Методическая разработка урока литературы в 5 классе (ДЦП) по теме: Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Фурцева Ирина Сергеевна

 

 Методическая разработка данного урока литературы составлена по учебнику Литературы для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневской  из раздела "Писатели- сказочники" знакомит учащихся 5 класса (с диагнозом ДЦП и один учащийся II вида)) с личностью Андерсена, его творчеством;  задача урока - пробудить интерес к творчеству чудесного сказочника; совершенствовать мыслительные операции,произносительную сторону речи, обогащать лексический состав речи, корректировать работу опорно-двигательного аппарата. На уроке используется презентация «В волшебном мире Андерсена», произведения писателя, различные виды работы - групповые, индивидуальные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  20.11.

Класс: 5б

Предмет:  Литература

Изучаемый раздел:  Писатели-сказочники

Номер урока: 9

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока:  Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.      

Цели:

1. образовательные: познакомить с личностью Андерсена, его творчеством; показать неотделимость личности Андерсена от его творчества;

2. воспитательные: пробудить интерес к творчеству чудесного сказочника;

3.развивающие: учить высказывать и отстаивать собственное мнение, развивать устную форму речи;

4. коррекционно-развивающие: совершенствовать мыслительные операции, обогащать лексический состав речи, корректировать работу опорно-двигательного аппарата.

Оборудование: Литература. Учебник для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневская, М.: Мнемозина, 2007, презентация «В волшебном мире Андерсена», произведения писателя.

                                                      Ход урока

1. Ор.момент

Здравствуйте, ребята. Вы готовы к уроку? Проверим выполнение д.з.

2. Проверка д.з.

Кому принадлежат эти строки? Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

                                                      И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.

                                                      Хорошие стихи не так легко писать.

                                                                                А.С. Пушкин. «К другу стихотворцу».

Что вы узнали о стихах? (ритм, рифма)

3. Тестирование (письменное)

  ритм - это

  рифма - это

4. Постановка целей

Сегодня у нас не просто урок - мы приглашены в гости к сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о ней рассказать.
- Что такое сказка?
 (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии.)
- Чем отличается сказка народная от литературной?

 5.Речевая разминка

у вас лежат карточки со стихотворением, прочтите

   - шепотом,

   - быстро

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает;

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем довольны? Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

-Давайте скажем "дюймовочка" вопросительно, восклиц., с угрозой, с жалостью, с нежностью.

- О каком писателе - сказочнике поговорим?

-Сегодня мы поговорим о творчестве писателя - сказочника, (3 сл.), который говорил о себе: «Моя жизнь – это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная!» (на доске написать) 

- Мы поговорим об Андерсене.

6.Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,

 Полетим за ними дружно.

 Брызги пены, шум прибоя,

 А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

 Мы теперь плывём по морю

 И резвимся на просторе.

 Веселее загребай

 И дельфинов догоняй.

7. Просмотр презентации «В волшебном мире Андерсена», с комментированием.

8. Викторина по сказкам Андерсена

1). Сколько  сказок  написал  Г.Х.Андерсен?

       ( Г.Х.Андерсен  написал  176 сказок).

2). Назовите  известные  вам  сказки  Андерсена.

3). Какая  сказка  была  всех  дороже  для  Андерсена и  почему?

    (Сказка «Снежная  королева»  особенно  была  дорога  автору, так как  в  ней  отразились  воспоминания  детства.  Маленький  Ганс  дружил в  детстве с соседской  девочкой  Лисбет.  Они  часто  вместе  играли в  зимние  вечера, в ящике  выращивали  лук и петрушку. Очертание  ледяной  женщины  почудилось Гансу в дни  болезни его  отца).

4). Как  в  Дании  хранят  все, что  связано с именем  Андерсена?

    (На  родине  писателя  в  старом  городе  Одензе  созданы  статуи,  изображающие  отдельных  персонажей  его  сказок.  В  Копенгагене  всех  восхищает  статуя  русалки из  сказки  Андерсена «Русалочка». В  Дании  стало  традицией  украшать  елку под  Новый  год  книгами  Андерсена).

5). Отгадай, из  каких  сказок  приведены  цитаты:

    - Хорошо было за городом. Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски: этому языку он выучился у матери. За полями и лугами тянулись леса, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом… В чаще лопуха было глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка.

«Гадкий утенок».

- Так прилетели они в теплые края, солнце здесь сияло намного ярче, небо казалось вдвое выше, а вдоль канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В рощах зрели лимоны и апельсины, пахло душистой мятой, а по дорогам бегали прелестные ребятишки и играли с бабочками… Но ласточка летела все дальше, и чем дальше, тем прекраснее становилась земля.

«Дюймовочка».

- Стоит уже солдат на лестнице, и вот-вот накинут ему петлю на шею, и тогда сказал он, что ведь всегда, когда казнят преступника, исполняют какое-нибудь его невинное желание. А ему так хочется выкурить трубочку…

«Огниво».

- Теперь обманщики стали требовать еще больше денег, шелку и золота; но они только набивали себе карманы, а на работу не пошло ни одной нитки. Как и прежде, они сидели у пустых станков и делали вид, что они ткут.

«Новое платье короля».

- Народ валом повалил за город посмотреть, как будут жечь ведьму. Жалкая кляча везла телегу, в которой сидела Элиза; на нее накинули плащ из грубой мешковины; ее чудные длинные волосы  были распущены по плечам, в лице не было ни кровинки, губы тихо шевелились, шепча молитвы, а пальцы плели зеленую пряжу.

«Дикие лебеди».

- Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами в гости; других занятий у нее не было. Увидав большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши.

          - Ах, если бы тут была маленькая киска!- сказала она.

Но появилась прелестная роза.

         - Ах, как это мило сделано!- сказали все фрейлины.

        - Больше чем мило! – сказал император. – Это прямо недурно.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

 - Фи, папа!- сказала она.- Она не искусственная, а настоящая.  

«Свинопас».

9. Рефлексия

10. Д.з.: прочитать статью в учебнике с.159-163 и ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Методическая разработка урока в 5 классе "Благовещение" по теме чемтверти "Музыка и живопись".

Разработка урока в 5 классе, в основе которого "Аве, Мария!" И.С.Баха - Ш.Ф.Гуно. В основе мотологии урока - системно-деятельностный подход....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».

Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...