Проект по литературе (7 класс) на тему:
Лицей в жизни Пушкина (опыт урока-проекта в 7 классе)

Шаргаева Наталья Викторовна

В работе вы найдете технологическую карту проекта и ход защиты проекта. Защита проекта происходит в форме защиты совместно созданной презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок-проект на тему «Лицей в жизни А.С.Пушкина» ( 7 класс)

Дидактическая цель урока:

  • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу

Цели по содержанию:
Образовательная:

  • научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

Развивающая:

  • способствовать развитию системного мышления учеников;
  • содействовать развитию их речевой деятельности;
  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;
  • формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности
  • способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

Тип учебного занятия: урок-защита проекта

Вид проекта: исследовательский

Продолжительность:1 неделя
Формы обучения: групповая.
Средства обучения: компьютер для учителя, проектор.
Уроку-защите  предшествовала предварительная работа.

Технологическая карта проекта

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности учителя

1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем (презентация)

Деление на 3 группы:

1-Дата 19 октября в жизни и творчестве поэта;

2-Лицейские друзья в судьбе Пушкина;

3-Как повлиял Лицей на дальнейшую судьбу поэта?

Формулирую цели и задачи. Руковожу деятельностью учащихся. Формирую идею проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Помогаю подобрать и систематизировать материал, сделать выводы о значении Лицея в жизни А.С.Пушкина.

2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы

Самостоятельная работа над выбором материала для презентации. Создание иллюстративного материала. Распределение ролей (оформители, компьютерщики, ведущие, чтецы) и оформление проекта

Консультирую, направляю, стимулирую активность детей, помогаю в создании совместной презентации

3. Внесение необходимых изменений

Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией

Контролирую, координирую, корректирую деятельность учащихся

4. Заключительный этап (презентация проекта)

Доклад о результатах работы.

Выступление перед учащимися (приглашаются 5- 6 классы)

Помогаю готовить презентацию, выразительно прочесть текст. Помогаю сделать выводы.

5.Оценивание

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


Защита проекта (по плану):

  1. Как распределялись обязанности в группах.
  2. Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).
  3. Выбор формы отчета.
  4. Всё делали сами или просили помощи у старших?
  5. Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
  6. С какими трудностями столкнулись?
  7. Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
  8. Довольны или нет своим результатом?
  9. Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

Защита проекта проходит в виде защиты презентации.

 Ведущие от каждой группы представляют приготовленную часть презентации.

Первая группа для активизации мыслительной деятельности использовала прием кластера. « Когда мы слышим имя Пушкин, какие ассоциации возникают у нас?» Таким образом учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные  друзьям.

 Третья группа подготовила и провела диспут «Что такое дружба», использовав в презентации толкование слова «дружба» словарем Ожегова и понимание этого слова друзьями-лицеистами. Что значит «дружба» в вашем понимании? Учитель помогает сделать вывод .

Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
9. Уровень организации и проведения презентации.
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Рефлексия 

  • как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
  • что было трудно для вас больше всего?
  • что вы считаете получилось лучше?
  • как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем:

1.»Школа в моей жизни» или

2. «Что такое дружба?»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

А.С.Пушкин
Няня

Арина Родионовна
Сказки
Добро
Михайловское
Лицей
Лицей-это любимые учителя
«О лекциях Куницына Пушкин вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти своей сохранил неизменное уважение»
П.А.Плетнев
«Мы все учились понемногу…
Дружба-
это
...
Близкие
отношения, основанные на взаимном
доверии
, привязанности,
общности
интересов
.
С.И.Ожегов.
«Словарь русского языка».
Встреча в Михайловском
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Цели урока:
1. Рассмотреть значение Лицея в жизни Пушкина.

2.
.

Развивать у учащихся коммуникативные и культурологические компетенции, творческие способности.
3.Стимулировать
познавательную активность учащихся, интерес к жизни и творчеству великого поэта.
План урока:
1. Царскосельский Лицей.
2. «Являться Муза стала мне...»
3. «Друзья мои, прекрасен наш союз...»
4.Что такое «дружба»?
5. Рефлексия. Какую роль сыграла школа в жизни поэта.
Январь 1815 года

Переводной лицейский экзамен
«Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…»
Куда бы нас не бросила
Судьбина
И
счастие
куда б ни повело,
Все те же
мы:нам
целый мир- чужбина;
Отечество нам-
Царское Село.
Лицей-
это первые пробы пера
В 1814 году в журнале «Вестник Европы Было напечатано первое стихотворение «К другу стихотворцу».
Написано более 120 стихотворений.
Созданы первые главы поэмы «Руслан и Людмила».
«Являться Муза стала мне…»
Самый близкий друг Пушкина.
Хорошие дарования.
В обращении приятен, вежлив и искренен.
После окончания Лицея поддержал декабристов.
14 декабря был среди восставших на Сенатской площади.
Осужден на 20 лет каторги в Сибири.
Иван
Пущин
. Литература
Пушкин А. С. Избранное.- М.: Просвещение,1998г
Волкова Г.А., Михайлова И.Д. Лицей. Литературный вечер.- Литература в школе. №8, 1998, стр.139-148
Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение 2008.
«Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 6 класс. Автор-составитель
В.П.Полухина
. М.: Просвещение 2008.
Литература 6 класс: Поурочные разработки. Н.В. Егорова. М.:
Вако
, 2004.
Сборники стихотворений А.С. Пушкина.
Интернет-источники
:
http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/768721/http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/768721
 
/
http
://
www.rusedu.ru
/detail_1286.html
 
http://www.kmvnews.ru/peretz/prezentaciya-licey-v-jizni-pushkina.html
 
http://metite.com/osnovnaya_biografiya_pushkina.html

http
://
clublit.ru
/
node
/411
 
Презентация
«
Лицей в
жизни Пушкина»


Антон
Дельвиг
Близкий друг Пушкина.
Создатель альманаха «Северные цветы»
«Никто на свете не был мне ближе
Дельвига
»,-писал А.С. Пушкин.

Лицей- привилегированное учебное заведение.
Перед Лицеем стояла задача: воспитание государственных служащих высокого ранга, истинных патриотов.
Первым директором Лицея был В.Ф.Малиновский.
«В начале жизни школу помню я...»
Член тайного общества декабристов.
Осужден.
Приговорен к вечной ссылке
Вильгельм Кюхельбекер

Кюхля
Выводы
1.
За годы учебы в Лицее Пушкин повзрослел, сложился как человек.
2
.
Родился новый поэт, со своими независимыми суждениями, взглядами, жаждой жизни.
3
.За шесть лет лицеисты стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь.
Друзья мои,
прекрасен наш союз
1 9 октября
Роняет лес багряный свой убор
Открытие
Лицея
1811
Последняя

встреча


Молю святое
проведенье :
Да голос мой
душе твоей
Дарует то же
утешенье
,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Дружба- это…
Наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.(
Дельвиг
)
Много выше карьеры.(Малиновский)
Удачи.(Корсаков)
…даже
любви.(Кюхельбекер).

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина

Урок литературы в 6 классе на тему "Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина" по программе Г.С. Меркина предст...

методическая разработка урока литературы "Лицей в жизни А.С.Пушкина"

Урок литератруры с использованием кейс-метода ...

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

 Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Соба...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

 Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в пов...

Интегрированный урок в 6 классе по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в форме проекта.

Цели урока-проекта: —Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских нар...

Урок по литературе в 5 классе "По мотивам сказок А.С.Пушкина"

Данный урок предназначен для использования в рамках интегрированной недели "Искусство+", а также - в качестве самостояте...

"Я вас любил..." (Галерея женских портретов в жизни А.С.Пушкина)

Урок по любовной лирике А.С.Пушкина, в котором рассказывается о женщинах в жизни А.С.Пушкина, стихотворениях им посвящён...

Любовь в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Данная презентация может быть использована как иллюстративное пособие при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе....