Катерина:луч или феерия света? Образ веры и воли. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").
статья по литературе (10 класс) на тему

Федорова Ольга Леонидовна

Все мы хорошо знаем, что Катерина из драмы А.Н. Островского "Гроза" стала "лучом света в темном царстве". Но так ли это? Образ героини не так прост, как кажется на первый взгляд, и раскрывается только тогда, когда читатель глубоко погружается в эпоху, в историю создания драмы, в её текст. Мы попытались максимально приблизиться к Катерине, чтобы понять причину её гибели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katerina_luch_ili_feeriya_sveta.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Катерина: луч или феерия света?

Образ веры и воли.

(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»).

Итак смотри: свет, который в тебе,        

                                                    не есть ли тьма?

Евангелие от Луки, гл. XI, 35

Творчество А. Н. Островского хорошо известно широкому кругу читателей и почитателей театра. Пьесы выдающегося драматурга, не сходящие со сцен столичных и провинциальных театров по сей день, — яркое тому подтверждение и лучшая память о создателе русского театра. Практика  изучения в школе «программных» произведений А. Н. Островского показывает, что старшеклассники  отдают предпочтение пьесам драматурга по нескольким причинам:

1) близость социально-бытовой и любовной тематики возрастным интересам учащихся;

2) доступность в понимании содержания, обусловленная во многом  народным языком пьес;

3) небольшой объём произведений, что немаловажно для нашей нечитающей молодёжи.

        Уроки по драме «Гроза» проходят обычно без затруднений, легко. Но эта лёгкость оказывается многоликой: в слабых классах учителю кажется, что детям всё понятно, в сильных — что ученикам скучновато. И каждый раз остаётся ощущение, что Островский что-то недосказал, а мы что-то недопоняли.

Несколько лет назад мы с ребятами смотрели «Грозу» в Малом театре. По реакции  моих десятиклассников я поняла, что бойкая, прагматичная Варвара понравилась им не меньше, чем Катерина, безуспешно борющаяся со своей греховной страстью. И дело здесь не в испорченности молодёжи (класс был замечательный как по человеческим качествам, так и по интересу к литературе), а в недопрочитанности драмы и, прежде всего, нами, взрослыми.  Как мы трактуем образ Катерины в наши дни? По-прежнему называем её «лучом света в тёмном царстве» или отказались от этого названия и что тогда противопоставили ему? На наш взгляд, характер главной героини и система ключевых понятий драмы требует переоценки: слишком велико историческое и нравственно-социальное расстояние между временем «Грозы» и сегодняшним днём.

 Добролюбовская нетерпимость по отношению к «тёмному царству»  и его последующее  крушение дали женщине   волю, о которой так часто говорили герои «Грозы». Но какую? Ту, что проповедовала Варвара? Ту, которая в наши дни привела к разрушению моральных устоев и крушению семейных ценностей? Не потому ли 2008 год был объявлен годом семьи, что более половины заключающихся браков распадаются? Не следует ли  новый год  объявить годом ребёнка, так как брошенных детей, сирот при живых родителях сейчас больше, чем в годы Великой Отечественной войны?  И совсем неожиданно, пророчески звучат слова Кабановой в конце драмы: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

Одно из любимых произведений Островского было написано в тот период его жизни, с которым связаны лучшие воспоминания драматурга. Это было время  «второй встречи» Александра Николаевича с актрисой Малого театра Любовью Павловной Никулиной-Косицкой. После первой встречи, знакомства и нескольких лет отдаления и взаимной холодности они проводят лето под Москвой, на дачах актёров Малого театра. Именно здесь, по мнению В. Лакшина, у писателя возникло чувство влюблённости, перешедшее в глубокое серьёзное чувство. Островский писал о Катерине, думая об актрисе Косицкой, много рассказывавшей ему о  детстве и молодости, с которыми было связано немало радостных и горьких переживаний. На полях рукописи «Грозы» 24 июля 1859 года набросаны следующие строки: «А мне лукавый-то шепчет таким ласковым голосом — и представляется мне — то и то. Прежде, когда я жила у маменьки, да и здесь сначала представилось мне (рай в суздальском вкусе), и снится то же, или птицей летаю». И внизу сноска автора: «Слышал от Любови Петровны про такой же сон в тот же день»...

Несомненно, образ Катерины был написан под влиянием  экзальтированной, но очень искренней и талантливой актрисы, которую в театре в моменты наиболее вдохновенной игры называли «Щепкиным в юбке». Была   в ней порой и залихватская удаль, и неуёмная весёлость, граничащая с легкомыслием, и даже некоторая бесшабашность. Этими чертами  драматург наделил Варвару, поэтому  она получилась не только расчетливой, но в чём-то   привлекательной. Возможно,  Островский и сам этого не ожидал: он просто находился под обаянием личности Любови Павловны Косицкой.  Под это обаяние попадает  и Катерина Кабанова.  «Ты милая такая, я сама люблю тебя до смерти», — признаётся она Варе, вряд ли понимая, за что любит. Просто она с детства привыкла руководствоваться  чувствами и желаниями, точно так же, как другая героиня другого великого писателя воспринимала людей на эмоционально-ассоциативном уровне: заурядный и безликий Борис Друбецкой был для неё узким, серым, светлым,  как «часы столовые», а неуклюжий и добрый Пьер  Безухов – синим с красным.

Катерина любит Варвару за то, что та «милая» и готова доверить ей свою сердечную тайну, едва зная  сестру мужа: «…кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»

О какой воле мечтает Катерина? Когда на уроках литературы  заходит речь о характере Катерины, мы прежде всего вспоминаем её рассказ о детстве: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле.» и говорим о свободолюбии героини как об одном из главных её достоинств. Что же такое воля для человека первой половины XIX века? Оказывается, это не только «данный человеку произвол действий, свобода, простор в поступках, отсутствие неволи, принуждения», но и «желание, стремление, хотение, похоть, вожделение или нравственная половина человеческого духа, противоположная разуму» (В.И. Даль). Нам представляется, что в характере героини тесно переплелись светлая и тёмная стороны воли,  искренность, сердечность, доверчивость, соединились с горячностью, упрямством, своеволием. И хорошо ей было в детстве именно потому, что маменька позволяла делать то, что хотела дочь. В этом смысле семья Катерины – это  полная противоположность дому Кабановых.   Вспомним, как  шестилетняя Катя, поздно вечером уплыла одна на лодке по Волге вёрст за десять,  когда её обидели чем-то. Можно ли было всерьёз говорить об обиде детей на родителей, когда старшие, согласно патриархальным обычаям, обязаны были держать душу и тело детей в строгости. «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей, » - так было сказано в Домострое.

Катерине с детства была дана свобода, граничащая с неподвластностью и  самоволием. Оказавшись в семье Кабановых, она стала жертвой не тёмного царства, а собственного домашнего воспитания.

Героиня тоскует по прошлому: «…что хочу, бывало, то и делаю», но ведь   это - и позиция Варвары: «А, по-моему: делай, что хочешь…» Обе героини очень похожи в нежелании покоряться, подчиняться чужой воле с той лишь разницей, что для Варвары ложь так же естественна, как атмосфера хитрости, обмана и лицемерия, а у Катерины «нравственная половина»  духа не даёт ей покоя сомнениями, душевными терзаниями и постоянным чувством страха: она  часто говорит о  Страшном суде, ещё не будучи  знакома с Борисом, ибо с детства её учили: «Страх Божий всегда носи в своём сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти» (С.3).

И всё-таки  больше всего Катерина боится не Божьего суда, а себя,  своих чувств, мыслей, которые управляют ею, подчиняют себе, тянут в омут страстей. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что  вот вдруг я явлюсь  перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, - вот что страшно, - объясняет Варваре свой страх перед грозой Катерина.  В ней борются две силы – любовь к  Богу, воплощающая нравственное начало её натуры, и любовь к свободе, к воле, воспринимаемая Катериной как грех. Отсюда - предчувствие беды.

 Почему дома она «до смерти любила в церковь ходить», точно в рай туда входила, самозабвенно молилась, а когда  оказалась в доме Кабановых, ни разу не упомянула о посещении церкви?  Чтобы ответить на этот вопрос, придётся поспорить с мнением Н.Д. Добролюбова. Героине Островского более свойственен максимализм, чем цельность характера. Пока условия родительского воспитания находились в соответствии со стремлением девушки к красоте и полноте жизненных впечатлений, желаний  и чувств,  интересно было слушать богомолок,  душа стремилась в церковь, и  снились необыкновенные сны.

Оказавшись в семье Кабановых, Катерина  с не свойственной ей покорностью выдерживает наставления и попрёки Марфы Игнатьевны, помня, вероятно, Божью заповедь и наказ  Домостроя: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь  их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их, и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле». Но уже в первой реплике Катерины сквозь почтительность  слышатся нотки зреющего протеста: «Напраслину-то терпеть кому приятно».

Очень скоро невозможность делать «что хочешь» порождает бунт гордыни, дремавшей в Катерине до поры до времени благодаря маменькиным уступкам.    Вытерпеть деспотизм свекрови могла помочь бы   вера в Бога.         Но у Катерины место веры занимает воля,  превращающаяся для неё в божество, которому героиня начинает поклоняться. Это происходит потому, что в своей любви к Всевышнему экзальтированная Катерина всегда больше любила красоту обрядов, сверкание церковных куполов, собственные  чувства и  слёзы. Отрешённость от земного у Катерины скорее напоминает экстаз, чем молитву: «… все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается!» — вспоминает она.. —И об чём я молилась тогда, чего я просила, не знаю…». Для истинно верующих пребывание в храме — это Божия благодать, радость и веселие слуха, когда человек ловит каждое слово и смиряется перед Богом.

Нам представляется, сила характера Катерины не в протесте против «тёмного царства», а в том, что всегда и во всём свою волю она ставит превыше всего, возводит в абсолют.    Этот «произвол в действиях», данный ей в детстве,  лишает её христианского смирения  по отношению к окружающему миру.  «Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» - признаётся она, считая даже мысль о другом мужчине изменой мужу,  и сама судит себя Страшным судом. Сначала отлучает от церкви, потом, окончательно лишив моральной поддержки, которую даёт вера, - кончает жизнь самоубийством. Нравственный максимализм героини делает её образ, с одной стороны,  притягательным, с другой, - порочным. Этой второй стороны -  порочности - мы не хотим видеть в Катерине, ищем ей оправдание в бесчеловечных условиях «тёмного царства». А Катерина не пытается оправдать себя, признаваясь Варваре в греховных помыслах, не ханжествует и не преувеличивает свой грех. Она просто хорошо знает  себя и интуитивно понимает, чем грозит ей разгорающаяся страсть к Борису. Дав  волю вожделению (именно так воспринимает своё чувство Катерина) она навлекает грозу над  целым городом Калиновым.  

В своё время   В. Г. Белинский  отмечал силу характера Татьяны Лариной как главное достоинство, благодаря которому она стала идеалом русской женщины. Татьяна оказалась сильнее  своей любви, когда надо было подчинить любовь чувству долга, закону супружеской чести. Что дало ей силы для победы разума над чувствами?  Тоже воспитание, но не маменькино, а нянино. Из её рассказов о старине, о жизни  Татьяна  почерпнула представления о женской доле как неизбежной покорности судьбе. Решение Татьяны быть верной мужу – это великая женская мудрость,   это терпимость, смирение, на которых много веков держался институт семейных отношений и которые мы теперь, к сожалению, считаем проявлением слабости.

Когда Катерина Кабанова отказалась смиряться с безусловно бесчеловечными условиями и порядками «тёмного царства», она проявила мужество, которое должно быть свойственно мужчинам (не случайно эти слова одного корня). Женское мужество имеет совсем другую природу, оно заключается в умении терпеть и прощать близких людей для того, чтобы горел семейный очаг, чтобы  росли  дети, и жизнь таким образом продолжалась бы бесконечно. Не потому ли у Катерины не  было детей, что  главным условием её существования стало не продолжение рода, а стремление к  воле. Ради воли ей пришлось отказаться от веры. А без веры жизнь потеряла смысл.  «Домой идти? Нет, мне что домой идти, что в могилу – всё равно». Дом как династия, род и могила как  смерть воспринимаются теперь женщиной одинаково. Её стремление к нравственной чистоте требовало абсолютной верности духовным идеалам. Помыслив о возможности измены, Катерина уже считает себя грешницей, недостойной войти в храм.   Не умея терпеть, героиня, как в омут, бросается в пучину страстей, и Волга в качестве последнего пристанища является лишь логическим завершением духовной гибели, начавшейся с подмены христианских идеалов земными страстями.  В этом и  заключается  основной грех Катерины, грех, который обратил свет её искренности и  любви во тьму измены и самоубийства.

Уход героини из жизни подтверждает отсутствие у неё подлинной веры. Измена мужу осуждалась строго, но подлежала прощению согласно библейской притче о  раскаявшейся  грешнице. Тем не менее, автору угодно было избрать трагический финал не только в соответствии с психологией характера Катерины.  У такой женщины нет будущего – вот горькая суть её образа и смысл финала пьесы.

Можно ли назвать героиню  Островского «лучом света»?

Существует  свет двух типов. Первый — это свет истины и добра. Его нёс Иисус Христос людям, когда призывал их следовать за Собой: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Еванг. от Иоанна, гл. 8, 12). Лучшие герои  отечественной классики излучают  свет человечности, любви, бескорыстного служения людям. Горячие споры вокруг них в критике, в искусстве, на уроках литературы  — лучшее доказательство тому, что они стали частью нас самих, нашей жизни.  

  Есть  другой свет — он вспыхивает ярко и ослепительно всего лишь на мгновение. Он может стать праздником, дать ощущение радости, но ненадолго. Жизнь Катерины более похожа на вспышку феерического огня, потрясшего окружающих и вызвавшего у них живой отклик. Огонь погас, а память о нём осталась, растревожив умы и сердца жителей города Калинова и читателей драмы Островского. Такой свет тоже нужен людям, он предостерегает, учит, заставляет размышлять и сопереживать.

Как относиться нам к любимой героине Островского?

Великий русский драматург написал пьесу, заставляющую нас пересматривать поступки и характеры её героев на каждом новом этапе истории. Вместе с новым прочтением и осмыслением произведения  приходит новое понимание  образа Катерины. Александр Николаевич создал психологически сложный женский образ, вызывающий восхищение и осуждение одновременно.  Думается, старшеклассникам следует всесторонне раскрывать  правду характера Катерины. Если наши уроки,  научат детей не судить, а  рассуждать, мыслить, сострадать, то, вероятно,  цель их будет достигнута, а Катерина станет живым примером вечного стремления человека к истине, к свету.

Список использованной литературы:

     1.  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский      язык, 1981 г., т.1).

  1. Добролюбов А.Н. «Луч света в темном царстве» - СС в 9-ти т.т., т.6. – М.-Л., Гослитиздат, 1963.
  2. Домострой. – М., Советская Россия, 1990.
  3. Лакшин В.Я. «А.Н. Островский». – М., Советская Россия, 1989.
  4. Новый Завет и Псалтирь. – М., Российское библейское общество, 1994.
  5. Островский А.Н. «Гроза». Библиотека учителя. – М., Художественная литература, 1983.
  6. Православные иконы. – М.,: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  7. Толстой Л.Н. «Война и мир». Избр. соч. в 3-х т.т., т.1 – М.: Художественная литература, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", р...

Этапы формирования образа-представления в работе над пьесой

В работе рассмотрены этапы формирования образа-представления в работе над произведением в классе фортепиано...