Главные вкладки

    Проект по литературе (7 класс) на тему:
    Лицей в жизни Пушкина (опыт урока-проекта в 7 классе)

    Шаргаева Наталья Викторовна

    В работе вы найдете технологическую карту проекта и ход защиты проекта. Защита проекта происходит в форме защиты совместно созданной презентации.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Урок-проект на тему «Лицей в жизни А.С.Пушкина» ( 7 класс)

    Дидактическая цель урока:

    • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
    • повышение мотивации учащихся к учебному процессу

    Цели по содержанию:
    Образовательная:

    • научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
    • приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

    Развивающая:

    • способствовать развитию системного мышления учеников;
    • содействовать развитию их речевой деятельности;
    • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;
    • формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

    Воспитательная:

    • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности
    • способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

    Тип учебного занятия: урок-защита проекта

    Вид проекта: исследовательский

    Продолжительность:1 неделя
    Формы обучения: групповая.
    Средства обучения: компьютер для учителя, проектор.
    Уроку-защите  предшествовала предварительная работа.

    Технологическая карта проекта

    Этап проектной деятельности

    Алгоритм деятельности учащихся

    Алгоритм деятельности учителя

    1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

    Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем (презентация)

    Деление на 3 группы:

    1-Дата 19 октября в жизни и творчестве поэта;

    2-Лицейские друзья в судьбе Пушкина;

    3-Как повлиял Лицей на дальнейшую судьбу поэта?

    Формулирую цели и задачи. Руковожу деятельностью учащихся. Формирую идею проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Помогаю подобрать и систематизировать материал, сделать выводы о значении Лицея в жизни А.С.Пушкина.

    2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы

    Самостоятельная работа над выбором материала для презентации. Создание иллюстративного материала. Распределение ролей (оформители, компьютерщики, ведущие, чтецы) и оформление проекта

    Консультирую, направляю, стимулирую активность детей, помогаю в создании совместной презентации

    3. Внесение необходимых изменений

    Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией

    Контролирую, координирую, корректирую деятельность учащихся

    4. Заключительный этап (презентация проекта)

    Доклад о результатах работы.

    Выступление перед учащимися (приглашаются 5- 6 классы)

    Помогаю готовить презентацию, выразительно прочесть текст. Помогаю сделать выводы.

    5.Оценивание

    Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

    Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


    Защита проекта (по плану):

    1. Как распределялись обязанности в группах.
    2. Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).
    3. Выбор формы отчета.
    4. Всё делали сами или просили помощи у старших?
    5. Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
    6. С какими трудностями столкнулись?
    7. Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
    8. Довольны или нет своим результатом?
    9. Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

    Защита проекта проходит в виде защиты презентации.

     Ведущие от каждой группы представляют приготовленную часть презентации.

    Первая группа для активизации мыслительной деятельности использовала прием кластера. « Когда мы слышим имя Пушкин, какие ассоциации возникают у нас?» Таким образом учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные  друзьям.

     Третья группа подготовила и провела диспут «Что такое дружба», использовав в презентации толкование слова «дружба» словарем Ожегова и понимание этого слова друзьями-лицеистами. Что значит «дружба» в вашем понимании? Учитель помогает сделать вывод .

    Критерии оценивания работ учащихся
    1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
    2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
    3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций;
    4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
    5. Степень осмысления использованной информации;
    6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
    9. Уровень организации и проведения презентации.
    11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
    12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
    Рефлексия 

    • как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
    • что было трудно для вас больше всего?
    • что вы считаете получилось лучше?
    • как бы вы оценили свою работу?

    Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем:

    1.»Школа в моей жизни» или

    2. «Что такое дружба?»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    А.С.Пушкин
    Няня

    Арина Родионовна
    Сказки
    Добро
    Михайловское
    Лицей
    Лицей-это любимые учителя
    «О лекциях Куницына Пушкин вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти своей сохранил неизменное уважение»
    П.А.Плетнев
    «Мы все учились понемногу…
    Дружба-
    это
    ...
    Близкие
    отношения, основанные на взаимном
    доверии
    , привязанности,
    общности
    интересов
    .
    С.И.Ожегов.
    «Словарь русского языка».
    Встреча в Михайловском
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Цели урока:
    1. Рассмотреть значение Лицея в жизни Пушкина.

    2.
    .

    Развивать у учащихся коммуникативные и культурологические компетенции, творческие способности.
    3.Стимулировать
    познавательную активность учащихся, интерес к жизни и творчеству великого поэта.
    План урока:
    1. Царскосельский Лицей.
    2. «Являться Муза стала мне...»
    3. «Друзья мои, прекрасен наш союз...»
    4.Что такое «дружба»?
    5. Рефлексия. Какую роль сыграла школа в жизни поэта.
    Январь 1815 года

    Переводной лицейский экзамен
    «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…»
    Куда бы нас не бросила
    Судьбина
    И
    счастие
    куда б ни повело,
    Все те же
    мы:нам
    целый мир- чужбина;
    Отечество нам-
    Царское Село.
    Лицей-
    это первые пробы пера
    В 1814 году в журнале «Вестник Европы Было напечатано первое стихотворение «К другу стихотворцу».
    Написано более 120 стихотворений.
    Созданы первые главы поэмы «Руслан и Людмила».
    «Являться Муза стала мне…»
    Самый близкий друг Пушкина.
    Хорошие дарования.
    В обращении приятен, вежлив и искренен.
    После окончания Лицея поддержал декабристов.
    14 декабря был среди восставших на Сенатской площади.
    Осужден на 20 лет каторги в Сибири.
    Иван
    Пущин
    . Литература
    Пушкин А. С. Избранное.- М.: Просвещение,1998г
    Волкова Г.А., Михайлова И.Д. Лицей. Литературный вечер.- Литература в школе. №8, 1998, стр.139-148
    Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение 2008.
    «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 6 класс. Автор-составитель
    В.П.Полухина
    . М.: Просвещение 2008.
    Литература 6 класс: Поурочные разработки. Н.В. Егорова. М.:
    Вако
    , 2004.
    Сборники стихотворений А.С. Пушкина.
    Интернет-источники
    :
    http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/768721/http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/768721
     
    /
    http
    ://
    www.rusedu.ru
    /detail_1286.html
     
    http://www.kmvnews.ru/peretz/prezentaciya-licey-v-jizni-pushkina.html
     
    http://metite.com/osnovnaya_biografiya_pushkina.html

    http
    ://
    clublit.ru
    /
    node
    /411
     
    Презентация
    «
    Лицей в
    жизни Пушкина»


    Антон
    Дельвиг
    Близкий друг Пушкина.
    Создатель альманаха «Северные цветы»
    «Никто на свете не был мне ближе
    Дельвига
    »,-писал А.С. Пушкин.

    Лицей- привилегированное учебное заведение.
    Перед Лицеем стояла задача: воспитание государственных служащих высокого ранга, истинных патриотов.
    Первым директором Лицея был В.Ф.Малиновский.
    «В начале жизни школу помню я...»
    Член тайного общества декабристов.
    Осужден.
    Приговорен к вечной ссылке
    Вильгельм Кюхельбекер

    Кюхля
    Выводы
    1.
    За годы учебы в Лицее Пушкин повзрослел, сложился как человек.
    2
    .
    Родился новый поэт, со своими независимыми суждениями, взглядами, жаждой жизни.
    3
    .За шесть лет лицеисты стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь.
    Друзья мои,
    прекрасен наш союз
    1 9 октября
    Роняет лес багряный свой убор
    Открытие
    Лицея
    1811
    Последняя

    встреча


    Молю святое
    проведенье :
    Да голос мой
    душе твоей
    Дарует то же
    утешенье
    ,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!
    Дружба- это…
    Наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.(
    Дельвиг
    )
    Много выше карьеры.(Малиновский)
    Удачи.(Корсаков)
    …даже
    любви.(Кюхельбекер).