Урок по повести В.Кондратьева "Сашка".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Рязанова Екатерина Ивановна

 

 

Урок по повести В.Кондратьева «Сашка».

Тема: «В жизни всегда есть право выбора». (Эпизод «Сашка и пленный немец».)

Нравственные качества справедливого

 человека вполне заменяют законы.

Менандр.

Цели:

1.Воспитывать гуманное отношение к человеку, оказавшемуся в плену.

2.Учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и героям.

3. Развивать умение создавать тексты (тип текста - рассуждение).

Оборудование: выставка книг на тему урока и материалов по международному праву, карточки для проведения лингвистического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_mbou_sosh.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа Муром Рязанова Екатерина Ивановна.

Урок по повести В.Кондратьева «Сашка».

Тема: «В жизни всегда есть право выбора». (Эпизод «Сашка и пленный немец».)

Нравственные качества справедливого

 человека вполне заменяют законы.

Менандр.

Цели:

1.Воспитывать гуманное отношение к человеку, оказавшемуся в плену.

2.Учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и героям.

3. Развивать умение создавать тексты (тип текста - рассуждение).

Оборудование: выставка книг на тему урока и материалов по международному праву, карточки для проведения лингвистического эксперимента.

План урока.

1.Вступительное слово учителя.

Война- экстремальная ситуация, которая ставит человека в положение нравственного выбора: как трудно иногда принять правильное решение, сделать выбор в пользу необходимого, а не следовать сиюминутному порыву.

Взаимоотношения между людьми строятся по правилам морали, которые являются основой норм международного права. Международный Комитет Красного Креста распространяет их. Проблемы, связанные с нравственным выбором, волнуют многих писателей, поэтов, публицистов.

Обратимся к повести В.Кондратьева «Сашка».

2.Художественный пересказ эпизода «Сашка».

3. Анализ эпизода «Сашка и пленный немец»,

1)Что вам показалось самым важным в этом эпизоде?

2)Какой фрагмент произвёл на вас самое сильное впечатление и почему?

3) Прочитайте описание немца. (Настала пора и Сашке разглядеть немца как следует. Был он вроде бы Сашкин одногодок... Напомнил он Сашке лицом одного его дружка деревенского - Димку. Немец стоял, потупившись, переминаясь с ноги на ногу... Был он без шинелишки, в сереньком мундиришке...)

-Какие слова и словосочетания показывают расположение Сашки к немцу?

4) Прочитайте сцену, в которой Сашка понял боязнь немца как всякого простого человека, оказавшегося в такой ситуации?

5) О чём хотелось спросить Сашке у немца?

6) Найдите художественные средства языка, помогающие автору передать состояние обоих героев.

7) Какой приказ получил Сашка? Как это его характеризует?

4. Эвристическая беседа.

1) В.Кондратьев провёл своего героя через испытание властью. Как выдержал это испытание Сашка?

2) Что вы особенно цените в главном герое повести?

3) Подберите слова, характеризующие состояние Сашки после того, как он получил приказ расстрелять немца («...сроду никого не обманывал, а тут обманул...», « ... попытался повернуться по-строевому, ...неверной рукой стал выбивать искру...», «отвёл взгляд, потупился»).

4) Представьте себе переживания пленного и опишите их.

5) Вызывает ли пленный сострадание? На что должен рассчитывать любой пленник со стороны тех, кто взял его в плен?

5.Лингвистический эксперимент.

Восстановите текст и сопоставьте его с авторским.

«Много пришлось видеть на передовой помирающих от ран ребят, и всегда поражали Сашку их глаза - ...Вот и у немца такие же».

«Шёл Сашка позади немца, но и со спины видно -...фриц, ...шагает ровно, только плечами...».

«Сашка кинул взгляд, лица немца не узнал, так... оно... губы сжатые...».

«Немец шагнул...».

«Глянул немец ... глазами, и ...тоска... хлестнула по Сашкиному сердцу».

«...глаза и мука в них: чего тянешь, чего душу выматываешь?»

Учитель: Ребята, вы видите, насколько точнее выражена мысль в авторском тексте. Насколько образен и художественно убедителен текст с эпитетами. Будьте внимательны к слову писателя.

6. Беседа:

1) Можно ли объяснить немыслимое в армии событие - неподчинение приказу старшего по званию? Почему Сашка отказался стрелять в пленного?

2) Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика с его верой, что «наше дело телячье».

3) «Впервые за всю службу в армии за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение о справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным, не может он беззащитного убивать. Не может, и всё».

        Третья Женевская конвенция 1949 года посвящена защите военнопленных. Основное гуманитарное правило – военнопленный имеет право на гуманное обращение. Соответствуют ли действия Сашки по отношению к пленному немцу гуманистическому духу Женевской конвенции? Как ты думаешь, чем объясняется такое его поведение?

7. Сочинение – рассуждение.

        «Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?»

8. Самостоятельная работа с афоризмами.

Прочитай афоризмы:

* Смерть – зло для всех.

                            И. Гёте.

* Все на свете можно исправить, кроме смерти.

                            М. Сервантес.

* Если ты ценишь свою жизнь, то помни что и другие не меньше ценят свою.

                               Еврипид.

* Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

                               Менандр.

* Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.

                               А. Суворов.

        Подумай, какой из них мог бы стать своеобразным выводом к нашим раздумьям над страницами повести В. Кондратьева «Сашка».

9. Беседа.

1) Дополните положения международного гуманитарного права по отношению к военнопленным.

2) Приведите примеры из художественных и публицистических текстов, иллюстрирующие эти положения.

10. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «Были ли в твоей жизни такие случаи, когда тебе хотелось проявить свою силу, власть по отношению к другому человеку? Как ты поступал в такой ситуации?»

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...