Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Цели урока:

  • познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;
  • совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  • способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях  учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:  лекция с элементами беседы, сообщения учащихся,  анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

ГУСЬ - ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка урока литературы в 11 классе

по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Война глазами Юрия Керженцева».

Автор разработки: Горчакова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь=Хрустального района

Владимирской области

2011 год

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;
  2. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  3. способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях  учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:  лекция с элементами беседы, сообщения учащихся,  анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Эпиграф:  …Самое  важное  в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.

                                                                                                    В. Некрасов.

Ход урока

Учитель.  (Слайд 1) «Молодой человек…хотел писать. Занимался другим – учился, актёрствовал, делал декорации – и в то же время непрестанно писал. Иногда в этом писании что-то проскальзывало, но в общем-то молодому человеку писать было не о чем – окружающее, знакомое казалось не заслуживающим внимания, потому выдумывались какие-то замысловатые сюжеты, действие происходило то в Париже, то в Индийском океане…

        Аккуратно переписанные рукописи регулярно возвращались редакциями. Не помогали даже прилагаемые к рассказам собственные иллюстрации, которые, кстати, были значительно лучше, чем сами рассказы… Одним словом, рос и взрослел заурядный графоман. И был им  я», - так вспоминает о своих довоенных литературных опытах сам Виктор Некрасов.

        Были у него и другие увлечения. Например, архитектура. Некрасов мечтал получить первую премию на каком-нибудь всесоюзном конкурсе. Ещё одно увлечение – театр. Хотел сыграть Хлестакова. И, конечно, путешествия. В раннем детстве несколько лет жил в Швейцарии и во Франции. Казалось бы, профессия архитектора, которую Некрасов приобрёл до войны, предопределяла  оседлый образ жизни. Но дело в том, что  почти одновременно он закончил и драматическую студию в Киеве. Оставив архитектуру, он тут же отправляется во Владивосток и становится актёром и художником театра Тихоокеанского Флота. Вскоре Некрасов переезжает с Дальнего Востока на север: работает актёром областного драматического театра в Вятке. Оттуда уехал снова на юг, в Ростов-на- Дону, чтобы поступить актёром в труппу местного театра Красной Армии. И на всю эту бурную театральную «жизнь» уходит три года, с 1938 –го по лето 1941-го.

        И вот – война…  

 Сообщение ученика (реализация домашнего задания).  (Слайд 2)  Виктор Некрасов вспоминал о начале войны так: «Первую зиму я провёл командиром взвода запасного  сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги севернее Сталинграда. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон – а в нём было около тысячи человек – была одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону. К весне весь рядовой состав был отправлен на Крымский полуостров и, как по секрету сообщил мне адъютант, там весь полёг костьми. Мы же, офицеры, были отправлены в части  полковыми инженерами. Все виды мин и других заграждений я видел только на картинках.

        В апреле 1942-го года наш полк  выступил из станицы Серафимович, где формировался, на фронт. Мы продефилировали  по главной улице с развёрнутыми знамёнами. Направо и налево от знаменосца шагали два так называемых ассистента с учебными (дырки в стволах) винтовками на плечах.  Дальше -  с места  песню! -  весь полк строевым шагом (хотите верьте, хотите нет) с палками вместо винтовок. Вот так! С палками на плечах! Встречные бабы ревели: «И вот так вы на немца с палками?» Оружие, настоящее оружие (офицеры – пистолеты ТТ тоже первый раз в жизни, бойцы – винтовки образца 1891 года)  получили за неделю до начала боевых действий под Терновом возле Харькова. Учебных стрельб, само собой, не было. Собрать и разобрать винтовку могли только командиры рот из кадровых, попавшие к нам из госпиталей. Так началось знаменитое тимошенковское  наступление на Харьков в мае 1942 года. Чем оно кончилось – известно. Чем кончился Сталинград – тоже известно».    

Сообщение ученика «История создания повести  «В окопах Сталинграда» (реализация домашнего задания).  «И вот  случилось так, что писать вдруг, оказалось, есть о чём. И время свободное появилось – госпиталь, вернее, заросшие зеленью откосы киевского стадиона, где вечно шлялись и валялись ходячие «ранбольные», - вспоминал потом Некрасов о начале работы над повестью «В окопах Сталинграда».

Потом написанное в ученических тетрадях  было продиктовано знакомой машинистке и отправлено в Москву с другом – «покажи там кому-нибудь». Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год и называлась «Сталинград». В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская (Государственная) премия второй степени.

Учитель.  Казалось бы, произведение, получившее официальное одобрение, не могло не отвечать общепринятым  тогда канонам изображения войны. Но, по меркам  того времени,  повесть не отвечала укоренившейся традиции:  в размышлениях главного героя лейтенанта Юрия Керженцева нет темы «великого вождя», и поэтому повесть сразу же вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей тоталитарного режима.

От чьего имени ведётся повествование?  (Повесть написана в «я- форме», от лица 28-летнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые  свидетельства участника боёв, написанные по горячим следам войны.)

 Учитель.   (Слайд 3)  Виктор Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда  его повесть  назвали «записками офицера». «Значит, - писал он, - мне удалось  «обмануть»  читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный  «обман», за него не краснеют».    

В повести постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и  осмыслить происходящее,  почувствовать, понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя:  непосредственный рассказ «из войны» о войне и  осмысление того,  что в пронеслось смертельным ураганом над страной.

(Слайд 4)  Давайте же войдём в  особый мир художественного произведения, постараемся «увидеть» и «почувствовать»  войну, как главный герой повести Некрасова Юрий Керженцев.      

Обсуждение  повести.  Анализ учащимися отдельных эпизодов (реализация домашнего задания).

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас  вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.         

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ  3 главы 1 части.  (Слайд 5)

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев  видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной  подготовке к встрече приближающегося врага.

- Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель.  (Слайд 6) Война врывается в  Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной  бомбёжкой.  Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ  эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

         Учитель. Виктор  Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности и передаче чувств и мыслей Юрия Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких усилий требует от человека война, какова страшная цена победы.

        (Слайд 7)  Вторая часть повести начинается с описания  осеннего пейзажа, который тоже дан в восприятии главного героя.  (Зачитываются  два первых абзаца 1 главы второй части). 

        Учитель. Какой приём использует автор для создания этого описания?  (Приём контраста. Автор стремится  контрастно противопоставить  ужасным картинам войны  торжественное великолепие  осенних дней.)

        Учитель. Но  пейзаж дан не только в восприятии главного героя, но и более широко -  с точки зрения повествователя – уже из послевоенного времени. («За всю свою жизнь не припомню я такой осени».) Эта многогранность  лейтенанта Керженцева и определяет его простое и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру.

        Надо также отметить, что Некрасов  вовсе не превращает  Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

         - Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или  кульминационную  сцену  повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

        -  Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно  критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг.)

        Учитель.   (Слайд 8)  Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.

        Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Анализ эпизодов:  

- часть 1, глава 16 («Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…» до «Сейчас – смерть…»);

- часть 1, глава 6 (со слов «Что-то тяжёлое сзади наваливается на меня и медленно сползает в сторону…»  до «Губа перестаёт дрожать…»);

- часть 1, глава 19  (со слов «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь…» до «На пулемёте уже другой…»).

Учитель.  (Слайд 9) Смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжила счёт потерям близких и друзей, изобретя духовную смерть. В 1984 году из далёкого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершённое в моей стране, это дьявольски задуманное и осуществлённое разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. (Слайд 10) Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая  трагический характер вынужденного расставания: «Ещё один человек прошёл через жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся,  по-видимому, навсегда». С этими словами перекликается эпиграф нашего урока.  (Зачитывается.) 

- Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева.  (Керженцев часто вспоминает о строгом и  внимательном к подчинённым  комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении.  Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья  во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе. И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр  Гаркуша,  многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

- Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?  (Обсуждение.)

Заключительное слово учителя.  (Слайд 11) Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»  занимает особое место среди многотомной военной прозы. И во времена признания,  и в годы опалы автора повесть  утверждала «окопный», личностный и трагический, взгляд на войну, в которой нам «нужна была одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно осмыслить, вчитываясь  в страницы знаменитой повести.

Домашнее задание. (Слайд 12) 

  1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов  писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Её Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются» Как вы считаете, в чём проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»? (Письменно ответить на вопрос.)
  2. Перечитать произведения о войне  В. Быкова, В Кондратьева, В.Астафьева, Ю. Бондарева, К.Воробьева и других авторов (по выбору).

Список использованной литературы.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 2004.
  2. Кипнис – Григорьев Г.  Литературная газета, 1991, №2.
  3. Вишневский В. В жизни и в письмах. – М., 1971.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"

Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" - на проверку знания текста...

Методическая разработка уроков литературы по изучению "Петербургских повестей" Н.В.Гоголя

Разработка представляет собой конспекты двух уроков: "Художественный мир Н.В.Гоголя .Столкновение мечты и реальности в "Петербургских повестях" Н.В.Гоголя." и "Акакий Акакиевич- бедный человек или бед...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести   В. Некрасова...

Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Ирина Владимировна, спасибо за хорошую разработку и, полагаю, таким же был урок. Некоторые этапы возьму себе на заметку. Книга становится особенно актуальной в год 75-летия освобождения Сталинграда.
Творческих вам успехов.