рабочая программа по литературе 8 класс 2012-2013 год
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Стрелкова Любовь Александровна

соответствует образовательному стандарту 2004 года и программе КоровинойВ.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_literatura.docx71.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Королёвская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ                           Педагогический совет                                                                   Директор                                       МКОУ Королёвской СОШ                                                            МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____                                                                          _________ Ю.А.Ладыгин           от «___» __________2012г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___Литература_

основное общее , 8 класс

базовый уровень

на 2012—2013 учебный год

                                                                             Составитель: Стрелкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы,

                                                                                     первая квалификационная категория

пос. Королевский 2012 г.

Рабочая программа

разработана на основе следующих документов:

1)Государственного стандарта общего образования,

2)Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).

Цели.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

                                    Задача курса литературы 8 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

                 

                             Поурочно – тематическое планирование

п/п

Раздел, кол-во часов, тема урока

Всего часов

Примечания

1

Введение 1 час

Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

1.

Устное народное творчество – 

3 часа

1.1

Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни.

Фонохрестоматия

1.2

Частушка как малый песенный жанр.

1.3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

2.

Из древнерусской литературы

4часа

2.1

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.

1

2.2

Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1

2.3

Вн.чт. «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века.

1

2.4

Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

3.

Из литературы 18 века

5 часов

3.1

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии

1

3.2

Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

1

3.3

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

3.4-3.5

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»

2

4.

Из литературы 19 века

47 часов

4.1

И.А.Крылов . Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

1

Фонохрестоматия

4.2

«Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства.

1

4.3

Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

1

Фонохрестоматия

4.4

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма.

1

4.5

Думы Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

1

4.6

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

1

Фонохрестоматия

Презентация

4.7

Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

1

4.8

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

1

4.9

А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

1

4.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

1

4.11

Формирование характера Гринёва. Нравственная оценка его личности.

1

4.12

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

4.13

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина

1

4.14

Р/р. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции.

1

4.15

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

4.16

«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

1

4.17

Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов

1

4.18

Контрольная работа №1по творчеству А.С.Пушкина.

1

4.19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

4.20

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».  Мцыри как романтический герой.

1

Фонохрестоматия Презентация

4.21

Романтически – условный историзм поэмы.

1

4.22

Композиция и художественные особенности поэмы. Роль описаний природы в поэме.

1

4.23

Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

4.24

Р/р. Анализ эпизода в поэме «Мцыри»

1

4.25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве

1

4.26

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». «Ревизор» в оценке современников.

1

4.27

«Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

1

4.28

Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

1

4.29

Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

4.30

Р/р. Особенности композиционной структуры комедии.

1

4.31

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

4.32

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

1

4.33

Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества.

1

4.34

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

4.35

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1

Фонохрестоматия

4.36

Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира.

1

4.37

Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1

4.38

Контрольная работа№2 по творчеству Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

4.39

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Презентация

4.40

Художественная деталь как средство создания художественного образа.

1

4.41

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

1

4.42

Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

1

4.43

Мастерство Л.Н.толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

4.44

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

4.45

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

1

Фонохрестоматия

4.46

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Презентация

4.47

Психологизм рассказа.

1

5.

Из русской литературы 20 века

29 часов

5.1

И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кавказ».

1

5.2

Мастерство Бунина – прозаика.

1

5.3

А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

1

5.4

Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

5.5

Р/р. Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

1

5.6

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

5.7

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

1

Фонохрестоматия

5.8

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1

Фонохрестоматия

Презентация

5.9

Р/р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

1

5.10

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина».

1

5.11

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

5.12

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

5.13

Вн.чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».  Сатирическое изображение исторических событий.

1

5.14

Вн.чт. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»..

1

5.15-5.16

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

5.17

Контрольная работа №3 по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

5.18

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

Фонохрестоматия

5.19

Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

5.20

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы.

1

5.21

Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Презентация

5.22-5.23

Р/р. Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

2

Фонохрестоматия

5.24

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.

1

Презентация

5.25

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

1

5.26

Р/р. Подготовка к классному сочинению «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

1

5.27

Р/р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

1

5.28

Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

1

Фонохрестоматия

5.29

Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.

1

Фонохрестоматия

6.

Из зарубежной литературы

13 часов

6.1

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной любви и вражды.

1

Фонохрестоматия

6.2

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения

1

6.3

Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

1

6.4

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

6.5

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены).

1

6.6

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

6.7

Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии

1

6.8

Вн.чт. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

1

6.9

Вн.чт. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

1

6.10-6.11

Вн.чт. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

2

6.12

Контрольная работа №4 «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»

1

26.05

6.13

Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом.

1

ВСЕГО:

102

Примечание

Вн. чт. - внеклассное чтение

Р/р. - урок развития речи

Программное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

  1. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010

  1. Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2004

Для учителя

  1. Программа общеобразовательных

учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ. 2009

  1.  Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы: В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002.
  2.  Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
  3. 1)Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс.-М.: Материк-Альфа, 2005.-176 с.
  4.  Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2009.-400 с.



Муниципальное казенное образовательное учреждение

Королёвская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогический совет Директор МКОУ Королёвской СОШ МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____ _________ Ю.А.Ладыгин от «___» __________2012г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___Литература_

основное общее , 8 класс

базовый уровень

на 2012—2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной.

Составитель: Стрелкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

пос. Королевский 2012 г.

Рабочая программа

разработана на основе следующих документов:

1)Государственного стандарта общего образования,

2)Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

7-8 классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Поурочно – тематическое планирование

п/п

Раздел, кол-во часов, тема урока

Всего часов

Примечания

1

Введение 1 час

Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

1.

Устное народное творчество – 

3 часа

1.1

Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни.

Фонохрестоматия

1.2

Частушка как малый песенный жанр.

1.3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

2.

Из древнерусской литературы

4часа

2.1-2.2

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.

2

2.3-2.4

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века.

2

3.

Из литературы 18 века

5 часов

3.1-3.2

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина.

2

3.3

Основные правила классицизма в драматическом произведении

1

3.4-3.5

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»

2

4.

Из литературы 19 века

47 часов

4.1-4.2

И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

2

Фонохрестоматия

4.3

«Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства.

1

Фонохрестоматия

4.4-4.5

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма.

2

4.6-4.7

Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

2

Фонохрестоматия

Презентация

4.8

А.С.Пушкин и история.

1

4.9

А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

1

4.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

1

4.11

Формирование характера Гринёва. Нравственная оценка его личности.

1

4.12

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

4.13

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина

1

4.14-4.15

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».

2

4.16-4.17

«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

2

4.18

Контрольная работа №1по творчеству А.С.Пушкина.

1 23.11

4.19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

4.20-4.21

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

2

Фонохрестоматия Презентация

4.22

Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.

1

4.23

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

1

4.24

Анализ эпизода в поэме «Мцыри»

1

4.25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве

1

4.26

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». «Ревизор» в оценке современников.

1

4.27-4.28

«Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества.

2

4.29

«Ревизор»: Хлестаковщина как нравственное явление.

1

4.30

Особенности композиционной структуры комедии.

1

4.31

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

4.32-4.33

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

2

4.34

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

4.35-4.36

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

2

Фонохрестоматия

4.37

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1

4.38

Контрольная работа№2 по творчеству Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

18.01

4.39-4.40

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

2

Презентация

4.41-4.42

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

2

4.43

Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

1

4.44

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

4.45

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

1

Фонохрестоматия

4.46-4.47

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

2

Презентация

5.

Из русской литературы 20 века

29 часов

5.1-5.2

И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».

2

5.3-5.4

А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

2

5.5, 5.6

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

2

5.7

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

1

Фонохрестоматия

5.8

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1

Фонохрестоматия

Презентация

5.9-5.10

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

2

5.11-5.12

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

2

5.13-5.14

«Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. Сатирическое изображение исторических событий.

2

5.15-5.16

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

5.17

Контрольная работа №5 по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

21.03

5.18

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

Фонохрестоматия

5.19

«Тёркин – кто же он такой?»

1

5.20

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы.

1

5.21

А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа.

1

Презентация

5.22-5.23

Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

2

Фонохрестоматия

5.24

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.

1

Презентация

5.25

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

1

5.26-5.27

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

2

5.28

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

1

Фонохрестоматия

5.29

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.

1

Фонохрестоматия

6.

Из зарубежной литературы

13 часов

6.1-6.3

У.Шекспир. «Ромео и Джульеттта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

3

Фонохрестоматия

6.4

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

6.5-6.6-6.7

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. Общечеловеческий смысл комедии

3

6.8-6.9

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

2

6.10-6.11

В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

2

6.12

Контрольная работа №6 «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»

1

26.05

6.13

Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом.

1

ВСЕГО:

102

Примечание

Стр.-страница

Выр. чтение - выразительное чтение

Наиз.- наизусть

Программное и учебно-методическое обеспечение

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа общеобразовательных

учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ 2009

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010

1) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

2) Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы: В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002.

3) Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2009.-400 с.

1)Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс.-М.: Материк-Альфа, 2005.-176 с.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2004