"Плод высокого гения". "Божественная комедия" Данте в 9 классе.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

Наиболее доступной и конкретной для де­вятиклассников нам представляется книга «Ад», на знакомство с которой я отвожу три урока. Бо­лее детально провожу работу над тремя песня­ми: 5-й, 26-й, 33-й. Краткий обзор остальных пе­сен выполняю сама.

     Особую сложность на подступах знаком­ства с «Комедией» вызывает проблема вхож­дения в текст, чтение непривычных для слуха средневековых терцин, восприятие громад­ного синтеза эпохи: явлений действительной поэту жизни, исторических преданий, полити­ческой борьбы современности и культурных традиций. Учащиеся никогда не поймут Данте (а знакомство с «Комедией» для большинства учеников так и ограничится школьными уро­ками литературы), если учитель сам не будет увлечён и захвачен этой книгой, когда пой­мёт, как интересны были самому поэту его хи­троумные метафоры, удивительные космоло­гические концепции; когда не проникнется иллюзорным видением местоположения Ада, Чистилища, Рая, когда всерьёз не оценит док­трины о звёздах, приводимых в движение Лю­бовью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plod_vysokogo_geniya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «ПЛОД ВЫСОКОГО ГЕНИЯ»

              «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ.  IX КЛАСС

     Предлагаю вашему вниманию методическое видение уроков по «Божественной комедии» Данте. Наиболее доступной и конкретной для девятиклассников нам представляется книга «Ад», на знакомство с которой я отвожу три урока. Более детально провожу работу над тремя песнями: 5-й, 26-й, 33-й. Краткий обзор остальных песен выполняю сама.

     Особую сложность на подступах знакомства с «Комедией» вызывает проблема вхождения в текст, чтение непривычных для слуха средневековых терцин, восприятие громадного синтеза эпохи: явлений действительной поэту жизни, исторических преданий, политической борьбы современности и культурных традиций. Учащиеся никогда не поймут Данте (а знакомство с «Комедией» для большинства учеников так и ограничится школьными уроками литературы), если учитель сам не будет увлечён и захвачен этой книгой, когда поймёт, как интересны были самому поэту его хитроумные метафоры, удивительные космологические концепции; когда не проникнется иллюзорным видением местоположения Ада, Чистилища, Рая, когда всерьёз не оценит доктрины о звёздах, приводимых в движение Любовью.

     1 -й урок. «Суровый, опалённый лик        

Содержание урока — знакомство с судьбой Данте, разговор о светлом чувстве любви к Беатриче, обращение к «Новой Жизни». В представлении учащихся должен сложиться суровый, но гордый в своей непреклонности облик поэта, умеющего сочувствовать и сострадать. Девятиклассники думают над вопросом: что помогло Данте возвыситься над своей эпохой, стать достойным наследником великого поэтического пласта культуры и истории? Как поэт противостоял средневековым условностям и собственной судьбе?

                                            Слово учителя.

Но вдруг среди позорной вереницы

Угрюмый облик предо мной возник.

Так иногда с утёса глянут птицы, —

То был суровый, опалённый лик,

Не мёртвый лик, но просветлённо-страстный,

Без возраста — не мальчик, не старик...

И жалким нашим нуждам непричастный,

Случайный отблеск будущих веков,

Он сквозь толпу и шум прошёл, как властный.

Мгновенно замер говор голосов,

Как будто в вечность приоткрылись двери.

И я спросил, дрожа, кто он таков.

Но тотчас понял: Данте Алигьери.

     Эти современные терцины принадлежат перу Валерия Брюсова.

В мае 2010 года исполнилось 745 лет со дня рождения последнего поэта Средневековья и первого поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери.

     «Без возраста — не мальчик, не старик...». Вглядитесь в портреты Данте. С фрески одного из старинных дворцов на нас смотрит человек с тонким сумрачным лицом. Углы его губ опущены, рот сжат, глаза устремлены вдаль. Голову поэта украшает лавровый венок — символ преданного служения Аполлону — богу солнца и поэзии. Таким запечатлел Данте Рафаэль...

     Деталь фрески Джотто (Флоренция, палаццо Подеста), изображающей Данте: молодое спокойное лицо, внимательный взгляд, за которым угадывается свойственная лишь творческим людям удивительная зоркость.    

     Этот юноша, больше напоминающий молодого послушника, словно наблюдает вереницу событий, лиц, характеров. Он ещё не обременён славой лаврового венца, но уже много познал в жизни, его великое детище — «Божественная комедия» — ещё впереди, но в голове роятся чудные звуки сонетов. Характерный для Средневековья головной убор и одеяние чёрного цвета подчёркивают строгость и внешний аскетизм поэта. «Суровый Дант» — так назовёт его А.С.Пушкин.

     Будущий поэт родился во Флоренции в старинной и благородной семье. Учась в школе, он познакомился с геометрией и астрономией, историей и античным искусством. Своими первыми учителями в литературе Данте считал древнегреческого баснописца Эзопа и древнеримских поэтов Вергилия и Овидия. Юность будущего автора «Божественной комедии» протекает в блестящем литературном кругу молодой поэтической школы «нового сладостного стиля», которую возглавляет его друг, поэт и философ, Гвидо Кавальканти; Данте общается с выдающимися политическими деятелями Флорентийской коммуны, учёным и поэтом БрунеттоЛатини.

     Данте очень любил Флоренцию. Это был город-государство, который гордился своим достатком, независимостью, демократической конституцией. Роскошные дома знатных купцов, банкиров и надменных феодальных грандов соседствовали с узкими улочками ремесленников, а в дни праздников ночное небо Флоренции освещалось тысячами факелов торжественного шествия к центральной площади.

     Зрелые годы Данте проводит на службе республике, участвуя в её войнах, выполняя дипломатические поручения. За власть в городе боролись две партии — гвельфов и гибеллинов. Первые были сторонниками власти папы, вторые — поддерживали германских императоров. В правящей партии гвельфов происходит раскол, и Данте решительно встаёт на сторону тех, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под власть папы. Горожане оценили мужественную позицию поэта и избрали его в городское самоуправление — в Совет Ста. Данте тогда было тридцать шесть лет...

     К этому времени Данте уже большой поэт. По его собственному признанию, толчком к пробуждению в нём поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари — юной и прекрасной Беатриче. «Любовь воцарилась над душой моей и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным ангелом», — напишет Данте в автобиографической повести «Новая Жизнь». Беатриче вышла замуж, у ней были дети, но в двадцать пять лет она умерла. Написанная у свежей могилы возлюбленной, «Новая Жизнь» включает в себя два десятка сонетов, несколько канцон, балладу, содержащих утончённое философское толкование пережитого, пламенеющее чувство любви, благостный образ Беатриче.

     Стихи в этой книге перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание, образуя «дневник» взволнованного сердца и анализирующего ума. Послушайте отрывки из «Новой Жизни», постарайтесь проникнуться возвышенным чувством любви юного поэта, оцените благородную преданность Данте своей Донне. (Сообщения учащихся прозвучат в виде композиции. Учитель выполняет небольшие «связки» между частями отрывков, комментирует изобразительный материал.)

     - Первая встреча героев книги происходит, когда Данте и Беатриче было девять лет: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет, скромный и пристойный, опоясанная и убранная так, как то подобало её весьма юному возрасту». Маленькая девочка в платье Цвета Любви заставила трепетать сердце юного Данте: «Любовь воцарилась над моей душой».

     - Эта детская влюблённость, стремление возвысить образ возлюбленной — свойство гениальной поэтической души. Помните, нечто подобное произойдёт с восьмилетним Лермонтовым, когда в Пятигорске, куда бабушка привезёт Мишеньку «на воды», на одном из детских балов он увидит у окна белокурую девочку, которую полюбит с первого взгляда так сильно, что упадёт в обморок. Юная незнакомка покажется ему ангелом: «По небу полуночи ангел летел...»

     - Следуя замыслу рассказать свою «вымышленную» историю любви, Данте не задерживается долго в «плену юного возраста». Через девять лет он встречает Беатриче снова: «Эта дивная Донна явилась мне облачённой в белоснежный цвет... и, проходя по улице, ...поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда будто вижу я предел блаженства». Поэт спешит к себе в комнату и в волнении пишет свой первый сонет.

     Выразительное чтение сонета «Чей дух пленён, чьё сердце полно светом..».

     - В другой раз Данте встречает Беатриче в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, делает вид, что интересуется другими дамами. Злые люди сообщают об этом Беатриче, и она более не кланяется ему. Данте убит горем: «Удалился я в уединённое место орошать землю горькими слезами». Однажды друг доставляет ему случай увидеть Беатриче среди других дам, пришедших на чью-то свадьбу: «Дивный трепет начался в моей груди... поднял я глаза и... увидел Благороднейшую Беатриче». Но над взволнованным и смущённым Данте Беатриче посмеялась. Проплакав долго, поэт решает, что никогда не будет искать встреч с нею.

Вы меж подруг смеялись надо мною,

Но знали ль вы, мадонна, отчего

Нельзя узнать обличья моего,

Когда стою пред вашей красотою?

Отныне Данте посвятит себя воспеванию Беатриче. Вскоре умирает её отец, и поэт откликается на эту смерть глубоким состраданием, затем болезнь приковывает к постели и самого Данте. В бреду ему являются видения: «Солнце потухло, а звёзды были такого цвета, что мог я счесть, будто они плачут... что птицы... падали мёртвыми и что происходили величайшие землетрясения». И слышится ему неведомый голос: «Ты ничего не знаешь? Твоя возлюбленная умерла». Вскоре поэту принесли известие о её кончине. Весь мир опустел для него.

     - Поэт оповещает именитых граждан Флоренции о смерти Беатриче как о великом бедствии. Два долгих года он ищет утешения в работе: пишет книгу, торжественно обещая увековечить её память в поэзии.

Когда б до вас дошли мои слова,

Вы нашей скорби поняли б величье

И здесь в слезах окончили свой век:

Она почила, наша Беатриче! —

И повесть той кончины такова,

Что зарыдает каждый человек.

     - «Благороднейшая», «Учтивейшая» — так в превосходной степени, употребляя слова с большой буквы, Данте называет Беатриче. Любовь поэта нежна, трогательна, поэтична.

     - Выразительное чтение сонетов «Благое сердце и Любовь — одно...» и «Она идёт, восторгам не внимает...».

     Учитель. 41-я глава романа о любви ведёт путь к «Божественной комедии». Перед нами — созерцание Беатриче, просветлённой светом в ликующих огнях Эмпирея. Она навсегда остаётся в Десятом невещественном небе, в лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ. (Звучит сонет «Над сферою, что шире всех кружится...».)

     Современник поэта художник Сандро Боттичелли запечатлел Данте и Беатриче в Эмпирее (демонстрирую иллюстрацию). Какое настроение вызывает у вас картина? Как изображены фигуры Данте и Беатриче? Почему эта любовь названа поэтом «возвышением»?

     — Вся картина наполнена светом. Лёгкие линии рисунка позволяют представить этот «горний свет», такой яркий и бесконечный, что вынуждает Данте приложить ладонь к глазам. Любовь — свет, спасший поэта в этой земной жизни.

Живые искры, взвившись над рекой,

Садились на цветы, кругом порхая,

Как яхонты в оправе золотой...

И мне она явилась осенённой

Венцом из отражаемых лучей... («Рай», XXXI)

     - А между тем родная Флоренция переживает нелёгкие времена. Буржуазия борется против наследственной аристократии. Данте, представляющий интересы своих единомышленников при папском дворе, был обвинён в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви, предан суду и приговорён к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности. Но судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае появления во Флоренции — сжечь на костре. Горячее и бескорыстное стремление поэта трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь. Данте отдаляется от единомышленников и организует «партию из самого себя». Поэт покидает город и скитается по Италии. Жена и дети не последовали за ним. Он остаётся один. Спустя тринадцать лет Флоренция объявила амнистию изгнанникам, но условия возвращения были унизительными: уплата штрафа и публичное покаяние. Гордый Данте отвергает эти условия. Он предпочтёт родному городу вечное скитание на чужбине. Последние перед смертью годы он жил в небольших провинциальных городах Вероне и Равенне, где с глубокой остротой понял: «...как горестен устам / Чужой ломоть».

     - Тревожная жизнь измучила душу Данте, но вместе с тем она подготовила величие его как поэта. Годы изгнания вызвали к жизни «Божественную комедию».

...В окрестностях Равенны, недалеко от храма св. Аполлинария, покоится тело Данте, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены того, кого она не сумела охранить при жизни...  

     (Звучит стихотворение Н.Заболоцкого «У гробницы Данте».)

     Домашнее задание: прочитать 5-ю песнь «Ада», ознакомиться с комментариями к строкам песни. Подумать над вопросом: почему так много сочувствия поэта к судьбе героев, о которых он поведал в 5-й песне?

     2-й урок. «Любовь сжигает нежные сердца...»

     Содержанием урока станет краткий обзор глав «Комедии» и подробный анализ 5-й песни.  

     Задача урока — донести до учащихся смысл картины падения человека и мира, которых надо спасать; нарисовать гордый и суровый, нежный и сострадательный образ поэта, пережившего личную драму, стремящегося оповестить всех неравнодушных о грозящей им беде.

Предварительный комментарий к книге «Ад».

— ...Лес, холмы, пустыня, стремнины, долины, родник, ручьи, озеро; ветер, снег, град, деревья, листья, водопад... Эти привычные для нашего уха и глаза предметы ландшафта и явления природы наполняют первую книгу «Божественной комедии» — «Ад». Как-то не вяжется это природное великолепие со страшным словом «ад». Однако, обратив наши внимательные взоры к торжественным стихам книги, изумимся ещё более: «дикий лес, дремучий и грозящий»; «глухие стремнины», «чащи душ людских», ручей кровавый, пучина озера, тяжёлый град и снег, «бурых листьев сумрачный навес»... Эти эпитеты, придающие словам яркую метафоричность, заставляют задуматься. Автор погружает нас в атмосферу неизведанного и странного. Всё необычно в Стране Теней. Данте с такой тщательностью и подробностью живописует каждый спуск в пропасти и круги Ада, серпантины тропок, что у нас не остаётся никаких сомнений в реальности происходящего. Образы людей, которых поэт встречает в своём путешествии по загробному миру, их характеры, мысли и страсти переданы с такой яркостью, что простодушные современники Данте считали его человеком, действительно побывавшем в Аду. И даже присущую поэту смуглость кожи они приписывали тому, что его опалило подземное адское пламя.

     Жизненный опыт помог Данте увидеть отвратительную картину падения человека и мира. Поэт решает если не спасти людей от грозящей катастрофы, то хотя бы предупредить их, разбудить в них лучшие чувства. Как поэт выполняет свою благородную миссию? Кто и что помогает Данте на этом пути?

     Краткий обзор 1-4-й песен. Работа ведётся по тексту «Комедии» в переводе М.Лозинского. В качестве изобразительного комментария использовались иллюстрации и репродукции картин художников С.Боттичелли, Г.Доре, М.Пикова.

     Читаю классу 1-ю песнь, комментирую аллегорическую картину «сумрачного леса».

— В середине жизненного пути к поэту приходит растерянность. Почему утрачен «прямой путь»? Почему поэт «сбился с верного пути»? Дикой и грозящей оказывается лесная глушь. Смятение и безысходность овладевают Данте: «...сон меня опутал ложью». Но душа превозмогла страх. Словно пловец, вышедший на берег из морской бездны, поэт оказывается на холме. И, как в народных сказках, его подстерегает троекратное испытание: преграждает путь «проворная и вьющаяся рысь», затем — «навстречу вышел лев с подъятой гривой», «от голода рыча освирепело»,и, наконец, — алчная истощённая волчица. Это — аллегории сладострастия, властолюбия и жадности. Человеком, заблудившимся в лесу, могут, как звери, овладеть пороки. Одиночество лишь помогает им. Но вот приходит спасение: «Какой-то муж явился предо мной». Это Вергилий — древнеримский поэт, автор «Энеиды», ставшей народным эпосом Италии, поэт, очеловечивший в своём творчестве любовь. Данте спасает поэзия, творчество и любовь Беатриче, посланником которой выступает Вергилий. Сколько точных и ярких эпитетов сопровождают имя Вергилия! «Величавый вожатый», «учитель тайн забавных», «благой отец», «спутник благосклонный», «наставник знанья», «вождь высокий». Вергилий обращается с наказом к своему младшему другу: «Ты должен выбрать новую дорогу, / — И к дикому не возвращаться логу». Дикие звери отступили, и поэт увидел свет.

     Желание Данте увидеть «тех, кто душу вечной муке предал», находит воплощение в последующих песнях. Сразу же за вратами Ада, на которых начертаны слова о трёх божественных силах: любви, мощности, мудрости, — путешественники слышат «ропот дикий». Здесь обитают равнодушные.

Их память на земле невоскресима;

От них и суд, и милость отошли,

Они не стоят слов: взгляни — и мимо!

Поэт презирает тех, кто хотел прожить жизнь, не препятствуя злу и не делая добра. Хитроумный бес Харон на своей ладье перевозит души умерших в «пустыни скорби». Посмотрите на гравюру Г.Доре: скалистые берега бурной реки. Старец Харон направляет ладью вперёд. Волны, словно языки пламени, готовы потопить утлый чёлн, но неостановима ладья, как неминуема расплата за грехи.

     - В первый круг Ада поэт поселяет некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан. Данте считал дохристианский мир, к которому принадлежит Вергилий, не преступным, а без вины виноватым. Эти грешники тихи, задумчивы, немногословны. Они заслужили славу и почёт у последующих поколений — античные поэты, философы и учёные. Поэт горд, что оказался в «семье певцов»: Гомера, Овидия, Горация, Лукана.

И эта честь умножилась весьма,

Когда я приобщён был к их собору

И стал шестым средь столького ума...

     Беседа-анализ по 5-й песне.

     —Данте и Вергилий во втором круге, где томятся «невоздержанные» — сладострастники.

  1. Чем сразу же удивил Данте этот круг? («Сильней и печальней» были стоны.)
  2. Как выглядел Минос, страж второго круга?
  3. Чем он занят? (У греков Минос был справедливым царём, правившим Критом. У Данте он — бес, назначающий грешникам наказание. Это хвостатое, клыкастое существо, занятое «жестоким трудом».)
  4. К чему призывает Минос путников? (Ничему и никому не доверять в Аду, внимать всем жалобам равнодушно.)

     - Да, сначала до поэта доносится лишь «дальний стон», затем — «плач ударил многогласный», и, наконец, словно вой морской глубины, словно два враждующих вихря принёс адский ветер «сонмы душ». Грандиозность и убедительная сила сравнений как бы готовит нас к какой-то очень важной и волнующей встрече. Этот ветер мучит, крутит, истязает души грешников, образуя символический вихрь страсти. (Демонстрирую иллюстрацию Г.Доре.)

     - Найдите в тексте сравнения, характеризующие этот вихрь. Какое настроение они у вас создают? (Толпа грешников уподобляется стае скворцов, летящих «густым и длинным строем»; журавлиному клину, следующему на юг с «унылой песнью в высоте надгорной».)

     - Верно. В этих сравнениях заключено сострадание Данте грешникам. Наказание для них — адская буря, которая гонит грешников с той силой, с какой они отдавались своим страстям. Но грехи сладострастников предстают в песне двояко: разврат, похоть и любовь.

     -Почему Клеопатра, Дидона, Семирамида не вызывают у поэтов глубокого сочувствия? Как характеризует их поэт? (Царица Вавилона Семирамида предавалась разврату и всем подданным разрешила «вольность». Вдова Сихея Дидона, карфагенская царица, названа поэтом «горестной жрицей», заколовшей себя, когда её покидает Эней. Клеопатра — «грешная блудница». Прекрасная Елена — виновница «тягостных времён». Многие герои — Ахилл, Парис, Тристан были погублены её «жаждой наслаждений». Из-за Елены разгорелась Троянская война.)

     - Какие чувства Вергилия и Данте вызывают эти грешницы? (Вергилий весьма категоричен: «воздух чёрный» терзает их заслуженно и жестоко, Данте же, услышав эти «прославленные молвой» имена, смутился: «Дух затмился мой».)

     - Внимание Данте привлекает нежно обнявшаяся пара теней, не покидающих друг друга ни на минуту. Он просит совета у Вергилия: как остановить «этих двух, которых вместе вьёт... буря...». «О души скорби!» — с таким воззванием обратился Данте к паре теней, и уже в этом обращении сквозит глубокое сочувствие. Влюблённые откликнулись на зов поэта. Понаблюдайте, какие сравнения помогают поэту и читателям проникнуться глубоким сочувствием к героям? (Они покидают «Дидоны скорбный рой», как голуби, едва заслышав «возглас мой, приветливо зовущий».)

     - Столь поэтическое сравнение идёт от сердца Данте: трепетные голуби —символ влюблённых, создаёт лирическое настроение, подчёркивает участие поэта в их судьбе. Кто они, эти двое, уносимые адской бурей? (Сеньор Равенны Гвидо да Полента по соображениям политики выдаёт свою юную дочь Франческу замуж за богатого, безобразного и свирепого Джанчотто Малатеста, властителя города Римини. Франческа полюбила младшего брата мужа Паоло. Разгневанный супруг убивает обоих.)

     - С каким чувством откликается Франческа на призыв Данте? (С чувством благодарности, называя поэта «ласковым и благостным живым».)

     - В каком образе предстаёт любовь из рассказа Франчески? (Любовь — пламя, она сжигает «нежные сердца». Любовь — это «плен нерушимый». Любовь — это гибель.)

     - Да, пожар сердца для героини страшен и прекрасен, он ведёт к гибели, но чувства неистребимы. Любовь Франчески и Паоло сильнее адской кары. Герои не могут разъединиться. Данте решает изведать: что привело юных любовников «на этот горький путь»? Какая «любовная наука» пробудила «тайный зов страстей»? (Франческа вспоминает «радостные времена». Однажды вместе с Паоло они читали роман о доблестном рыцаре Круглого стола Ланцелоте, любовь которого к королеве Женьере, жене короля Артура, так потрясла юные сердца, что их «взоры встретились не раз», они «бледнели с тайным содроганьем». Любовь оказалась сильнее предрассудков и условностей: Паоло «поцеловал, дрожа, мои уста».)

     - Почему Франческа большую роль в пробуждении чувств отводит книге: «...книга стала нашим Галиотом!» Получается, виною всему этот «сладостный рассказ» о рыцаре? (По-видимому, жизнь юной Франчески с нелюбимым мужем была нелёгкой. Ей не дано было испытать до замужества чувство первой любви. Живя в роскоши в отцовском доме, она не раз задумывалась о высоком чувстве. Книга лишь «подтолкнула», пробудила то, что так давно таилось в душе девушки.)

Что, по-вашему, означают слова Франчески: «Никто из нас не дочитал листа»? (Это лишь намёк героини на какую-то унизительную кончину: Франческа и Паоло, едва почувствовав счастье, были убиты тут же на месте.)

     - Возможно, что и так. Франческа и Паоло не перестают переживать своё горе, но они победили и теперь ни на что не променяют свои муки и будут стойко нести это горе вдвоём.

Данте — человек, искушённый в любви. Вспомните, сколько тончайших оттенков этого чувства нам приходилось наблюдать в его «Новой Жизни». Казалось бы, поэта трудно чем-либо удивить и потрясти. Пятая песнь — единственная из всей книги — завершается словами: «Моё чело покрылось смертным потом, / И я упал, как падает мертвец». Сравните с концовкой 3-й песни: потрясённый первой встречей с грешниками Ада, удручённый «пустыней скорби», в которой правит бал бес Харон, призывающий «забыть небо», поэт так же «потом орошён», но «И я упал, как тот, кто схвачен сном». Почувствовали разницу? В 3-й песне поэт падает от усталости, от переизбытка сильных впечатлений, концовка 5-й песни являет более сильные чувства Данте: поэт падает без чувств на землю, и нас словно охватывает свист подземной вьюги, бушующей во мраке и уносящей в вечные круги юных возлюбленных.

     -- Рассмотрите и сравните две иллюстрации к этой сцене художников Г.Доре и М.Пикова. Как, по-вашему, художникам удалось передать чувства героев?

     - На картине Г.Доре мы видим скалистую бездну, над которой парят в вихре фигуры влюблённых: прекрасные юные лица, в которых мука, страдание и одновременно нежность и любовь. Художник точными штрихами показывает героев такими же живыми, какими они были до смерти. Они, как голуби, их полёт лёгок и воздушен. Развевающийся плащ Паоло и длинные волосы Франчески придают изображению динамику «адского вихря» и страсти. Нежно смотрит Паоло на Франческу.

     - Какие строки поэмы можно подписать под этой картиной? («Любовь вдвоём на гибель нас вела»; «Как голуби на сладкий зов гнезда, / Раскинув крылья, мчатся без труда».)

     - Гравюра М. Пикова более статична, но художнику удалось передать замысел этой сцены: картину обрамляет остроугольная рама с пылающими огнями. Из всех теней сладострастников, вычерченных лишь в контурах, фигуры Франчески и Паоло предстают рельефно и осязаемо. Художник увидел в лицах героев неизбывную муку и страдание и, вместе с тем, какое-то упорство и решимость. Никакой адский шквал не способен их разъединить.

     - Ваши наблюдения очень интересны. Да, художники по-разному увидели эту сцену. Доре — более нежно и сердечно, Пиков — сдержанно и строго, но оба — с сочувствием и восхищением, как и сам Данте. Ведь поэт был убеждён в невиновности героев, вот почему столько ликования в возгласе Франчески: «В Каине будет наших дней гаситель». Самое страшное наказание (Каина — пояс Ада, где казнятся убившие своих родных) ждёт их убийцу. Жестокий муж будет наказан небом.

     - Какое впечатление на вас произвела история любви Франчески и Паоло? Какие вопросы вам хотелось бы задать самому поэту? Приводим ответы учащихся:

     - Эта история заставила восхититься красотой чувств героев. Может быть, Франческа и Паоло были ввергнуты в Ад незаслуженно, ведь они «убиенные», по законам христианской морали, напротив, их место в Раю...

Хотелось бы спросить у поэта, почему он поручает вести рассказ о «грешной» любви лишь Франческе. Мы нигде не слышим слов Паоло, он лишь «рыдает». Может быть, всю вину за эту любовь героиня берёт на себя, поступая при этом самоотверженно?

             История Франчески и Паоло не может не волновать, но хотелось бы, чтобы Данте поместил своих героев в Рай, куда он поместил Беатриче...

     Как видим, история любви героев взволновала девятиклассников, заставила оценить глубокие чувства героев, соотнести их с личностью самого поэта, вызвала к жизни вопросы, волнующие душу современного читателя. И хотя учащиеся не всегда преодолевали свой наивный реализм в восприятии явления искусства, живые человеческие чувства побеждали условности творчества. Вновь напоминаю ребятам: Данте был человеком своей эпохи, хотя, как писатель и философ, значительно опередил своё время. По учению церкви, Франческа и Паоло должны терпеть вечные муки в Аду, но поэт не может запретить себе сострадать им: «Я со слезами внемлю, сострадая...» Душа поэта словно возвысилась над схемами Средневековья, и живое, сердечное осознание действительности подчинило себе условности традиций; гениальные терцины Данте обогатили литературу суровым реализмом страстей, взволнованностью лирических шедевров, каким является рассказ о роковой любви Франчески и Паоло.

     В заключение урока предлагаю учащимся послушать отрывки из увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Франческа да Римини» и сонаты-фантазии Ф.Листа «По прочтении Данте». После детальной работы над сценой музыка оказалась удивительно созвучной чувствам и настроениям девятиклассников. Учащиеся отмечали, что увертюра Чайковского более нежно и лирично интерпретирует тему: полёт героев не столь страшен и безысходен. У Листа же музыкальная тема обозначена более сурово — в ней больше драматического и трагического.

     Домашнее задание: прочитать 26-ю песнь, ознакомиться с комментариями к ней. Подумать над вопросами: почему Данте, изображая господствующую атмосферу Ада — ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе,— испытывает сочувствие и даже восхищение некоторыми грешниками?

                                                        3-й урок. «Средь новых жертв...»

     Содержанием урока станет краткий обзор песен книги и подробный анализ 26-й песни. На уроке решается проблема, обозначенная в проблемном вопросе домашнего задания.

             Долгим предстаёт взору читателей путь Данте и Вергилия в царство теней. Своё путешествие по загробному миру Данте наполняет картинами жизни современной ему Италии. Поэт ненавидит тех, кто принёс страдания его стране, кто затевал междоусобицы и истощал её жестокой борьбой за власть.

     Данте и Вергилий на спуске к третьему кругу. Трёхглавое чудовище с чертами пса и человека терзает чревоугодников. Кто они? Почему читателя не покидает ощущение «земных корней» изображённой картины? Земля пресыщена снегом, дождём, градом, как пресыщенные едой обжоры не в силах поглотить грязь, которой они окружены. Выразительный образ слепого Чако довершает убийственную параллель с земной жизнью: если в Аду льётся дождь, на земле «текут реки крови».

     Скупцов и расточителей Данте помещает вместе. Нагруженные поклажей, они кричат друг на друга: «Чего копить?», «Чего швырять?» Эти полулюди, полузвери «Умом настолько в жизни были кривы, /Чтов меру не умели делать трат».

     В окружении высоких башен томятся гордецы. Им уготовано наказание, оскорбляющее их спесь: они погружены в грязь. Посмотрите на иллюстрацию Г.Доре к этой сцене: небольшой чёлн едва вместил Данте и Вергилия. «Мёртвый поток» заполнен гордецами, они цепляются за края ладьи, за руки Вергилия. Но непреклонен строгий римлянин...

     Зачем Данте путешествует по Аду? Простое ли любопытство движет им? Поэт решил узнать о прошлом и настоящем. Бестрепетные тени могут поведать Данте о прошлом, они тянутся к жизни, как Фарината поднимается из своей могилы, осенённой огнями, потому что им движет любовь к родной Флоренции, а Кавальканти — любовь к сыну Гвидо.

     За обрывом томятся предатели, погубившие узы родства, духовного братства, любви, гневные насильники, тираны, лившие кровь других людей, а теперь сами захлёбывающиеся этой кровью.

     Мрачность предшествующих пейзажей не сопоставима с сумрачным лесом, где обитают самоубийцы. По мысли Данте, теряя любовь к жизни, они не ценят даже собственного существования. Но поэт стремится разобраться: что толкает человека на этот роковой шаг? Гордыня, высокомерие рушатся при столкновении с миром, и человек губит сам себя. Выразительную сцену «обитания самоубийц» передаёт Г.Доре: «одичалый лес, где и троп не находило око», ползучие сучья простирают свои «руки», лишённые листьев и плодов. Там — гнёзда «когтистых» гарпий. Все сучья и ветви — живые. Отломишь — сочится кровь. Люди превратились в «растенья».

     Вергилий и Данте — в пустыне. Ни ветерка, ни живительной влаги. С неба на головы противящихся Богу падает снег в виде... огней. Но могучий бунтарь Канапей словно не замечает алчного огня: «Каким я жил, таким и в смерти буду!»

     Почтительность, восхищение сквозят в поведении Данте, когда он разговаривает с содомитами. Учитель Данте Брунетто Латини учит его... бессмертию, Якопо Рустикуччи грустит о том, как родной город низвергает достойных людей или в Ад, или в... изгнание. Честный и непреклонный Данте помещает в Ад «святокупцов», тех, кто, попирая земные законы, торгует церковными должностями: пастыри и папы. «Вы алчностью растлили христиан, / Топча благих и вознося греховных...»

     На пути поэтов — странная процессия людей со свёрнутыми шеями, их головы смотрят назад. Это — гадатели, прорицатели и маги, пытавшиеся быть божественной силой, творящей мир, но они обманули надежды человека в угоду его страстям...

     Итак, фантазией Данте вызваны к жизни изумительные по своей силе и убедительности картины человеческого грехопадения. Но вместе с суровым осуждением людских пороков мы ощущаем позицию поэта-гуманиста, пытающегося разобраться в этом падении, пробудить в душах читателей сочувствие и праведный гнев.

                                                              Беседа-анализ по 26-й песне.

     Главный лейтмотив песни — изображение человеческих чувств, ведущих к гибели. Наблюдая за характерами героев, решаем главную проблему: кто он, Улисс, хитроумный обманщик или доблестный смельчак, рвущийся к познанию? Как сам Данте относится к познанию?

     - Данте явно утомлён долгим путём, созерцанием круга воров и обманщиков. Взоры поэта обращены к родной Флоренции, городу могущественному и ничтожному одновременно, покорившему маленький Прато... Почему последние терцины зачина 26-й песни обращены к уму? «И взнуздываю ум сильней былого, / Чтоб он без добрых правил не блуждал». (Наверно, речь пойдёт о каких-то границах, за которые, по законам морали, человек не должен выходить.)

     -  Да, эти ограничения, по мнению Данте, самодовлеют и над ним. Они вызваны увиденным в Аду. Полёт ума может быть безрассудным, неуправляемым, приносящим зло и даже гибель окружающим. «Лукавые советчики» — так называет поэт героев 26-й песни.

     - Какое чувство вызывает у вас картина искрящихся огней — «светляков» в первой части песни? (Среди мрачных рощ и каменных уступов эта картина наполняет сердце светом, какой-то надеждой.)

     - Верно, неслучайно в зачине песни Данте размышляет об уме. Ум, стремление к познанию часто сравнивают со светом («ученье — свет»),

     - Почему грешники, населяющие «восьмую глубь», так интересны Данте? (Возможно, потому, что сам он испытывает страсть к познанию.)

     - Да, поэт осознаёт: грешники, сгорающие в огне, — это и предвестие его судьбы. Жажда ума лишила их сдержанности и осторожности, а для религиозного сознания безмерная страсть к познанию — грех. Познание — безграничная привилегия Творца.

     - «Рогатый пламень» страшит и самого Данте, символизируя раздвоенность человеческой натуры, нарушаемой чрезмерным полётом фантазии. Почему Данте не говорит прямо с грешниками — Улиссом и Диомедом? Кому и почему он поручает вести разговор? (Улисс (Одиссей) и Диомед — греки, Данте не знал греческого языка.)

     - Это лишь внешняя причина. На самом деле Данте напуган, созерцая этот «стонущий огнь», к тому же Улисс и Диомед отличаются особым «хитроумием», отточив своё «лукавое мастерство» в многочисленных приключениях.

     - О каких дерзких подвигах Улисса упоминает поэт? (Ввели в Трою деревянного коня, в котором укрылись греки и сам Улисс, разрушили и погубили город. Путем хитрости увлекли на войну против Трои Ахилла, где он и погиб. Улисс и Диомед похитили статую Афины Палла-ды, охранявшей Трою.)

     - Улисс откликается на просьбу Вергилия волнующей исповедью. Его рассказ поэтичен. Почему Данте нигде не прерывает этот рассказ? (Он с сочувствием и даже с восхищением слушает грешника. Данте доверяет Улиссу и понимает, что самый высший суд для него — он сам.)

     - Почему свою страсть к познанию Улисс называет «голодом знойным»? Чем пренебрегает герой ради утоления этого «голода»? (Улисса ничто не могло удержать на месте: «ни нежность к сыну», ни «священный страх» перед родителями, ни любимая Пенелопа, ни ласки Цирцеи.)

     - Верно, Улисс поставил перед собой цель: «Изведать мира давний кругозор / И всё, чем дурны люди и достойны». Как человек, испытывающий голод и жажду одновременно («знойный голод»!), он пренебрегает семейными узами, человеческими привязанностями. Но сколько поэзии, образной силы и красоты в рассказе Улисса о его путешествии за Геркулесовы столбы! Приведите детали, позволяющие нарисовать эту панораму дерзкой пытливости героя. Последуйте его морским путём. (Улисс со своей «дружиной верной» отправляется в путь на «малом судне». Средиземное море, Марокко, Сардиния — путь следования Улисса к вожделенным «межам» Геркулеса.)

     - К чему призывает Улисс своих друзей? Как в этом призыве раскрывается характер героя? (Он призывает их предаться «постиженью новизны, / Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный». То есть Улисс действует как первооткрыватель. Герой напоминает своим сподвижникам, что они — потомки эллинов, гордых и пытливых: «Вы созданы не для животной доли, / Но к доблести и к знанью рождены».)

     - Картина смелого порыва Улисса и его друзей к «высокому Познанью» завораживает: их плавание названо «шальным полётом», вёсла судна, словно крылья невиданного корабля, несут его вдаль, ночь окутала их небесным покрывалом с многочисленными «светилами», а «морская грудь» скрылась за горизонтом. Так Улисс живописует момент пересечения мореходами экватора.

Почему столь прекрасный полёт путешественников завершается их гибелью? (Их судно наскочило на огромную гору: «Сменилось плачем наше торжество».)

     - Да, исповедь Улисса завершается трагедией. Геркулесовы столбы, воздвигнутые античным героем, обозначали предел для мореходов, но люди пренебрегли этой преградой, посмели выйти в открытое море, раздвинуть границы уже изведанного ими мира. Они нарушили традицию, признающую греховность бездны, в которую ведёт ум. Улисс часто использовал свой ум для обмана, потому и томится в Аду. «Далёкая груда» горы, вставшая на пути мореходов, — опасная неизбежность и возмездие за дерзость, по замыслу Данте — Чистилище, где помещается пустынный лес Земного Рая. Бог возбраняет живым людям доступ к горе. Но Данте, как поэт нового времени, следующий Возрождению, — восхищён страстным духом исследования и исканий, безоглядным стремлением человека к познанию.

                                                Беседа-анализ по 33-й песне.

     —        В любом круге Ада, наряду с неприятием безнравственных поступков человека, алчности и жестокости его натуры, Данте находит высокие человеческие чувства, которые способны
восхитить поэта и читателей. Поэт словно з
абывает на миг о своём времени, и перед нами
предстаёт сочувствующий и сострадающий с
овременный писатель. Данте ненавидел войны, распри и раздоры, а сеятелей этой вражды поместил в девятой яме Злых Щелей. Здесь некому сострадать: грешники рассечены, расколоты, а бесы добавляют им новые раны.

     В нижнем круге караются предатели, впаянные до головы в лёд озера Коцит. Предательство, по мысли поэта, — злобный укус, а не борьба. Вот почему эти грешники могут действовать лишь головой и зубами, грызя друг друга. Конец 32-й песни являет нашему взору ужасную картину: грешник грызёт череп соседа, «как хлеб грызёт голодный...». Уже это сравнение настораживает читателя. Рядом поставлены слова «хлеб» и «голодный». Кто этот несчастный? Почему поэт так настойчиво просит его рассказать историю своего падения?

И если праведна вражда твоя, —

 Узнав, кто вы и чем ты так обижен,

Тебе на свете послужу и я...

     - Грешником, грызущим своего соседа, оказался граф Уголино. Расскажите кратко историю его земной жизни. (Граф Уголино стоял во главе Пизанской республики, деля власть со своим внуком, но вскоре между ними возник раздор, которым воспользовались враги во главе с архиепископом Руджери. Под личиной дружбы он обещает Уголино содействие в борьбе с внуком, ведя при этом тайную интригу против обоих. Подняв мятеж против Уголино и обвинив его в государственной измене, Руджери заточает его вместе с детьми в башне и умертвляет голодом.)

     - Как Уголино рисует своё заточение в темнице? Почему башню нарекли «голодной»? (Уголино называет свою смерть страшной, его место заточения напоминало клетку с небольшим отверстием.)

     —        Почему рассказ о муках графа Уголино в башне предваряется «зловещим сном»? (Данте
стремится придать изображаемому достове
рный характер, показать звериную натуру мучителей Уголино: граф видит во сне охоту на волка с детёнышами:

Отцу и детям было не спастись:

 Охотникам досталась их потреба,

И в рёбра зубы острые впились.)

     - Да, сон Уголино оказался не только «зловещим», но и пророческим. Ранним утром его четверо сыновей, заточённых с отцом в темнице, стали просить хлеба. Но в тот момент, когда тюремщик приносил им еду, Уголино услыхал, как замуровывают вход «ужасной башни». Как в этот момент ведут себя отец и сыновья? (Уголино охвачен ужасом: «Я каменею и стонать нет силы». Дети плакали, но старались утешить отца: «Отец, что ты так смотришь, милый?» Уголино молчал, «как немой»...)

     - Какие детали создают образ заточения, темницы? («Скорбный склеп», куда не проникает «луча ничтожная частица».)

     - Верно, ведущий лейтмотив этой сцены — мотив тюрьмы, темницы. В тот момент, когда дети увидели отца, в отчаянии кусающего себе пальцы, они стали просить:

Отец, ешь нас, нам это легче будет;

Ты дал нам эти жалкие тела, —

Возьми их сам; так справедливость судит...

     - Почему исповедь Уголино сопровождается пронзительной тишиной? (Поэт предельно внимателен к словам рассказчика. Тишина и безмолвие царили и в темнице, где погибали голодной смертью Уголино и его дети.)

     - Да, гробовая тишина тюрьмы, невыносимое чувство голода, один за другим умирающие дети создают ощущение высокой трагедии: «Уже слепой, я щупал их с испугом, / Два дня звал мёртвых с воплями тоски». Понаблюдайте, почему так много восклицательных предложений в словах поэта, выслушавшего исповедь Уголино? (Данте негодует, обрушиваясь с гневом на мучителей графа. Главным виновником этой трагедии поэт называет город Пизу, народ которой так безропотно допустил подобное убийство: «Чтоб утонул весь твой бесчестный люд!»)

     — Действительно, Пиза нарушила главный закон — закон милосердия и справедливости и позволила обречь детей Уголино на муки. Данте возвышает свой негодующий голос в защиту детей Уголино. Их отец, возможно, и виновен в борьбе за власть, хотя Руджери дважды попирает нравственные законы: предает родину и своего сообщника, — но «за что детей вести на крест неправый?». Данте потрясён увиденным, и по мере того, как он углубляется в ледяное пространство Коцита, ощущает безысходность предателей, которым нет прощения. Даже слёзы их не могут пролиться ручьями, а «твердеют, как хрустальные забрала».

     - 34-ю песнь завершает многотрудный путь по Аду Данте и Вергилия. Вновь поэтом овладевает холод и страх. Пронзительный ветер заставляет его прятаться «за вождя». Грешники, вмёрзшие в ледяное озеро, вызывают ужас. Всюду Данте ощущает «чёрные знамёна царя» — шесть крыльев Люцифера. А сейчас перед ним последний диск десятого круга Ада — Джудекка (по имени Иуды), где казнятся предатели своих благодетелей.

                                                                      Подведение итогов.

     - Что значит для современного человека «Божественная комедия» Данте? На этот вопрос учащиеся готовили письменные ответы.

     - «"Божественная комедия" — это "вечная" книга, из которой современный читатель может почерпнуть знания не только об эпохе Средневековья, но и античного искусства, истории, науке».

     - «"Божественная комедия" — это предостережение нам, современным людям. Поэт как бы предупреждает человечество о грозящей гибели, если оно будет заниматься постоянным самоуничтожением, попирая общечеловеческие законы бытия».

     - «Во многом книга "Ад" — это поэтически воспроизведённая картина земной жизни, только несколько преувеличенно нарисованная поэтом. Дантов ад — это не потусторонний мир теней, а, скорее, земной мир страстей. И неважно, о каком времени идёт речь, ведь людские пороки и низменные страсти со времён Средневековья мало претерпели изменения: жадность, алчность, предательство, убийство, обман остались в современной жизни, приобретя даже более изощрённые формы».

     - «Данте поведал миру и много отрадного. Почти в каждом из грешников он видит положительное и вопреки средневековым условностям распахивает свою душу, сопереживая любви героев, восхищаясь отцовскими чувствами, любуясь бесконечной человеческой пытливостью и страстью к познанию. Этим и современен для нас Данте».

     - «Когда читаешь "Божественную комедию", то начинаешь невольно задумываться: может быть, Данте действительно путешествовал с Вергилием по Аду — так всё осязаемо описано. А затем приходит чувство восхищения поэтом: живя в изгнании, тоскуя по своей "милой Флоренции", этот мужественный человек не сломился. И хотя в "Божественной комедии" Данте расправляется со своими идейными и политическими врагами, душа его не ожесточилась: на его глазах могут выступать слёзы, его грудь может исторгнуть стон, с его уст срываются слова сочувствия. Этим и современен Данте: он не только порицает, но и вселяет в человека надежду».

                                                            ЛИТЕРАТУРА

  1. СМИРНОВ А.А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. — М., 1987.
  2. История всемирной литературы: В 9 т. — М., 1984. - Т. 2, 3.
  3. ЛОСЕВ А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.
  4. Дантовские чтения: Сб. / Под ред. И.Бэлзы. - М„ 1973.
  5. АСОЯН А.А. Почтите высочайшего поэта. — М., 1990.
  6. МАРАНЦМАН В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Методическое пособие для учителя. - М., 1992. - С. 39-90.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Урок по теме "Плоды и их классификация", биология 6 класс

Урок биологии в 6 классе на тему «Плоды и их классификация» построен в соответствии с программой основного общего образования 5-9 классы авторов: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Это 13...

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ШОУ «ФИНАНСОВЫЙ ГЕНИЙ» ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ШОУ «ФИНАНСОВЫЙ ГЕНИЙ» ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...


 

Комментарии

Спасибо за возможность снова окунуться в мир великого поэта. У нас Данте давно вывели из программы, но ребятам всегда он был интересен. Подогрел интерес ужасный мультфильм. Ребята из узбекских классов, конечно, не могли осилить текст, но хорошо восприняли на слух и с удовольствием слушали Чайковского после стихов. Больше всего их заинтересовало, что Данте пользовался книгой Ибн Сины о путешествии в загробный мир с той же композицией. Так что Данте помог еще раз убедить их: Авиценна - прежде всего великий поэт, а "Канон медицины" - для заработка.

Полянских Нина Николаевна

Вы правы: взаимопроникновения тем и образов в творчестве великих людей должны хоть как-то интересовать и "задевать" детей, потому что кроме школы они больше нигде об этом не услышат. Много лет назад, сразу после окончания университета, мне пришлось работать(по распределению) на советско-китайской границе в школе, где обучение велось на трёх местных языках(узбекском, киргизском и таджикском). Это было прекрасное время - дети проникались таким уважением к русской и зарубежной поэзии! Вот там-то я и впервые рискнула "пересказать" им "Божественную комедию". Надо было видеть глаза этих ребят. Восхищение и очарование великим художественным словом было просто безграничным.