Проект. «Высочайший юноша вселенной» М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.

Материал может пригодиться учащимся, которые интересуются поэзией Лермонтова. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, М Х К  или внеклассным мероприятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc466 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Высочайший юноша вселенной»

М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту, - литература.

Класс: 9

Количество участников: 13

Возраст: 14 – 15 лет

Время работы над проектом: 3 недели

Режим работы: внеурочная деятельность

Проект: групповой

Вид проекта: исследовательский

Продукт: альбом «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова».

Цель: изучить творчество М.Ю.Лермонтова и проследить, как художественные и музыкальные наклонности отразились на творчестве поэта.

Этапы работы над проектом:

  1. Постановка проблемы
  2. Сбор и анализ информации
  3. Составление плана решения проблемы

4. Осуществление проекта

  1. Презентация и защита проекта

Выбор проблемы

Что за звуки! неподвижен внемлю
            Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
            Самого себя.
                          М.Ю. Лермонтов

Познакомившись с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы выяснили, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и  цветового.

Перед нами встал вопрос: как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова?

В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель. Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс.

Произведения М.Ю.Лермонтова изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира М.Ю.Лермонтова.

Именно поэтому, мы и мы приняли решение создать проект «М.Ю.Лермонтов – поэт, художник, музыкант».

Собранный нами материал может пригодиться учащимся, которые интересуются поэзией Лермонтова. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, М Х К  или внеклассным мероприятиям.

Актуальность

                                     

                                   

Выявив проблему (как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова),

изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным.  Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Белла Ахмадулина назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик в   сердцах молодых людей.

24 мая 2011г., учитывая выдающийся   вклад  М.Ю.Лермонтова  в  отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летием со дня его рождения, ПРЕЗИДЕНТОМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

План сбора информации

1. Посещение библиотеки, выбор книг по теме «М.Ю.Лермонтов -  поэт,        художник, музыкант».  

2.Обзор Интернет ресурсов.

3.Обзор публикаций газет и журналов.

Выбор продукта

Продуктом нашего проекта станет альбом «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова», в который войдёт собранный материал по теме.

План решения проблемы

1.Конференция «Величайший юноша вселенной»».

2.Творческая работа «Своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова».

3. Подготовка презентаций по темам:

-  «М.Ю.Лермонтов – поэт и музыкант»,

-  «М.Ю.Лермонтов  - художник».

4. Оформление альбома «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова».

Определение необходимых средств

Энциклопедии, компьютер, произведения М.Ю.Лермонтова.

Памятка – инструкция

Чтобы проектная работа была успешной, нужно:

1.Работать с полной отдачей

2.Помогать друг другу

3.Чувствовать ответственность за результат совместной работы.

4.Планировать свою работу

5.Обсуждать подготовленный материал

6.Подготовить презентацию проекта

7.При подведении итогов быть сдержанным, объективным.

Организация работы

Форма работы – групповая.

                                                     Деление на группы

1группа.

 Тема: «М.Ю.Лермонтов и музыка»

2 группа.

 Тема: «М.Ю.Лермонтов - художник»

Осуществления плана действий

1. «Величайший юноша вселенной»

М.Ю.Лермонтов – поэт, художник, музыкант.

         

          По данной теме мы собрали следующий материал.

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою "Казачью колыбельную песню". Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, мог стать выдающимся художником. В течение всей жизни М.Ю.Лермонтова рядом с тетрадями были кисти и краски. В юности на художественную манеру Лермонтова оказали влияние полотна Рембрандта, их эффект светотени, сумрачный колорит. В „Княгине Лиговской" есть описание картины - это была „фантазия, глубокая, мрачная". Возможно, Лермонтов имел в виду свою работу — портрет воображаемого предка. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Будучи современником Пушкина, он хотел вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. Необыкновенно рано ощутил Лермонтов в себе предназначение творца, осознал немыслимую высоту подвига, который ему предстояло свершить своим творчеством:

                                    Кто может, океан угрюмый,

                                    Твои изведать тайны? Кто

                                    Толпе мои расскажет думы?

                                   Я – или Бог – или никто!

    Так писал о себе восемнадцатилетний юноша. Кто в начале жизни не мечтает потрясти мир своими делами?

Мне нужно действовать, я каждый день

                           Бессмертным сделать бы желал.

    Так мыслил свою жизнь будущий автор «Демона» и «Мцыри»; в том же стихотворении, «1831 – го июня…», он пишет:

                               … Мне жизнь все как-то коротка

                               И все боюсь, что не успею я

                               Свершить чего-то…

    Но сколько же успел свершить он к исходу 27 года своей жизни! Лермонтов не просто много написал за краткий срок: он создал пером целый мир. Неповторимый, свой. Мир Лермонтова.

2.Своеобразие поэтического мира М.Ю.

Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи.
Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой.
Необыкновенной музыкальностью отличаются такие лермонтовские стихотворения, как «Парус», «Утес», «Тамара», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу…». Они, как и многие другие лермонтовские стихи, положены на музыку и часто исполняются в концертах. Белинский сравнивал лирику Лермонтова с музыкой, а многие произведения поэта по богатству и силе красок – с изобразительным искусством. Так, о стихотворении «Три пальмы» он писал: «рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливает в этой пьесе поэзию с живописью».

3.Презентации прилагаются.

4.Альбом «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова» прилагается.

Выводы

Творчество М.Ю.Лермонтова  вызвало у нас особый интерес.

Сама личность поэта поразила своей незаурядностью: он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку; рисовал и писал маслом картины; легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Мы решили продолжить изучение  поэтического наследия Пастернака. Тему нашего проекта мы определили так: «М.Ю.Лермонтов – поэт, художник, музыкант». Выявили проблему: как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова. Проанализировав собранную информацию, мы приступили к разработке варианта решения проблемы. Подготовили презентации, создали альбом «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова». Осуществив план действий, мы пришли к выводу, что поэт создал пером целый мир. Неповторимый, свой. Мир Лермонтова:

 - живопись и музыка органично вошли в мир его поэзии ;

- в нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель;

- велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, так что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов.

Заключение

Помощь в выполнении проекта нам оказывали:

Добрынина А.А. – учитель русского языка и литературы;

Список литературы, использованной при разработке проекта:

  1. Андреев - Кривич С.А. Тарханская пора. – М., 1964.
  2. Андроников И. А теперь об этом. – М., 1964.
  3. Белинский В.Г. Стихотворение М. Лермонтова. – М., 1964.

     4.  Журавлев А.П. Звук и смысл. Москва, 1991г.

  1. Лермонтов М.Ю.  Избранное. – М., 1964.
  2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
  3. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., 1964.
  4. Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение современных школьников к духовным поискам в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов

Приобщение школьников к высокой  духовной культуре – дело трудное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, любви и подлинной культуры. «В культуре нет и не бывает лишнего», - говорил профес...

Буклет для родителей об учебном проекте "Величайший юноша вселенной"

Буклет для родителей содержит информацию об учебном проекте "Величайший юноша вселенной"...

Открытый урок "А. А. Фет - поэт, художник, музыкант"

Интегрированный урок(литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А. А. Фета...

сценарий внеклассного мероприятия "Лермонтов.Поэт. Переводчик. Художник"

Тема: Лермонтов. Поэт. Переводчик. Художник.Участники: учащиеся 7 класса Цели классного часа:Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой; с жизнью и творчеством крупн...

Урок по литературе в 10 классе "А.А. Фет. Поэт - музыкант. Поэт - художник"

Разработка урока по литературе в 10 классе с элементами интеграции....

М.Ю.Лермонтов. Поэт и художник.

Слово о Лермонтове - человеке, поэте, художнике....