рабочая программа по литературе 7 класс 2012-2013 год
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Стрелкова Любовь Александровна

рабочая программа по литературе составлена в соответствии с программой Коровиной В.Я. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_literatura.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Королёвская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ                   Педагогический совет                                                              Директор                                            МКОУ Королёвской СОШ                                                      МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____                                                                    _________ Ю.А.Ладыгин                             от «___» __________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___Литература_

основное общее , 7 класс

базовый уровень

на 2012—2013 учебный год

Составитель: Стрелкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

пос. Королевский 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:

1.Образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2004)

2.Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.)

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Цель изучения курса

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задачи курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Примечание

Вн. чт. - внеклассное чтение

Р/р. – урок развития речи

Поурочно — тематическое планирование

№ п\п

Название темы

Раздела

Кол-во

часов

Примечания

1

1.1

Введение.

Знакомство с учебником

1

2

Устное народное творчество 

6

2.1

Предания как поэтическая автобиография народа

1

Фонохрестоматия

2.2

Понятие о былине. Собиратели былин

1

2.3

«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда

1

Фонохрестоматия

2.4

Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Роль гиперболы в былинах

1

2.5

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка

1

2.6

Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

1

3

Древнерусская литература.

5

3.1

«Поучение»  Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы.

1

3.2

Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиций и уважительного отношения к книге.

1

3.3

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

Фонохрестоматия

3.4

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

3.5

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Что воспевает народ в героическом эпосе»

1

4

Из литературы 18 века

3

Фонохрестоматия

4.1

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному пересказу. «К статуе Петра Великого».

1

4.2

М.В.Ломоносов. Мысли автора о Родине. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на престол…»

1

4.3

Г.Р.Державин. «Река времени в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Фонохрестоматия

5

Из русской литературы 19 века

44 часа

5.1

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава». Интерес Пушкина к истории России

1

5.2

А.С.Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

Фонохрестоматия

5.3

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Развитие понятия о балладе.

1

Фонохрестоматия

5.4

Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции

1

5.5

Р/р. А.С.Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

1

5.6

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.пушкина»

1

5.7

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

Фонохрестоматия

5.8

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

5.9

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

Фонохрестоматия

5.10

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1

5.11

Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и образ автора.

1

5.12

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы.

1

Фонохрестоматия

5.13

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

1

5.14

Контрольная работа №1 по творчеству Пушкина и Лермонтова

1

18.11

5.15

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

5.16

Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев.

1

5.17

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя

1

5.18

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

5.19

Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

5.20

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

1

Фонохрестоматия

5.21

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

1

5.22

Р/р. Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

1

Фонохрестоматия

5.23

Р/р. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Подготовка к домашнему сочинению

1

5.24

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.

1

Фонохрестоматия

5.25

Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

5.26

Вн.чт. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

1

5.27

Вн.чт. А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

5.28

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

Фонохрестоматия

5.29

Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

5.30

Р/р. М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

5.31

Р/р. Подготовка к сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова - Щедрина»

1

5.32

Контрольная работа №2. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина»

1

5.33

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

5.34

Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

5.35

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

1

5.36

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

5.37

Р/р. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

5.38

Р/р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

1

5.39

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

Фонохрестоматия

5.40

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

1

5.41

Два лица России в рассказе А.П.Чехова Злоумышленник».

1

Фонохрестоматия

5.42

Вн.чт. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

1

Медиаурок

5.43

«Край ты мой, родимый край…»

Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

1

5.44

Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века

1

6

Произведения русских писателей XX века

33 часа

6.1

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

1

Фонохрестоматия

6.2

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

6.3,

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

1

6.4

Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

1

6.5

Портрет как средство характеристики героя

1

6.6

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

6.7

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…».

1

Фонохрестоматия

6.8

Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

6.9

Вн.чт. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

1

Фонохрестоматия

6.10

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

1

Фонохрестоматия

6.11

Гуманистический пафос произведения.

1

6.12

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

1

Фонохрестоматия

6.13

Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

6.14

Вн.чт. А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.  

1

Медиаурок

6.15

Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

1

6.16

Р/р. Подготовка к сочинению: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание».

1

6.17

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль».

2

Фонохрестоматия

6.18

Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

6.19

Контрольная работа №3 Письменный анализ эпизода или стихотворения

1

6.20

Вн.чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

1

Фонохрестоматия

6.21

Вн.чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

1

6.22

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

6.23

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».

1

6.24

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

6.25

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

6.26

Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

6.27

Вн.чт. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1

6.28

Вн.чт. Стихи поэтов 20 века  о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы

1

6.29

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

1

Фонохрестоматия

6.30

Философские проблемы в лирике Твардовского.

1

6.31

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

1

6.32

Писатели улыбаются (1 час)

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Фонохрестоматия

6.33

Песни на стихи русских поэтов XX века. И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

1

Фонохрестоматия

7

Из литературы народов России

1 час

7.1

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни..

1

8

Зарубежная литература 

9 часов

8.1

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

Фонохрестоматия

8.2

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

1

8.3

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

1

Фонохрестоматия

8.4

О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

1

Фонохрестоматия

8.5

Преданность и жертвенность во имя любви.

1

8.6

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

8.7

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

8.8

Контрольная работа №4 .Выявление уровня литературного развития .

1

8.9

Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом.

1

Программное и учебно-методическое обеспечение

для учителя

1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2007.-400 с.

2)Программа общеобразовательных

учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ 2009

для учеников

  1. Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 7 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2004
  2. Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010