рабочая программа по литературе 6 класс 2012-2013 год
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Стрелкова Любовь Александровна

Рабочая программа составлена по программе Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass_2012-2013_god.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Королёвская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                            УТВЕРЖДАЮ                           Педагогический совет                                                        Директор                                                  МКОУ Королёвской СОШ                                                МКОУ Королёвской СОШ              Протокол №_____                                                               _________ Ю.А.Ладыгин                    от «___» __________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___Литература_

основное общее , 6 класс

базовый уровень

на 2012—2013 учебный год

Составитель: Стрелкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

пос. Королевский 2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1)Государственного стандарта общего образования 2004 г.,

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Главная педагогическая задача курса литературы в 6 классе – использование искусства слова для активной помощи подростку. Авторы и тексты подобраны так, чтобы ученик мог осознать причины сложности своего возраста и оценить реальные возможности самоутверждения. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит также на материале, адресованном герою.

Насыщенность программы предполагает возможность выбора обстоятельного изучения отдельных произведений или обращение к самостоятельному чтению с последующим кратким обсуждением его в классе. В программу изучения включено несколько новых для 6 класса произведений. Но опыт изучения данных произведений в методической литературе прошлых лет имеется (например: А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»,).

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса.

Требования к уровню подготовки учащихся VI класса

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов;

- героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки);

- характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.

Ученик должен уметь:

- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящим в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочными материалами.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Примечания

Р/р. - урок развития речи

Вн. чт. – внеклассное чтение

Поурочно-тематическое планирование

П/п

Раздел, кол-во часов, тема урока

Количество часов

Примечания

1

Введение.

1

1.1

Художественное произведение. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

2

Устное народное творчество

4

2.1

Вн.чт. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

Фонохрестоматия

2.2

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

1

2.3

Загадки. Афористичность загадок.

1

2.4

Р/р.Урок –«посиделки». Подготовка к сочинению.

1

3

Из ДРЛ ( 1 час)

3.1

Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

Фонохрестоматия

4.

Из РЛ XVlll века (1 час)

1

4.1

Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха»: осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

1

5.

Из РЛ  XlX века

47

5.1

И.А.Крылов. «Листы и корни»: роль власти и народа в достижении общественного блага.

1

Фонохрестоматия

5.2

«Ларчик»: критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

5.3

«Осел и Соловей»: комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

1

Фонохрестоматия

5.4

«Осел и Соловей»: комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

1

5.5

А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Презентация

5.6

Р/р. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека. «Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающего грусть.

1

Фонохрестоматия

5.7

Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Жанр стихотворного послания.

1

Фонохрестоматия

5.8

«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

1

5.9

Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции повести.

1

Фонохрестоматия

5.10

«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения

1

5.11

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Выстрел». Композиция повести

1

5.12

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.

1

Фонохрестоматия

5.13

Конфликт Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского.

1

5.14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии.

1

5.15

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

1

5.16

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1

5.17

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1

5.18

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

1

5.19

Контрольная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина.

1

5.20

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»: тема, идея, композиция стихотворения.

1

Фонохрестоматия

5.21

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утес».

1

5.22,

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1

Фонохрестоматия

5.23

Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

1

5.24

Р/р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»

1

5.25

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»

5.26,

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».

1

Презентация

5.27

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

1

5.28

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1

Фонохрестоматия

5.29

Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

5.30

Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева «Неохотно и несмело…».  

1

Фонохрестоматия

5.31

«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1

5.32

Ф.И.Тютчев. «Листья».

1

5.33

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1

Фонохрестоматия

Презентация

5.34

А.А.Фет «Еще майская ночь…». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

1

Фонохрестоматия

5.35

«Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины, как мерило человеческой нравственности.

1

5.36

Р/р. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

5.37

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1

Фонохрестоматия

5.38

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

5.39

Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

1

5.40

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

1

5.41

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Левша». Особенности сказа.

1

Презентация

5.42

Изображение царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

1

5.43

Р/р. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».

1

5.44

Вн.чт. Н.С.Лесков «Человек на часах»

1

5.45

Вн.чт. А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

Фонохрестоматия

5.46

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Художественная деталь как источник юмора.

1

5.47

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…». Е.А. Баратынский «Весна, весна!...», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся под омутом лозы…».

1

Фонохрестоматия

6.

Из русской литературы XX века.

28 часов

6.1

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас.

1

Фонохрестоматия

6.2

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

1

6.3

Вн.чт. А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1

6.4

Душевная чистота героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

6.5

М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1

6.6

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Теория литературы.

1

6.7

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1

6.8

Р/р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

6.9

Контрольная работа №3. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

6.10

Р/р. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

1

Фонохрестоматия

6.11

Р/р. Д.И.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

1

6.12

Вн.чт. А.А.Лиханов «Последние холода». Дети и война

1

6.13

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время. Самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1

Презентация

6.14

Р/р. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

1

6.15

 Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

6.16

В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1

Фонохрестоматия

6.17

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

6.18

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

1

6.19

Р/р. Классное сочинение по произведениям В.Г.Распутина и В.П.Астафьева

1

6.20

Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

6.21

Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

6.22

Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

6.23

Контрольная работа № 4 по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о ВОВ

1

6.24

Родная природа в русской поэзии XX века.

А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы.

1

Фонохрестоматия

6.25

С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине С.Есенина.

1

6.26

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Фонохрестоматия

6.27

В.М.Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина.

1

6.28

«Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

7.

Из литературы народов России. 

2 часа

7.1

Вн.чт. Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Великая роль книги в жизни человека.

1

7.2

Вн.чт. Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа.

1

8.

Из зарубежной литературы.

18часов

8.1

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор Авгия».

1

Презентация

8.2

Миф «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1

8.3

Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

1

8.4

Вн.чт. Гомер. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе.

1

8.5

Вн.чт. М.С.Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире

1

8.6

Вн.чт. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

1

8.7

Вн.чт. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1

8.8

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Фонохрестоматия

8.9

Вн.чт. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

1

8.10

Вн.чт. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

1

Презентация

8.11

Вн.чт. Том и Гек: общность и различие.

1

8.12

Вн.чт. Средства создания комического. Юмор в произведении

1

8.13

А.де С. Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

Фонохрестоматия

8.14

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.

Презентация

8.15, 8.16

Письменная контрольная работа №.4 «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе». Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

8.17

Р/р.Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса»

1

8.18

Р/р. Итоговый урок по литературе. Задания для летнего чтения

1

ИТОГО:

102

Учебно-методическое обеспечение для учителя.

1. Литература .6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2009. – 318 с. (319 с.)

2.Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11

классы (Профильный уровень) / Под. ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

3. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. - М.: Вако, 2004. – 304 с.

4. Литература. 5-10 классы. Изучение творчества А.С.Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 25-55 с.

5.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». М.: Просвещение, 2009.

6. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику – хрестоматии Полухиной В.П. «Литература. 6 кл.: Методическое пособие / О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 352 с.

7. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2006.- 282 с. 

8. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. - М.: Вако, 2009. – 256 с.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся.

  1. Литература .6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010. – 319 с.
  2. Литература .6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010. – 303 с.