Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Рокунова Ольга Николаевна

Урок для 6-го класса по литературе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_francuzskogo.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель урока:

  1. раскрыть душевный мир героя рассказа;
  2. обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  3. показать неординарность учительницы;
  4. воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значение слова «нравственность»); компьютер, мультимедийный проектор, кинофрагменты фильма "Уроки французкого"(режиссер Евгений Ташков).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем разговор о произведении Валентина Распутина «Уроки французского» и сегодня попробуем выявить нравственную проблематику произведения, раскрыть суть проблемы, описанной в рассказе, и поговорим о характерах героев. Но прежде давайте послушаем выступления ребят.

              2. Проверка домашнего задания.

Работа в группах. ( Ребята перечитывали текст с карандашом, выписывали детали, отдельные слова и выражения по своей теме).

1-я группа  «Душевный мир главного героя»

2-я группа  «Учительница Лидия Михайловна – «человек необыкновенный»

              3. Работа по сопоставлению текста с киноэкранизацией.

- Посмотрите внимательно кинофрагмент.

 Фрагмент кинофильма «Уроки французского» (режиссер Е. Ташков), когда Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги и заходит директор.

- Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Так ли это?

- Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку.  Почему это важно для нас? 

Просмотр первых кадров кинофильма «Уроки французского».

- Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»? О каком чувстве говорит писатель?

Продолжение первой части кинофильма.

-  Где и когда происходит действие рассказа?

- От чьего лица ведется повествование в рассказе и в фильме?

- Какие чувства и мысли возникли у вас при просмотре данного фрагмента?

 - Каким перед нами предстает мальчик? Таким ли вы его представляли?

-  Почему в рассказе нет упоминания имени главного героя, а в фильме он имеет имя? Намеренно ли делают это авторы?

- Найдите в тексте и прочитайте фрагменты, где описывается чувство голода, которое испытывал главный герой. «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне», — пишет В. Распутин. Почему?  

- Для чего мальчик начинает играть на деньги?

- Как вы считаете, плохо или хорошо он поступает?

- С какой целью играли другие ребята?

- Почему они избивают главного героя?

Фрагмент «Избиение героя».

- Как показано столкновение героя с миром и окружающими его людьми?

- Как ведет себя мальчик в сложившейся ситуации? На какие моменты, связанные с игрой и поведением героя, вы обратили внимание?

-  Как вы думаете, нужно ли настаивать на своем или лучше всегда быть таким, как все?

- Как ведет себя герой в конце драки?  Действительно ли он проигрывает?

- Почему мальчик продолжает настаивать на своем, не отступается, несмотря на жестокость окружающих?

- Объясните, в чем причина того, что никто не смеет остановить Вадика.

- Какую роль данный печальный случай сыграл в дальнейшей судьбе главного героя? Восстановите последовательность событий.

- Итак, настало время поговорить об учительнице французского языка Лидии Михайловне.

Фрагмент «Первый урок французского языка».

- Лидия Михайловна представляете мальчику особенным, каким-то сказочным существом. А какой учительница французского языка представляется вам? Совпадают ли ваши представления с увиденным на экране? Что вас особенно в ней поразило?

Фрагмент «Урок в классе» (предательство Тишкина).

- Почему Тишкин выдает и тем самым предает героя? Что такое предательство?

- Как вы относитесь к поступку Тишкина?

- Почему предательство считается одним из самых тяжких грехов?

- Как реагирует на предательство Тишкина учительница?

- Кого и почему наказывает Лидия Михайловна?

- Обратите внимание на то, что Тишкин торопится выдать своего одноклассника, ведь предавать слабых и одиноких всегда легко: их некому защищать. Героя могли выгнать из школы за этот поступок. Понимает ли это Лидия Михайловна?

 - Что тяготит героя, мучительно ожидавшего после драки разговора с Лидией Михайловной?

Фрагменты «Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка».

- Как вы думаете, когда и почему обратила Лидия Михайловна внимание на мальчика?

 - Почему так складываются их отношения: это дружба или борьба?

- Чем близки учительница и ученик, в чем вы видите сходство их характеров?

- Раскройте позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка.

Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? Почему избран именно такой способ помощи мальчику, ведь она, как, впрочем, и он, прекрасно знала, что за игру на деньги выгоняли из школы?

Фрагмент «Игра на деньги».

- Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца... Иной раз полезно забыть, что ты учительница... Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». О чем заставляют задуматься эти слова?

- Понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально?

- Как реагировал мальчик на то, что учительница пыталась ему подыгрывать? Затем она начала мошенничать? С какой целью?

- Как повел себя директор, узнав, что учительница играет с учеником на деньги? Как бы вы поступили на его месте?

- Как вы думаете, раскрыла Лидия Михайловна истинную причину игры на деньги директору школы или утаила?

- Всмотримся в образ директора школы. Как он разговаривал с провинившимися учениками?

 Фрагмент «На линейке».

- Смог бы такой человек понять учительницу и ученика? Показательна в этом отношении сцена «разоблачения», когда прозвучал твердый, звенящий голос директора: «Вы играете с этим...» — затем поправился: «с учеником». Он сразу же, еще ни в чем не разобравшись, определил поступок Лидии Михайловны как «преступление, совращение, растление».

- Если бы Лидия Михайловна знала, что директор неожиданно узнает о ее поступке, как вы думаете, отказалась бы она от помощи своему ученику?

Заключительный эпизод фильма.

— Как вы поняли слова, сказанные Лидией Михайловной на прощание: „Учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я“?

- С чем ассоциируются у героя яблоки?

- Мог ли быть другим финал рассказа?

- Помогла ли вам игра актеров более зримо представить себе героев рассказа?

-  Какие сцены фильма вам показались особенно удачными?

           4. Рефлексия.

          «Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность этому человеку. Ее поступок стал для него уроком подлинной человечности. И не случайно потом он испытывал чувство вины перед учительницей. И характер Лидии Михайловны, и характер самого мальчика — удивительно сильные и цельные, способные противостоять всем жизненным обстоятельствам. 

         5. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Является ли Лидия Михайловна преступницей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...