Урок по рассказу К. Г.Паустовского "Телеграмма".
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Зяблова Вера Анатольевна.

Методическая разработка  урока в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_k.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» (8 класс).

«Ты прости меня ,мама,  прости…»

«Оборудование: интерактивная доска.

                                                                            Мне горько, мама, грустно, мама,

                                                                             Я- пленник глупой суеты,

                                                                             И моего так в жизни мало

                                                                              Вниманья чувствовала ты.

                                                                              Кружусь на шумной карусели,

                                                                              Куда-то мчусь, но вдруг опять

                                                                              Сожмется сердце : «Неужели

                                                                              Я начал маму забывать?»

                                                                                                        Р.Гамзатов « Матери». Слайд №1.

                                         Ход урока.

1.-О ком сегодня  пойдет разговор на нашем уроке?

-О самом близком для каждого из нас человеке- матери. Ответы  учащихся.

Запись темы : « Ты прости меня ,мама, прости…».

- Сегодня мы коснемся нравственных вопросов, говоря об отношении к матери.

Что такое нравственность?

Ответы учащихся. Слайд №2.

-Мы вами  будем  исследователями и проверим, следуют ли правилам нравственности  герои рассказа Паустовского.

Обратимся к началу рассказа.

2.Задание по группам.

1 группа.

Определить  изобразительно –выразительные средства картины осени.

2 группа.

Найти детали, объясняющие состояние Катерины Петровны.

3 группа.

Определить роль деталей в описании дома.

Вывод: Жизнь Катерины Петровны в далеком прошлом Она очень одинока.

-Как она относится к дочери?

-Мать любит, помнит, такова участь матерей. А есть ли обратная связь?

3.Мы переносимся в Ленинград, где живет

 родная душа, кровиночка.

-Что мы узнали о ней?

Рассказы учащихся.

- Что же мешало Насте откликнуться на письмо матери и не поехать в деревню?

Работа в парах. Слайд №3.

-Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

Ответы учащихся.

Работа с таблицей. Слайд №4.

Таблица . Характеристика Эго и Супер-Эго( По З. Фрейду).

        

Вывод. Сначала учащиеся, потом учитель. В Насте побеждает Супер-Эго. Это нравственные нормы, необходимые человеку в обществе. В Насте поднимается голос совести, теперь она поняла свою ошибку. Но слишком поздно.

4.Работа с текстом. . А.Чтение отрывка .Приезд  Насти в деревню.

Вывод  Очень  трудно руководствоваться тем, что диктует Сверх Я. Насте не хватает чуткости, человечности. Настя –сложный характер, не обладающий достаточно закрепленной человеческой чуткостью.

-А кто обладает?

Б. Сцена в лицах. Тихон, Манюшка, Катерина Петровна.

- Как здесь  проявляется психология действующих лиц?

Ответы.

 Вывод. Тихон хотел облегчить предсмертные страдания героини. Он обладает чуткостью, состраданием.

В. Словарная работа. Подобрать синонимы к слову сострадание.

-Кто еще обладает человечностью?

-Манюшка. Она шестые сутки не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на продавленном диване. Недаром говорят :  «Мир не без добрых  людей».

А Настя будет испытывать муки совести  до конца своих дней. Как это важно- успеть.

5. Прослушивание отрывка из песни «Ты прости меня, мама, прости..»( гр. «Любэ»»).

Итог урока. Обращение к эпиграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...