рабочая программа по литературе 9 класс 2012-2013 год
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Стрелкова Любовь Александровна

Рабочая программа составлена по программе Коровиной В.Я

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_literatura.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Королёвская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                                      УТВЕРЖДАЮ               Педагогический совет                                                                   Директор                                        МКОУ Королёвской СОШ                                                           МКОУ Королёвской СОШ Протокол №_____                                                                          _________ Ю.А.Ладыгин                от «___» __________2012г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___Литература_

основное общее , 9 класс

базовый уровень

на 2012—2013 учебный год

Составитель: Стрелкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

пос. Королевский 2012 г.

Рабочая программа

разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента образовательного стандарта по литературе (2004 г),
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему учебных компетенций, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Цели изучение литературы в 9 классе:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса литературы 9 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Примечание

Вн. чт. - внеклассное чтение

Р/р. – урок развития речи

Поурочно-тематическое планирование

п\п

Название раздела

темы

Кол-во

часов

Примечания

1

Введение

1

1.1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

1

2

Из древнерусской литературы

2

2.1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

фонохрестоматия

2.2

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…»

1

3

Из литературы 18 века

10 часов

3.1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма

1

3.2

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения.

1

фонохрестоматия

3.3

«Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии.

1

3.4

Вн.чт. Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».  

1

фонохрестоматия

3.5

Тема поэта и поэзии в лирике Державина.«Памятник».Традиции и новаторство в лирике Державина.

1

3.6

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Критика крепостничества

1

3.7

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

3.8

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»

1

фонохрестоматия

3.9

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

3.10

Р/р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

1

4

Из русской литературы 19 века

53

4.1

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Романтизм, реализм.

1

4.2

Романтическая лирика начала 19 века. В.Жуковский «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову.

1

4.3

В.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады.

1

фонохрестоматия

4.4

А.С.Грибоедов: личность, судьба. «Горе от ума»

1

фонохрестоматия

4.5

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Особенности композиции комедии.

1

 4.6

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

4.7, 4.8

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

1

4.9

Р/р. Язык комедии «Горе от ума». Обучение анализу эпизода.

1

4.10

Р/р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

4.11

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1

4.12

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

фонохрестоматия

4.13

Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта.

1

4.14

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

фонохрестоматия

4.15

Контрольная работа №1 по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

1

4.16

Вн.чт. А.Пушкин «Цыганы» - романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

1

4.17

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел, композиция. Онегинская строфа.

1

фонохрестоматия

4.18

Типическое и индивидуальное в образе Онегина и Ленского

4.19

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

фонохрестоматия

4.20

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

фонохрестоматия

4.21

Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа.

1

4.22

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

4.23

Р/р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века.

1

4.24

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

фонохрестоматия

4.25

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотив вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

1

фонохрестоматия

4.26

Образ поэта – пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

фонохрестоматия

4.27

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

фонохрестоматия

4.28

Эпоха безвременья в лирике М.Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина».

1

4.29

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

1

4.30

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».

1

4.31, 4.32

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

2

4.33

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

4.34

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

4.35

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в критике. (К-т статьи Белинского. Д/з)

1

4.36

Контрольная работа №2 по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

4.37

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчество. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

1

фонохрестоматия

4.38, 4.39

Система образов поэмы «Мертвые души»

2

4.40

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

4.41

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

4.42

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.

1

4.43

Соединение лирического и комического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского

1

4.44

А.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

4.45

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

4.46

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

1

4.47

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

4.48

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

4.49

Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность»

1

4.50

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

1

фонохрестоматия

4.51

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1

фонохрестоматия

4.52

Р/р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века»

1

4.53

Вн.чт. Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета разных жанров. Развитие представления о жанрах лирических стихотворений.

1

5

Литература 20 века

28 часов

5.1

Русская литература 20 века – многообразие жанров и направлений

1

5.2

И.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

фонохрестоматия

5.3

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм произведения.

1

5.4

М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

5.5

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.

1

5.6

М.А.Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1

фонохрестоматия

5.7

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

1

5.8

А.И.Солженицын «Матренин двор». Картина послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе.

1

фонохрестоматия

5.9

Образ праведницы в рассказе. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

5.10

Контрольная работа №3. Тема: «Произведения второй половины 19 – начала 20 века»

1

5.11

Русская поэзия Серебряного века.

1

5.12

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритм поэта.

1

фонохрестоматия

5.13

С.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике.

1

5.14

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно – песенная основа его лирики.

1

фонохрестоматия

5.15

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского

1

фонохрестоматия

5.16

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

1

5.17

М.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

фонохрестоматия

5.18

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

5.20

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1

фонохрестоматия

5.21

А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.

1

5.22

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

фонохрестоматия

5.23

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики.

1

фонохрестоматия

5.24

А.Т.Твардовский . Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1

5.25

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

фонохрестоматия

5.26, 5.27

Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

2

фонохрестоматия

5.28

Контрольная работа №4. Зачетное занятие по русской лирике 20 века

1

6

Зарубежная литература

8 часов

6.1

Вн.чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

фонохрестоматия

6.2

Д.Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально – философский характер.

1

6.3

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.

1

6.4

Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

6.5

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

6.6

Вн.чт. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

6.7

Контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития.

1

6.8

Задания для летнего чтения

1

Программное и учебно-методическое обеспечение

  1. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под ре-дакцией В.Я.Коровиной Допущено Министерством образования и науки РФ 2009
  2. Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  3. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2002.
  4. 1) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 9 кл./ Авт.-сост. В.Я Коровина, И.С.Збарский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 2010
  5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 416 с.