Урок внеклассного чтения по "Шахнаме" Фирдоуси.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Урок проводится в 9 классе после изучения литературы средних веков и "Слова о полку", помогает понять преемственность и взаимосвязи литератур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.firdousi.docx70.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Урок внеклассного чтения по «Шах-наме» Фирдоуси в 9 классе.

Цели урока.

- Ознакомить с творчеством Фирдоуси. Обобщить сведения по эпическому жанру и «Слову о полке Игореве».

- Показать основные черты литературы Возрождения на примере «Шах-наме» Фирдоуси.

- Воспитывать любовь к культуре родного края.

Оборудование. Портрет Фирдоуси, портреты писателей средних веков и Возрождения.

                             Аудиозаписи. «Песня вагантов», «Аве, Мария», «Полет валькирии» из оперы Вагнера.

Задание к уроку.   Прочитать дастаны «Рустам и Сухраб», «Сиявуш» в детском издании.

                                  Сообщение по книге Брагинского «12 миниатюр» о Фирдоуси или материалам интернета о создании «Шахнаме».

                                 Инсценировка сценки «Фирдоуси у Султана Махмуда Газневи»

                                 Повторить сведения о русских былинах, эпопеях Гомера, народных дастанах из литературы и истории.

План урока.

1. Организационный момент. Вступительная беседа.

2. Знакомство с автором и книгой.

3. Лекция с элементами беседы

.4. Работа с текстом.

5. Итоги урока.

Ход урока.

1. Какое время мы называем средневековьем? Кого из писателей средних веков вы узнали на уроках истории? О чем писали в это время? Почему религиозная тематика занимает так много места в литературе? (Аудиозапись «Аве, Мария» Шуберта, поет Мария Каллас)

 Что вы знаете о рыцарских романах? Какие фильмы с рыцарях смотрели? Чем похожи они на сказки? Кто пародировал рыцарский роман много лет спустя?(иллюстрации к «Дон Кихоту») Как называли тогда бродячих певцов и придворных музыкантов? Какие слова сохранил наш язык? Знаете ли вы оперы на эти сюжеты? Знакома ли вам эта мелодия? (фрагмент «Полет валькирии» из оперы Вагнера)

Какие книги любили горожане? Что вы знаете о «Тысяче и одной ночи»? Какие душевные качества человека воспевали писатели в средневековье?

Какими вы представляете выдающихся деятелей культуры той эпохи? Как они относились к своему творчеству?

А почему в русском «Слове о полку Игореве» герои обращаются не столько к христианским святым, сколько к старым языческим богам? Заметили вы в поэме рыцарские мотивы? Есть ли в ней культ Прекрасной Дамы?

Можете ли вы теперь сказать, что литература средних веков невозможно далека от нас?

Итак, литература средних веков – шаг вперед в развитии человечества. Ее главное достижение – высокая духовность. Человек средневековья знал и молитвенный экстаз, и азарт битвы, и наслаждение полной жизнью.

2. На смену одной эпохе пришла другая, Возрождение. Еще мало изменился мир, но в души людей проникает мечта о человеческом величии. О том, что прекрасный человек сумеет создать достойный себя мир.

Сообщение ученика  о Фирдоуси. Запись биографических данных.

Инсценировка легенды о Фирдоуси.

Султан Махмуд. – Здесь собрались самые знаменитые поэты: Унсури, Асджади, Фаррухи и новичок из дальнего города Тус, который называет себя Фирдоуси. Я хочу знать, кто из поэтов лучший. Вы должны придумать сейчас по одной строчке стиха.

Унсури. – Разрешите начать мне, ничтожному вашему рабу Унсури.

Султан Махмуд. - Начинай!

Унсури (манерно) - Луна тусклее облика желанной..

Асджади(кланяясь ему). – Со щечкой не сравниться розе рдяной…

Фаррухи(гордо). – Броню пробьют ресницы в раже бранном…

Трое выжидательно, со злорадством  смотрят на Фирдоуси.

Фирдоуси (решительно). – Как стрелы Гива – льва в бою с Пашаном.

Все склоняются перед ним.

-Фирдоуси оказался сильнее, его заключительная строка напомнила о героях Ирана.

- Что обозначает тахаллус «Фирдоуси»? (райский)

Проверим, насколько вы знакомы с «Царь – книгой». О ком эти слова?

1). Огромен был…как мощный слон.

Один он занимал просторный трон.

Подобны конским бедрам руки были.

Как кипарис, он – в свежести и в силе.

2). Она одной рукой в седло вцепилась,

Другой рукой за меч свой ухватилась.

И разрубила пополам копье.

И плотно села на седло свое,

 И вихрем улетела в туче праха.

Ловка была она, не знала страха…

3). Владыка, не к лицу тебе корона!

Ей лучше быть бы на хвосте дракона.

Чем на такой ничтожной голове!

4). Он вышел из огня еще безгрешней;

Был для него огонь, сто ветер вешний.

5).  Мой трон – седло, моя на поле слава,

Венец мой – шлем, весь мир – моя держава.

(Рустам, Гурдафарид, шах Кей-Кавус. Сухраб, Рустам)

Какие эпизоды дастанов могут иллюстрировать работы Чингиза Ахмарова? Пересказ любимых сцен.

3. Лекция учителя. Беседа с классом.

«Шахнаме» - книга о царях, но и «царь  - книга». Она огромна, как океан, и столь же глубока. Это эпическое произведение, отразившее духовный подъем народа, как и многие другие эпосы.

 «Шахнаме» назывались многие поэтические своды, но книга Фирдоуси – самая значительная из них. Она писалась 35 лет и включает 1000 бейтов, созданных ранее поэтом Дакики. Книга делится на 50 царствований легендарных и вполне исторических царей. Написана она на персидском. Влияние книги на последующую литературу огромно. Достаточно сказать, что герой русских сказок Еруслан Лазаревич – это Рустам Зальзарович. Некоторые ученые пытались доказать, что и Илья Муромец – тоже Рустам, особенно в поединке с сыном. Для нас Рустам особенно близок, как герой сказаний древних саков и согдийцев.

Перевод дастана «Рустам и Зореб» Жуковского был сделан с немецкого языка еще в начале 19 века.

Запись на доске: «Эпос (греч.- повествование). Дастан- поэма. Илиада, Одиссея, Махабхарата, Рамаяна, Алпамыш, Гороглы, Манас, былины. Рустам – Илья Муромец (сила, защитник родины, спор с князем, женитьба, поединок с сыном)-

Итак, «Шахнаме соединяет фольклорные мотивы и мечту о величии человека.

Композиция книги.

-  Легендарная часть (Джамшид, Заххак, Кава).

-  Богатырская часть (Нейрам – Заль-Дастан – Рустам – Сухраб – Сиявуш).

-  Интермеццо об Искандаре.

-  Историческая часть (сасаниды).

Отрывки из «Шахнаме» читали перед боем в «зур-хане». Но и в Европе могли познакомиться со словами Джамшида: «Мир – это я!» Кто, по вашему, слышал эти слова? (Людовик 14) А кто помнит из курса истории 7 класса Хосрова и Кубада? Какую дань платил тогда Иран Турану, то есть эфталитам?

4. Работа с текстом.

 Чтение отрывков из  глав «Бой с Гурдафарид». «Поединок Рустама и Сухраба». «Воспитание Сиявуша». «Город Сиявуша».

Беседа по тексту

Чем привлекает образ Гурдафарид? Почему русский критик сказал о ней: «У самого Шекспира нет лица более прелестного»?

Какие качества человека воспевает Фирдоуси?  Что заставляет Рустама вновь и вновь совершать подвиги? Рустама преследует злой рок: он потомок легендарного царя Джамшида и одновременно врага Заххака. В каком произведении вы встречали подобное?

В чем видит свое предназначение Сиявуш?  Какой мечтой он живет? Какие города он возвел? (Сиявушгирд и Гангдиж) В чем трагизм героя? Нужен ли миролюбивый герой Султану Махмуду Газневи?

В средней части «Шахнаме» Александр Македонский встречается с индийскими мудрецами, попадает в счастливое царство мира и дружбы. Эту идею подхватит Низами, и с тех пор дастаны о мудром правителе обязательно входят в «Хамсу».

Какое место занимают в книге религиозные мотивы? Какие боги названы?

Фирдоуси начал книгу словами о разуме:

Разум – свет путеводный во мраке земном.

Разум – высший судья в этом мире и том.

Что вы считаете главным в «Шахнаме»? Борьбу благородных богатырей Ирана со злыми кознями царя Турана? Не забудьте, что Туран – это наша родина. Или, может, идею мира?

5. Итоги урока. В «Шахнаме» главное место занимают фольклорные мотивы, мечта о прекрасном и сильном человеке, ненависть к войне и тирании. Это первое в мировой литературе произведение о войне и мире. Здесь впервые дан образ города будущего.

Литература Возрождения на Востоке началась намного раньше, чем в Европе. Посмотрите на запись: «Япония(5 век) – Китай – Индия – Иран и Средняя Азия(10 век)». Так представляют развитие новой культуры ученые мира. А в 13 веке сюда добавится Италия.

В заключение запомните мудрые речи титана Возрождения Абулькасима Хусейна Фирдоуси из города Тус:

Все в мире покроется пылью забвенья.

Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:

Лишь дело героя да речь мудреца

Проходят столетья, не зная конца.

И солнце, и бури – все выдержат смело

Высокое слово и доброе дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...