолго страдал: всё время он был неизменно ласков со своей бедной женой. За 5 минут до смерти он сказал врачу: «Что, кажется, жизнь кончается!».

18 ученик

Продолжает Софья Карамзина

В воскресенье вечером мы ходили на панихиду по нашему бедному Пушкину. Трогательно было видеть толпу, стремившуюся поклониться его телу; говорят, в этот день у них перебывало более 200000 человек: чиновники, офицеры, купцы – все шли в благоговейном молчании с глубоким чувством – друзьям Пушкина было отрадно это. Один из этих неизвестных сказал Россети: «Видите ли, Пушкин ошибался, когда думал, что потерял свою народность: она вся тут, но он её искал не там, где сердца ему отвечали». Другой, старик, поразил Жуковского глубоким вниманием, с каким он долго смотрел на лицо Пушкина, уже сильно изменившееся, он даже сел напротив и неподвижно просидел так четверть часа, слёзы текли по его лицу, потом он встал и пошёл к выходу. Жуковский послал за ним узнать его имя. «Зачем Вам? - отвечал он, - Пушкин меня не знал, и я его не видал никогда, но мне грустно за славу России». И вообще это второе общество проявляет столько энтузиазма, столько сожаления, сочувствия, что душа Пушкина должна радоваться, если хотя бы отголосок земной жизни доходит туда, где он сейчас. Более того против убийцы Пушкина поднимается волна возмущения и гнева, раздаются угрозы, но всё это в том же втором обществе, среди молодёжи, тогда как в нашем кругу у Дантеса находится немало защитников, а у Пушкина – это всего возмутительнее и просто неприятно – немало ожесточённых обвинителей. Их нисколько не смягчили адские муки, которые в течение трёх месяцев терзали его пламенную душу, к сожалению, слишком чувствительную к уколам этого презренного света, и за которые он отомстил, в конце концов, только самому себе. Умереть в 37 лет – и с таким прекрасным и таким трогательным спокойствием. В субботу я видела несчастную Натали, не могу передать тебе, какое раздирающее душу впечатление произвела она на меня.

19 ученик

Натали, она была спокойнее и много говорила о муже. Через неделю она уезжает в имение брата, где намерена провести два года. « Мой муж велел мне два года носит по нём траур (какая деликатность чувств с его стороны, он и тут заботится о том, чтобы охранить её от пересудов света), и я думаю, что лучше всего исполню его волю, если проведу эти два года в деревне».

20 ученик

   СМЕРТЬ ПОЭТА.

Погиб поэт - невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

Свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид.

Восстал он против мнений света

Один, как прежде…и убит!

Убит! ...к чему рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж?...веселитесь…он мучений

Последних вынести не мог!

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навёл удар…спасенья нет…

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво? Издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока,

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы,

Не мог понять он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец – неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег

И дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?

И, прежний сняв венок, они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него,

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело:

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шёпотом насмешливых невежд,

И умер он с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Как это прекрасно, не правда ли?

21 ученик

Стихотворение М.Ю.Лермонтова Софья Николаевна приводит в письме без единого отступления от собственноручного текста Лермонтова. Заключительных строк Софья Николаевна не приводит по вполне понятной причине – в эти дни Лермонтов ещё не написал их, ещё не пострадал и не сослан.

22 ученик

Пишет Александр Карамзин

На смерть Пушкина я читал два рукописных стихотворения: одно какого-то лицейского воспитанника, весьма порядочное; другое – гусара Лермонтова, по-моему, прекрасное, кроме окончания, которое, кажется, и не его .

16 февраля Н.Н. Пушкина вместе с сестрой Александриной и тёткой Екатериной Ивановной Загряжской уехала из Петербурга в калужское имение брата Полотняный завод.

Вчера выехала из Петербурга Н.Н. Пушкина, я третьего дня её видел и с ней прощался. Бледная, худая, с потухшим взором, в чёрном платье, она казалась тенью чего-то прекрасного. Бедная!

 Во всех письмах о дуэли и смерти Пушкина друзья старательно оберегают честь Натальи Николаевны.

23 ученик

Поздравьте от меня петербуржское общество, оно сработало славное дело пошлыми сплетнями , низкою завистью к гению и красоте, оно довело драму, им сочинённую, к развязке: поздравьте его, оно стоит того…

Ты спрашиваешь, почему мы тебе ничего не пишем о Дантесе или лучше Геккерне. Начинаю с того, что советую не протягивать ему руки с такой благородною доверенностью, теперь я знаю его, к несчастью, это знание мне дорого обошлось.

Дантес был совершенно незначительной фигурой, когда сюда приехал. Геккерн – человек весьма хитрый и развратник, каких свет не видывал, и ему не стоило большого труда совершенно завладеть умом и душой Дантеса, у которого ума было значительно меньше, а души, возможно, и вовсе не было. Эти два человека, не знаю уж с каким дьявольским умыслом, принялись так упорно и неуклонно преследовать мадам Пушкину, что за один год почти с ума свели несчастную женщину и совершенно сгубили её репутацию. За сим последовали признания мадам Пушкиной мужу, вызов и затем женитьба Геккерна; та, которая так удобно подвязалась на ролях сводни, в свою очередь, в роли любовницы, а затем и супруги. У  Пушкина тоже была минута торжества : ему казалось, что он утопил в грязи своего врага и заставил играть роль друга; но Пушкин, полный ненависти к врагу, давно исполненный омерзения к нему, не сумел взять себя в руки, да он даже и не пытался. Он сделал весь город, всех посетителей салонов наперсниками своей ненависти и своего гнева, он не сумел воспользоваться выгодами своего положения и стал почти смешон.

А Дантес тем временем, следуя советам своего старого…, вёл себя необыкновенно тактично, стараясь, главным образом, привлечь друзей Пушкина на свою сторону. На меня словно нашло ослепление, словно меня околдовали: ну, как бы там ни было, а я за это жестоко наказан угрызениями совести, которые до сих пор меня тревожат каждый день, я переживаю их вновь и вновь и тщетно пытаюсь их отогнать. Без сомнения, Пушкину было тяжело, когда на его глазах пожимал руку Дантесу. В наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто-нибудь думал и сожалел о краткости его блестящего поприща. Слышались даже оскорбительные эпитеты и укоризны, которыми поносили память славного поэта…и в то же время раздавались похвалы рыцарскому поведению гнусного обольстителя и проходимца, у которого было три отечества и два имени Дантеса-Геккерена, французского монархиста, усыновлённого голландским дипломатом и обласканного русским Двором.

24 ученик

29 марта 1837 года. С.-Петербург.

Суд над Дантесом окончен. Его разжаловали в солдаты и под стражей отправили до границы, затем в Тильзите ему вручат паспорт, и конец – для России он больше не существует. Он уехал на прошлой неделе, его жена вместе со своим свёкром поедет к нему в Кенигсберг, а оттуда, как говорят, старый Геккерн намерен отправить их к родным Дантеса, живущим возле Бадена.

25 ученик

17 июля 1837 года. Пишет Александр Карамзин.

Странно мне было смотреть на Дантеса, как он с кавалергардскими ухватками предводительствовал мазуркой и котильоном, как в дни былые.

26 ученик

Обстоятельства, погубившие Пушкина, были куда сложнее, чем то казалось Карамзиным. Поэта долгие годы губили и в конце концов погубили и унижающая его придворная служба, и невозможность вырваться из Петербургского света и спокойно писать, и мелочная опека царя, грубые нотации Бенкендорфа, борьба с цензурой, литературная травля, интриги бывших единомышленников, дело «Современника», долги, нужда, материальная зависимость от Двора, глубокое одиночество, наглость Дантеса, козни его «отца»,анонимный «диплом», сплетни и клевета злоречивого общества.

Звучит «Лунная соната»

Литература:

1.И.Андроников. Тагильская находка ,Москва, «Детская литература»,1979.

2. Л.Добринская. Рассказы из «Пушкинского дома». Ленинград. «Детская             литература»,1983

3.Венок Пушкину. Москва. «Советская Россия», 1987

4. Журнал «Литература в школе»,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

Разработка урока по Всеобщей истории в 6 классе "Крестовые походы глазами современников". ФГОС ООО

Данная работа представляет собой разработку урока по истории Средних веков.ФГОС ООО. Используются технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, обучающие ролевые игры. Широко представлена ра...

Великая Отечественная война глазами современников

Цели и задачи·        проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·        повторить и обобщить, закрепить учебный мат...

Методическая разработка занятия по доп.образованию для обучающихся 11-12 лет Тема: Образ Петра Первого - талантливого военачальника, политического деятеля, реформатора глазами современников и историков

Данный урок о Петре Первом сложен тем, что историческая личность правителя России весьма противоречива. Требуется не только тщательный отбор материалов с учётом возраста детей, но и выбор образователь...