Урок - зачёт по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» с использованием технологии «Портфолио" для учащихся 9 класса.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Козлова Светлана Анатольевна

Это урок - зачёт проверки  знаний по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые  души". Цели: 1)проверить  знания учащихся, 2)создать ситуацию успеха  и доверия, 3)дать возможность учащимся проявить себя  как  в устной,  так и в письменной  речи, 4)учиться объективно  оценивать свои  знания, 5)наглядно увидеть результаты своего  труда на предшествующих уроках, при выполнении  домашних заданий и, конечно, внимательного, серьёзного, сосредоточенного, «активного» чтения поэмы Н.В.Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-zachyot_s_ispolzovaniem_tehnologii_portfolio.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - зачёт по  поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»  с использованием технологии «Портфолио» для учащихся 9 класса.

Цели урока: 1)проверить  знания учащихся, 2)создать ситуацию успеха  и доверия, 3)дать возможность учащимся проявить себя  как  в устной,  так и в письменной  речи, 4)учиться объективно  оценивать свои  знания, 5)наглядно увидеть результаты своего  труда на предшествующих уроках, при выполнении  домашних заданий и, конечно, внимательного, серьёзного, сосредоточенного, «активного» чтения поэмы Н.В.Гоголя.

Условия проведения  зачёта: 1) зачёт состоит  из 8 заданий, каждое  отдельно выдаётся учащему по  ходу урока, 2) оговариваются условия  его выполнения и оценка по  5-балльной системе, 3) после выполнения  и последующей проверки каждого задания ученик  отмечает  на  графике (который начерчен отдельно на конверте – «Портфолио», куда  ребята складывают свои  задания - достижения) полученную отметку,  где по  одной оси – номер задания, а по  другой – отметки от  0 до 6 (так как при проверке ученик,  давая устный ответ  на вопрос по своему  желанию, может  получить дополнительный  балл и приплюсовать его к уже  имеющемуся), 4) потом все  точки - отметки соединяются, получается  кривая линия – результат урока - зачёта, 5) подсчитывается средний  балл – итоговая  оценка за  зачёт, 6) все свои работы  ребята  складывают в  большой конверт, который  является их «Портфолио» по поэме  Н.В.Гоголя «Мёртвые  души».

Ход урока.

1 ЗАДАНИЕ. НАЙДИ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС.

1-Беседка в  имении Манилова называлась: А-храм одинокого  рассуждения,              Б - храм единого уединения, В-храм уединённого размышления.

2-В гостиной Коробочки  висел портрет: А-Кутузова, Б - Пугачёва, В-Жукова.

3-В своём имении Ноздрёв отлично себя чувствовал, как отец среди семейства:  А - в конюшне, Б -в псарне, В -в свинарнике.

4-У Собакевича была привычка: А – наступать  на  ноги, Б – толкаться локтями, В – шевелить ушами.

5-У Плюшкина  было крепостных: А – 500 душ, Б – 100 душ, В – 800 душ.

Примечание: учитель  называет правильные  ответы (за каждый правильный  - 1  балл), после проверки желающий может  их объяснить, подбирая доказательства  из текста произведения, что  даёт возможность  ученику получить  дополнительный  балл.

2 ЗАДАНИЕ. КТО ЧЕМ УГОЩАЛ ЧИЧИКОВА? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1-Манилов. 2 – Собакевич. 3 – Коробочка. 4 – Ноздрёв. 5 – Плюшкин.

А – Сухарь с чаем. Б – Балык и портвейн. В – Варенье  из редьки в  мёде. Г – Пресный  пирог с  яйцом. Д – Щи.

Ответы: 1Д, 2В, 3Г, 4Б, 5А.

Примечание: то  же самое.

3 ЗАДАНИЕ. КТО ЭТОТ ГЕРОЙ? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1 – Манилов. 2 – Плюшкин. 3 – Собакевич. 4 – Коробочка. 5 – Ноздрёв.

А – И на  этом  деревянном  лице вдруг скользнул какой-то тёплый  луч, выразилось не чувство, а  какое-то  бледное  отражение чувства.

Б – Дома  он  говорил  очень мало и большею частию размышлял  и думал,  но  о чём  он  думал, только разве Богу  было  известно.

В – Как зарубил что себе в  голову, то уж ничем  его  не пересилишь, сколько  не  представляй  ему  доводом, ясных как  день…

Г - …крепкий и  на  диво стачанный  образ… держал  он его  боле вниз, чем вверх, шеей  не ворочал вовсе…

Д – Есть  люди,  имеющие страстишку нагадить  ближнему, иногда вовсе без всякой причины.

Ответы: 1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Д.

Примечание: то  же самое.

4 ЗАДАНИЕ. НАЙДИ ОШИБКУ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ И ИСПРАВЬ ЕЁ.

1 – Манилов подарил Чичикову мёртвых душ и ещё  одну  из своих  трубок.

2 – Коробочка продала  Чичикову вместе с  мёртвыми  душами мёд  и пеньку.

3 – Чичиков  еле унёс ноги  от Ноздрёва, прихватив  вовремя список мёртвых душ, крепостных Ноздрёва.

4 – Собакевич продал Чичикову  не  только мёртвых душ мужского пола , но  и пять  женщин.

5 – Плюшкин  написал  список  мёртвых душ на  гербовой  бумаге.

Примечание: то  же  самое.

5 ЗАДАНИЕ. ЧЬИ ЭТО СЛОВА? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1 – Плюшкин. 2 – Ноздрёв. 3 – Собакевич. 4 – Манилов.5 – Коробочка.

А - …ведь я с  тебя  теперь возьму всего  только  три  тысячи, а  остальную  тысячу ты  можешь мне  заплатить после.

Б - …не допущу  пройти позади  такому приятному,  образованному  гостю.

В – Ей-богу, товар  такой  странный, совсем небывалый!

Г - …вы не будете  есть в  городе, там вам чёрт  знает что  подадут!

Д – Как же, уж  такой  знакомый! В школе  были приятели.

Ответы: 1Д, 2А, 3Г, 4Б, 5В.

Примечание: то  же  самое.

6 ЗАДАНИЕ. АНАЛИЗ ЯЗЫКА ОТРЫВКА ИЗ ПОЭМЫ.

«… ровнем – гладнем  разметнулась на полсвета. Чудным  звоном заливается колокольчик… становится ветром  разорванный в куски воздух».

Выпишите  из отрывка:

А – гиперболу (разметнулась  на полсвета,  разорванный  на куски воздух),

Б – эпитет (чудным  звоном),

В – градацию (ровнем – гладнем),

Г – олицетворение (заливается колокольчик),

Д – метафору (становится ветром воздух).

Примечание: то  же самое.

7 ЗАДАНИЕ. КАКОЙ ЧИЧИКОВ? ПОДБЕРИ НЕ МЕНЕЕ                                      10 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЧИЧИКОВА            (синонимы  не использовать).

Примечание: за  10-9 прил. – «5», за  8-7 прил. – «4», за 6-5 прил. – «3»,                         за  4-3 прил. – «2», за 2-1 прил. – «1».

Ответы:  ловкий,  хитрый, предприимчивый, самовлюблённый,  жестокий, трудолюбивый, упрямый, наблюдательный, целеустремлённый, настойчивый…

8 ЗАДАНИЕ. СОЧИНИ СИНКВЕЙН, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПОЭМЕ            Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

1 – Поэмы (что такое?) – разоблачение.

2 – Поэмы  (какая?) – наполненная смехом  сквозь слёзы.

3 – Поэма (что  делает?) – описывает  Русь, по  которой мчится птица – тройка.

4 – Поэма (с каким цветом  ассоциируется?) – жёлто – грязного цвета.

5 – Поэма  (чем пахнет?) – гнилью и мертвечиной.

6 – Поэма (какая  на вкус?) – горько-солёная.

7 – Поэма  (какие чувства  во мне вызывает?) – ненависть  и  презрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Подсчёт  баллов. Выставление  отметок. Обсуждение содержания  урока – зачёта в новой  форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Урок развития речи по литературе  в  9 классе   "Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души" создан в технологии  КСО (коллективных способов обучения)  с использованием поабз...

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

Дидактический материал к уроку по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Здесь  материалы для проектной работы.Анализ отрывка текста....

Иллюстрации учащихся к поэме Н.В.Гоголя "Мёртвый души"

Иллюстрации учащихся к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"....

Презентация к уроку по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души. Образ Коробочки.

Данный материал поможет провести урок по теме "Образ Коробочки в поэме Н.В. гоголя "Мёртвые души".  В нём содержатся вопросы к наиболее важным эпизодам главы, задания для учащихся, иллюстра...


 

Комментарии

Все прекрасно, но почему ПОЭМА пахнет гнилью и мертвечиной? Почему ПОЭМА вызывает презрение? Да у нее сотни и тысячи запахов, и главный - вольной степи. Он, правда, солоноватый. И вызывает она ...безбрежное море вопросов.

Козлова Светлана Анатольевна

Синквейн составляют дети.Значит, они так прочитали, так поняли, так увидели, так решили.

Простите мою приставучесть, но мы ведь на то и поставлены, чтобы объяснить красоту и чудный оптимизм произведения. Ведь и ребята заметили "смех сквозь слезы". Все-таки смех доминирует и у них в восприятии. То, что смешно, ненависти не вызывает. Мертвечина не смешна. Как это у них соединилось в одном синквейне? За это я и не приветствую "вымученные" стихи, по указке. Синквейн именно "Составляют", не задумываясь порой о смысле.

Козлова Светлана Анатольевна

Спасибо за дополнение. Полностью с Вами согласна. НО здесь, в данном уроке, нужна была завершающая нотка. Вот я её и придумала. Может быть, не совсем правильно.