Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе по теме "Сатира и юмор 20-30-х годов XX века"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе представляет собой путешествие в город сатиры и юмора на чала 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satira_i_yumor.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по литературе

в 11 классе

Литературное путешествие в город сатиры и юмора 20-30 х. годов ХХ века.

Цели:

  1. Показать значение сатирических произведений начала ХХ века в русской литературе.
  2. Дать оценку процессам и явлениям, характерным для того или иного времени.
  3. Проследить связь тех или иных событий с современностью.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности учащихся.

Учитель:

Пером сатиры острой

Владеть не каждому дано,

И в суматохе жизни пёстрой

В сатиру приоткрыть окно.

Эпиграфом к нашему литературному путешествию являются слова Юрия Томашевского:

«У них был один грех, они имели несчастье родиться сатириками».

Да, во все времена юмор был жизнеутверждающей силой. Ведь в чём его главная задача: то, что смешно,—уже не страшно.

Так, в первые трагические десятилетия ХХ-го века, когда переустраивался мир, на российском литературном небосклоне возникло довольно яркое созвездие писателей с юмористическим и сатирическим даром. В великолепную «семерку», творившую в одно врея и в одном жанре, входили: Надежда Теффи, Саша Черный, Аркадий Аверченко, Пантелеймон Романов, Дон Аминадо, Михаил Зощенко, Даниил Хармс. Юрий Томашевский в статье «Возвращение Михаила Зощенко» писал: «Сатирикам везде и во все времена жить было куда опаснее, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа. А ведь сатирики и в мыслях не держат смяться над людьми. Любовь в людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатрика к столу». Именно такими были Михаил Зощеко, Илья Ильф и Евгений Петров.

Давайте перенесёмся в литературный город сатиры и юмора начала ХХ века. Как и в каждом городе у нас работает справочное бюро, которое выдает автобиографические справки.

Справка первая:

  1. Михаил Зощенко возвратился в литературу сравнительно недавно. После тоог, как в 1946 году за своё творчество  он был заклеймён Ждановым как «пошляк», «хулиган» и «поддонок литературы», глумящийся надо советскими людьми, а родной сын отказался от отца, имя Зощенко получило статус бранного и выпало из литературного обихода, его выгнали из Союза писателей, и многие думали, что но сам тоже выпал из жизни. В наше время Зощенко вновь занял свое достойное место в ряду сатириков и юмористов.

1-й рассказчик:

Сам Зощенко  писал, что «в каждом из нас имеются те или иные черты и мещанина, и собственника, и стяжателя». Писатель высмеивает не человека, а «печальные черты»  в человеческом характере. Он буквально одержим нравственными идеалами и видит, что будущая жизнь вовсе  не будет прекрасна, потому что «заскорузлость» человеческих отношений невозможно переделать.

2-рассказчик:

Рассказы Зощенко похожи на очерки, сценки, репортажи. Он обличитель массы, малокультурного городского мещанина, рвача, хапуги. Он резко высмеивал  необразованность, невежество, бескультурье, политическую тупость своих сограждан. И многим это не нравилось, так как вместе с тем он обличал нравственную глухоту, спессивное помпадурство чиновников, их лакейство, безделье, паразитизм, прикрытые трескучей фразой. Он сатирик нравов, обличитель косности, всего того, что мешало и мешает нам жить. Этому посвящены его рассказы: «История болезни», «Собачий нюх», «Западня», «Агитатор», «Качество продукции», «Баня», «Стакан», «Любовь», «Нервные люди»и многие другие.

3-й рассказчик:

Насколько неприглядно и даже опасно мещанство, Зощенко показал в рассказе «Нервные люди». В нем жльцы коммунальной квартиры дерутся «от чистого сердца, а инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали. И тольуо роковые слова «мильтона»: «Запасайтесь, дьяволы, гробами, стрелять буду!»—привели народ в чувство, после чего все разбежались по своим комнатам.

4- рассказчик:

Но особенно страшен герой мещанского замеса, если он вдруг из семейно-бытовой сферы перебирается в служебные покои. Персонаж рассказа «Каменное сердце» своего рода интеллектуал. Он в совершенстве овладел искусством сживания со света непокорных подчинённых и делает это «весьма тонко и с таким знанием человеческой души, что и доказать ничего нельзя».

Ведущий:

Сколько бы раз не перечитывал произведения Зощенко, не перестаю удивляться тому, как в рассказах на две страницы помещается вся жизнь. И если каждый из нас на минуту закроет глаза, перед нами предстанут такие далёкие и в тоже время очень современные герои Зощенко. А инсценировка рассказа «Любовь» поможет более точно раскрыть острый юмор Зощенко.

Действующие лица:

  1. Автор
  2. Вася Чесноков
  3. Машенька
  4. Хулиган

Ведущий:

А теперь, уважаемые гости города сатиры и юмора, обратите внимание  на художественную галерею, на которой представлены иллюстрации к произведениям Михаила Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Так же перед вами книжная выставка, где собраны романы «12 стульев» и «Золотой теленок», рассказы и повести  М.Зощенко.

Учитель:

В городе сатиры и юмора нельзя не упомянуть  о замечательных писателях-сатириках Илье Ильфе и Евгении  Петрове и о бессмертных романах.

Справка вторая:

Идею о совместном творчестве Илье Ильфу и Евгению Петрову подал писатель Валентин Катаев, брат Евгения Петрова.  Свои произведения Ильф и Петров писали вместе. В 1925 году происходит знакомство будущих соавторов. Кроме известных романов они создают  несколько рассказов и повестей : «Бронированное место», «Веселящаяся единица»,  «Светлая личность», «1001 день» и другие.   После путешествие по Америке в 1935-36 годах у них выходит книга «Одноэтажная Америка».

5-й рассказчик:

Ильф и Петров в своих произведениях вскрывают «новейший черты многоликого обывателя и бюрократа», использующих защитные приспособления организма, как у хамелеона. Ильф и Петров бичевали недостатки  нашего общества и пороки, проистекавшие не столько от нашей  бедности, сколько от нежелания заниматься своим прямым делом, от некомпетентности человека, руководителя в том или ином вопросе. А ведь и в наше время этот вопрос не утратил актуальности.

Ведущий:

Наверное, нет человека, который бы не читал или хотя бы не слышал о романах Ильфа и Петрова. А великолепные художественные фильмы помогают нам зрительно  представить образ великого комбинатора Остапа Бендера.

(звучит музыка из кинофильма «12 стульев»).

Учитель:

Великого комбинатора как никого из литературных героев можно назвать нашим современником:

А) Как вы думаете, ребята, если бы кто-то из вас стал президентом страны или мэром какого-либо города, как бы вы использовали «гениальные способности» Остапа Бендера?

Б) Что для этого вам понадобилось бы?

В) По какому принципу вы строили бы свои отношения с ним?

В) Так о чем же романы «12 стульев» и «Золотой теленок»?

(Звучит музыка из кинофильма «12 стульев»)

Ведущий:

А теперь позвольте представить вашему вниманию самых знаменитых героев романов «12 стульев» и «Золотой телёнок».

Остап Бендер: «Заседание продолжается лед тронулся, господа присяжные заседатели»

Ипполит Матвеечич Воробьянинов:

«Бриллианты все мои, а вовсе не шесть процентов».

Отец Федор: «Обедню  не служу. Прихожане по городам разъехались, сокровища ищут».

Мадам Грицацуева: «Знойная женщина-мечта поэта».

Шура Балаганов: «Позвольте представиться: «Сын лейтенанта Шмидта»».

Господин Паниковский: «Ни о чем не беспокойтесь. Вы имеете дело с Паниковским».

Адам Казилеивич Козлевич: «Эх, прокачу. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».

Остап Бендер:

«А теперь, господа присяжные заседатели, я задам вам несколько вопросов:

  1. Почему один из романов называется «Золотой телёнок». Какое отношение имеет это животное к роману?
  2. Назовите мои любимые выражения.
  3. Какая татуировка украшает мою грудь?
  4. Каковы мои заветные мечты?
  5. В какой цвет была выкрашена «Антилопа Гну» перед тем как она развалилась?
  6. Какой вой подняла пресса вокруг моего имени?
  7. Каким образом я раскусил миллионера Корейко?
  8. Какой приспособление помогло Корейко «ускользнуть» от меня в первый раз?
  9. Основателем какой фирмы я был?
  10. Чем заканчиваются мои приключения?

Я доволен вашими ответами, господа, присяжные заседатели. А теперь, пардон, пардон, извиняюсь. После лекции я несколько устал. Живете граждане, только ради создателя, не играйте в шахматы. Боюсь, что Васюки центром мироздания  никогда не тснут. Прощайте любители сильных шахматных ощущений. Да здравствует «Клуб 4 коней!»»

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие в город сатиры и юмора.  Мы окунулись в мир творчества великолепных писателей, составляющих красу и гордость отечественной литературы. А вам дорогие ребята можно позавидовать: в вашей жизни будет меньше белых пятен.

Ведущий:

Дорогие гости, надеемся вам понравилось попутешествовать по нашему литературному городу. Экскурсоводами были учащиеся 11-го класса школы №4 и наш учитель. Спасибо.

(звучит песня).

Мы сегодня вместе показать хотели,

Юмор и сатира в жизни всем нужна…

Надо только верить и смеяться надо.

И тогда проблемы станут вовсе не страшны.

Надо верить, без сомнения

В свой счастливый звездный час

И хорошее настроение 2 раза

Не покинет больше нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)

материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс

Для проверки знаний по всему курсу литературы в 5 классе в игровой форме проводится данное мероприятие. Класс можно разделить на команды...

Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Тема: «Повести Белкина» А.С.Пушкина

Цели:-         расширить представление о творчестве А.С.Пушкина; -         продолжить формирование умения анализиро...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»Ты — женщина, ты &m...