Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Аманкаева Алла Николаевна

 

 

Цель:

через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;

формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;

прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

 

Форма работы: групповая, индивидуальная

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Числовая символика в романе "Преступление и наказание».

 

Цель:

через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского ;

формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;

прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: наблюдение, исследование.

Оборудование: применение мультимедиа.

Класс делится на 4 группы и выбирает для исследования своё число.

1 группа ( число 30)

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

2 группа( число 7)

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

3 группа( число 4)

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

4 группа( число11)

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

                                                                Ход урока

  1. Слово учителя.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся: ( 1 группа)

 -Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет: « Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский,  был очень жадный  к деньгам,  и учение Христово не исправило его души. Он пришёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я предам его? Они обрадовались и предложили ему 30 серебренников».

 - В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.

 - Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал её.

 - Последние тридцать копеек вынесла Сонечка Мармеладова на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.  

Результаты работы учащихся ( 2 группа)

7 – это необыкновенное число. Приверженность наша к этому числу достойна изумления. 7 слов произносит на кресте Христос, семерых бесов изгоняет Иисус из Марии Магдалины. Семь пар чистых животных и семь пар чистых птиц небесных велено взять Ною в ковчег, ибо через семь дней начнётся великий потоп.

Числу 7 особое значение придаётся и у калмыков. Например, в  тесте калмыцкого эпоса «Джангар» употребление числа 7 доходит до двухсот двух раз:

- богатырские пиры в честь победы длятся 7 дней и 7 ночей;

 - сами богатыри сидят, образуя 7 больших кругов;

  - отправляются богатыри Бумбайской страны  в поход  по 7 большим дорогам.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

 - Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

 - Раскольников ( во сне) представляет себя семилетним мальчиком.

 -  «Он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома»

 - « Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет!. В начале своего счастья они оба были готовы смотреть на эти 7 лет как на 7 дней»

 

Результаты работы  3 группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

 - Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания.

 - Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырёхэтажный дом.

 - Комната Мармеладова находится на четвёртом этаже.

 - Полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания.

 - Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное.  Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

.Результаты работы учащихся ( 4 группы)

 - В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне.

 - Одиннадцать часов – время прихода Раскольникова к Соне.

 - После посещения Сони на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу.

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Выводы:

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания:

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает

Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар

Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с  Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

« В продолжении пути их, пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне» Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Ты суетишься и заботишься о многом. А одно только нужно…»

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы урока:

Слово учителя:

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

Исследовательская работа на тему: « Художественная символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До...

Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Цель:через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;формирование навыков самостоятельной исследо...

Художественное своеобразие и символика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с использованием приёма технологи продуктивного чтения.

   Урок разработан с применением стратегии технологии продуктивного чтения «список проблем книги», направленной на обучение приёмам интерпретации текста, обобщение содержа...


 

Комментарии

Спасибо Вам за интересную разработку! Очень понравилось