Урок по творчеству М.М.Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

 

Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_m.m._prishvina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по творчеству М.М.Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».

                                                                            Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

                                                                                         Сам же только о людях и думаю.

                                                                                                                             М. Пришвин.

                                                                                        Вникая в смысл знакомых предметов,

                                                                                      М.М. Пришвин постигает самую суть жизни, ее разнообразие, ее богатство.

                                               В. Пришвина.

                                                                                           

Цели урока:

  1. Помочь учащимся понять тему произведения, раскрыть характеры главных героев рассказа, своеобразие замысла писателя: показать человека через отношение к окружающей природе.
  2. Развивать умение анализировать полученную информацию, строить прогнозы, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения и доказывать ее; развивать творческие способности ребят.
  3. Обогатить нравственный опыт учащихся на  основе главных ценностей человечества: борьбы добра и зла, любви к людям и природе, взаимопонимания и взаимопомощи.

 

  1. Стадия вызова. (Домашнее задание по группам).  

Все ребята – работники издательства журнала «Школьный вестник». Я, главный редактор, дала каждому отделу домашнее задание.

А)  Литературоведческий отдел. Рассказ о жизни и творчестве М.М. Пришвина.

      Какие главные качества Пришвина-писателя отмечали исследователи его творчества? (выдумщик, мечтал о добре жизни, о прекрасном, умел постигать суть жизни, ее богатства, знал тайну слова, любил природу, был увлеченным, любознательным). (Поместим эти слова на древо предсказаний. Все ребята записывают перечисленные качества писателя).

Б) Литературоведческий отдел. «Кладовая солнца»- так называется произведение. О чем в нем пойдет речь? Нарисовать рисунки.

Вывод. Это произведение о красоте природы, о людях, живущих по законам красоты: добра, понимания, доверия, взаимопомощи. ( Обратить внимание на эпиграф, высказывание В. Пришвиной).

В) Лингвистический отдел. Составить рассказы по опорным словам.

Блудово болото, Настя, Митраша, крестьянское хозяйство, хлопотала по дому, покойная мать, деревянная посуда, кислая ягода клюква, отцовское ружье, компас, топкое место, плотная тропа, лесник Антипыч, собака Травка, серый голодный волк, чистая полянка, высокая трава белоус, почувствовал опасность,  плотно схваченным по грудь, опираясь на ружье руками, не вспомнила о брате, тихонько поползла, схватил собаку за заднюю лапу, молодой  Антипыч, выстрелил в упор, вмиг к нему прибежала, набрала много клюквы, стали греться у костра, привезли мертвого волка.

  1. Стадия осмысления. Чтение с остановками. (2 или 3 отрывка).

1-я остановка.  

                                1. Подтвердились ли ваши версии?

                                2. Что узнали нового?

                                3. Когда, в какое время происходит действие рассказа? ( После ВОВ ).

                                4. Кто является рассказчиком , от чьего имени ведется рассказ? Какую  

                                    роль в жизни детей играли односельчане?

                                5. Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей,

                                     умение жить в новых тяжелых условиях?

                                6. О чем пойдет речь дальше?

2-я остановка.

                            1. Подтвердились ли ваши версии?

                            2. Что узнали нового?

                            3.  Как ведут себя дети перед дальней дорогой?

                            4.  О чем пойдет речь дальше?

3-я остановка.

                                1.Подтвердились ли ваши версии?

                                2. Что узнали нового?

                                3. Какой конфликт возник между Настей и Митрашей по пути на

                                    Блудово болото? Как их встречает природа?

  1. Стадия рефлексии.

1. Какие же проблемы ставит автор в своем произведении, как вы думаете?

 ( Проблему добра и зла, любви, взаимопонимания. Взаимопомощи).

Вывод. «Кладовая солнца» - это рассказ о детях, живших в наших краях, выдержавших испытания страшной войны, кот они, какие они. Поможет ли им дружба в дальнейшем испытании? Об этом рассказ в сказке-были М.М. Пришвина. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью, поговорим об этом на следующем уроке.

2. Написание синквейна.

                                                                               Митраша

                                                                      коротенький, плотный

                                                                      Подгоняет дощечки, складывает,

                                                                       Обдерживает железными обручами.

                                                                    Выучился у отца делать деревянную                    

                                                                       посуду.

                                                                     « Мужичок в мешочке»

          Настя

Веснушчатая, милая.

Растопляла печь, чистила картошку,

Заправляла обед.

Хлопотала по хозяйству до ночи.

Золота Курочка.

             

         Настя  

Умная, добрая.

Хозяйничает, наставляет, заботится.

Настя вставала далеко до солнца.

Хозяюшка.                                                           Митраша

                                                                    упрямый, сильный.

                                                                    Работает, злится, хорохорится.

                                                 Настя по гладит по голове, и  

                                                            Отцовский задор покидает хозяина.  

                                           Мужичок в мешочке.

Домашнее задание. Дописать концовку рассказа: чем закончился поход за

                                   клюквой. ( Ваши версии, предположения).                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

Конспект урока изучения нового материала. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...

Презентация к уроку о творчестве М.М. Пришвина "Известный русский писатель-путешественник, горячо любивший природу и Родину"

Данная  презентация посвящена творчеству М.М. Пришвина. Она предназначена для использования на уроках литературы, когда изучается творчество М. Пришвина и сказка-быль "Кладовая солнца"....

Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке  учащиеся должны выяснить,  каковы особенности сказки-были как...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...