Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Большакова Надежда Юрьевна

Урок литературы в 11 классе  в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_pese_m.docx13.66 КБ
Office presentation icon otkr_urok_na_dne_filosofskiy_smys_pesy.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по пьесе М.Горького «На дне»

Дата проведения: 25.11. 11.

Класс:

Вид урока: интегрированный

Тип урока: проблемный семинар

Тема урока: В чём философский смысл пьесы?

Оборудование:

1.Текст пьесы М. Горького «На дне».

2.Презентация, составленная учителем.

3.Материалы учащихся, подобранные самостоятельно учащимися (из Интернета, из статей М.Горького,  из учебников Журавлёва, Лебедева, Маранцмана, Кутузова ).

Цель: помочь учащимся увидеть актуальность проблем, поднятых автором в начале 20 века, сегодня; подчеркнуть значимость классической литературе в разрешении конфликтов человека и общества.

Задачи:

1.Совершенствовать умения  работать с дополнительными источниками.

2.Учиться давать собственную интерпретацию произведению.

3.Анализировать текст, учитывая его «подтекстовое» звучание.

4. Совершенствовать умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам.

5. Способствовать формированию активной жизненной позиции старшеклассников.

1.Оргмомент.

2.Фаза вызова.

-  Почему иногда человек не в состоянии достичь своих целей в жизни?

          (учащиеся делятся своими мыслями, а на доске записываются кратко их мысли. )

- В связи с этим на какие мысли, размышления вывела вас изученная нами пьеса «На дне»?

    (Дополняют своими вопросами выставленный слайд №1. Возможные: «В чём необычность героев?», «Почему жители ночлежки не смогли изменить свою жизнь?», «В чём современность пьесы?»)

3. Подведение к теме, нацеливание.

- Все эти вопросы можно назвать философскими, то есть вневременными, поэтому тема урока: «В чём философский смысл пьесы М. Горького «На дне»?»  (запись темы в тетрадях) Постараемся обсудить разные интерпретации пьесы и самого противоречивого образа пьесы. Кто это, по-вашему?  (Лука)

4.Беседа по образу персонажа – анализ образа.

(Основные вопросы:

- Почему Лука – самый противоречивый персонаж?

- Какие представления у вас сложились о его роли и месте в пьесе?

- Как вы понимаете высказывание М. Горького о задаче, которую он ставил? (На доске высказывание о том, что «основной вопрос …- что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?...» На доске записи о том, кем и каким представляется Лука учащимся) Слайды №2, №3 – в процессе обсуждения (позиция ночлежников в ответ на слова Луки о том, что каждый для чего-то хорошего живёт)

5. Рассматривание образа Сатина – родственного Луке человека или антипода. Сравнительная характеристика персонажей. Выявление позиции Горького (цитирование его ответов из интервью) Работа по слайду №4

6. Обобщение по характеристике персонажей (о том, что нет единого мнения о их роли в пьесе, потому что оба необходимы, чтобы доказать противоречивость русского характера)

7. Подведение итогов беседы.

 –Так почему мы часто не можем достичь своих целей? ( в силу одной из черт русского национального характера – чтение с доски формулировки этой особенности).

8. Фаза рефлексии:

 - А сегодня существует «дно»? Показ слайда №5 (пауза для осмысления картин «дна» современной жизни)

- Как помочь этим людям? (размышления учащихся)

9. Выводы

- Мы не должны проходить мимо таких людей. Кому-то нужно и сострадание, а кого-то и правда жизни поднимет со дна, кому-то надо всего лишь вспомнить о своих мечтах. Но, в любом случае, мы должны показать, что есть и другая жизнь,  и она лучше той, что на дне.

10. Домашнее задание – ответить на вопрос в тетради: «Почему сегодня существует «дно жизни»?

11. Оценивание. Слова благодарности за подготовку и интересные мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"

Изучать литературу нео­бходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкос­нут...

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по пьесе Н.Островского "Бедность не порок" (УМК под ред. В.Коровиной)

Методическая разработка  урока по творчеству Островского с биографическими данными по программе В.Коровиной. Обзорно рассматривается пьеса "Бедность не порок"...

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...

Презентация "Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения."

Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения....