Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Вера Михайловна Петренко

 Данный урок изучается в разделе «Серебряный век».

         Этапы урока:

  1. Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой.
  2. Обсуждение  страниц жизни поэта в самые трагические годы.
  3. Диалог учителя и учеников: кто в большей степени повлиял на формирование мировоззрения  Марины Цветаевой, на ее поэтическое кредо? (Защита рефератов - домашнее задание).
  4. Повторение. Творческие задания: в конкретных строчках стихов поэта найти стилистические фигуры и тропы.
  5. Память сердца. «Моим стихам…придет свой черед»

 

Особое место в многообразии форм и методов проведения уроков принадлежит урокам с применением цифровых образовательных ресурсов, поэтому этот урок  проводится с использованием авторского продукта – презентации в качестве дополнительных обучающих средств наглядности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tsvetaeva.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                             11 КЛАСС

                     МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРОКА

                                          литературы

                             МАРИНА ЦВЕТАЕВА

           «ЕСЛИ   ДУША    РОДИЛАСЬ    КРЫЛАТОЙ…»

              (страницы жизни и творчества 1892-1941г.г.)

                                   

         

                                              Автор: Петренко Вера Михайловна,  

   

                                         учитель литературы МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской

                                                           

                                         

Марина Цветаева

 «Если душа  родилась  крылатой…»

(страницы жизни и творчества 1892-1941 г.г.)

Цели урока: 

 Образовательные:

  1.     Знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой.
  2.     Постижение поэтики стихов поэта, истоков формирования поэтического дара.

Развивающие:

  1. Развитие навыков исследовательской работы (написание рефератов),
  2. Формирование ценностного отношения к поэзии «серебряного века».

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства поэтического восприятия поэзии 1пол. 20 в
  2. Привитие эстетического вкуса к поэтическому слову.
  3. Постижение духовности через прикосновение к поэзии М.   Цветаевой.

Оборудование: презентация, портреты поэтов «серебряного века», сборники стихов, рефераты учащихся.

                                                                           Красною кистью

                                                                                       Рябина зажглась.

                                                                                           Падали листья.

                                                                                                  Я родилась.

                                                                                                             1916г. Слово учителя:

Два века русской литературы – «золотой» и «серебряный».

Золотой век – это то, что нетленно, то, что отличается качеством, хотя прошло уже много-много лет

- Какие имена всплывают в нашей памяти?

(А.Пушкин, М. Лермонтов…). Это наше все: детство, язык, культура, вечность… Осознание себя частицей Родины.

Но есть другой пласт русской культуры, не менее значительный и важный для постижения себя,  нашего наследия. Это «серебряный» век.

-С чем ассоциируется у вас слово серебряный?

(Звон, легкость, хрупкость, уязвимость, тайна и… опять вечность)

Да, сколько ни замалчивали в современное время имен замечательных поэтов с трагической судьбой, но это замалчивание обернулось возвращением. Это имена А.Ахматовой, О.Мандельштама, Н.Гумилева, К.Бальмонта, М. Цветаевой.

Наш урок посвящен жизни и творчеству М.Цветаевой.

Обратимся к эпиграфу. (СЛАЙД №3)

Когда родилась Марина?  (Осенью)

А писать она начала очень рано. (Первая книга стихов выщла в 1910 году. Называлась она «Вечерний альбом». Через 2 года следом выходит вторая книга «Вечерний фонарь»

                                         (ПОКАЗ СЛАЙДА №4)

Все складывается хорошо. Но разве бывает судьба поэта безоблачной?

Надо знать, что с детства в Марине сформировались независимость суждений, довольно крутой, даже строптивый характер. Это ей и помогало выжить, но часто толкало на противоречивые, чаще мешающие выжить поступки.

Семья Марины – интеллигентная, образованная.

                                        (ПОКАЗ СЛАЙДА №5)

(2 УЧАЩИМСЯ БЫЛО ДАНО ЗАДАНИЕ ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ  М. ЦВЕТАЕВОЙ.

Они рассказывают, и в это время идет презентация-слайды)

Учитель:

Юношеские стихи Марины и все, написанное до эмиграции 1922 года, сверкают красками,  неподдельны, хотя они и несколько домашние:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

1916г.

Послушайте еще одно стихотворение. (Читает ученик)

                        

                                                 

                        Кто создан  из камня. Кто создан из глины,-

                        А я серебрюсь и сверкаю!

                        Мне дело – измена, мне имя – Марина,

                        Я – бренная пена морская.

                        Кто создан из глины, кто создан из плоти –

                        Тем гроб и надгробные плиты…

                        -В купели морской крещена – и в полете

                        Своем -  непрестанно разбита!

                        Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

                        Пробьется мое своеволье.

                        Меня – видишь кудри беспутные эти? –

                        Земною не сделаешь солью.

                        Дробясь  о гранитные ваши колена,

                        Я с каждой волной – воскресаю!

                        Да здравствует пена – веселая пена –

                        Высокая пена морская!

                                                                1920г.

Эти поэтические строки – страстная жажда общения, желание найти собеседников, близких ей по духу. А как ей их недоставало! Надо сказать, что Марина не решалась признанному гению «серебряного» века А.Блоку даже показать свои стихи. А Ахматова на ее послания не отвечала. Да и все ее личные контакты с поэтами были немногочисленны: Волошин, Мандельштам, Бальмонт, Белый.

Зато в 1922 году она получила нежное письмо от Б.Л.Пастернака. Это письмо было началом их дружбы.

                                   (ПОКАЗ СЛАЙДА № 6 - ФОТО Б. ПАСТЕРНАКА)

Ученик читает письмо Б.Л.Пастернака:

«Дорогая Марина Ивановна! Сейчас в дрожью в голосе стал читать брату Ваше – «Знаю, умру на заре, на которой из двух» - и был, как чужим, перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания… Вы – не ребенок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что это в наши дни означает, при обилии поэтов и поэтесс»

Долго Цветаева  не могла прийти в себя,  даже не сразу ему ответила.

   (Ученик читает стихотворение. Или звучит запись стихотворения в исполнении А. ФРЕЙНДЛИХ)

                        Знаю, умру на заре! На которой из двух,

                        Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

                        Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

                        Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

                        Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!

                        С полным передником роз! – НИ ростка не наруша!

                        Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

                        Бог не пошлет по мою лебединую душу!

                        Нежной рукой отведя нецелованный крест,

                        В щедрое небо рванусь за последним приветом.

                        Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…

                        - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

1920- 1921 г. Выходит сборник «Версты»

УЧИТЕЛЬ:

Версты – перекресток дорог – путь – беспутье.

Слово «беспутье» - любимое слово в поэтическом лексиконе Цветаевой.

Вот отрывок из журнала «Своими путями» (1925г). Очерк, посвященный К. Бальмонту.

                                        (ПОКАЗ СЛАЙДА №7 - ПОРТРЕТ К. БАЛЬМОНТА)

«Почему я приветствую тебя на страницах журнала «Своими путями»? Что такое – своими путями? Тропинкой, вырастающей под ногами и зарастающей по следам: место не хожено – не езжено, не автомобильное шоссе роскоши, не ломовая громыхалка труда, - свой путь, без пути. Беспутный. Вот я и дорвалась до своего любимого слова!

Беспутный – ты, Бальмонт, и беспутная – я, все поэты беспутны, - своими путями ходят. Есть такая книжка «Кошка, которая гуляла сама по себе». Такая кошка – ты, Бальмонт, и такая  кошка – я. Все поэты такие кошки. Что поэт назовет своим, кроме пути? Путь – единственная собственность беспутных. Одинокие пути творчества»

(Здесь уместно напомнить слова И.Бродского:

                        Скрипи, мое перо,

                        Мой коготок, мой посох.

И у него: коготок – кошка, посох – олицетворение пути).

БЕСЕДА.

Вопрос классу:

- Как жила М. Цветаева в годы революции? Понимала ли трагизм положения страны?

(Голод, мрак окружали ее со всех сторон. Она ходила на службу в башмаках, привязанных к ногам веревками, в старом платье.

Жила в узкой клетушке, родилась дочь Ирина, кормить было нечем, пришлось отдать дочь в приют, но там она умерла).

                        

                        Две руки, легко опущенные

                        На младенческую голову!

                        Были – по одной на каждую –

                        Две головки мне дарованы.

                        Но обеими – зажатыми –

                        Яростными – как могла!-

                        Старшую у тьмы выхватывая –

                        Младшей не уберегла.

                                                                        («Две руки, легко опущенные…»)

Но  эти трагические годы были очень плодотворные: стихи, 6 пьес, 3 поэмы. В это же время воспевание и восхваление Белой Гвардии. Сборник «Лебединый стан». В белой гвардии был ее муж, Сергей Эфрон.

(УЧЕНИК ЧИТАЕТ  «ГДЕ ЛЕБЕДИ?»)

                        -  Где лебеди? – А лебеди ушли.

                        - А вороны? – А вороны –

                                                              остались.

                        - Куда ушли? – Куда и журавли.

                        - Зачем ушли?

                                                 - чтоб крылья не достались.

                        - А папа где? – Спи, спи,

                                                За нами Сон,

                        Сон на степном коне сейчас приедет.

                        - Куда возьмем?

                                                - на лебединый Дон.

                        Там у меня  - ты знаешь? –

                                                белый лебедь.

1918г.

Следующий этап жизни Марины Цветаевой – эмиграция.

(1922 -1939 г.г) (Слайд 13)

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Долгих 17 лет жила она за границей: Германия, Чехословакия, Франция. Это огромное испытание. Книг почти не выходило (последняя книга – 1928 год). Одиночество.

В эмиграции пишет автобиографическую прозу.

                                       (ПОКАЗ СЛАЙДА № 9)

Конечно, Марина Цветаева понимала, что ее место – там, в России. Она решается вернуться.  И в 1939 году она наконец на Родине, горячо любимой. События в стране тоже не дают спокойствия. Россия накануне войны. Уехала в Елабугу.

                (Предлагается слайд  № 14 - « Последний  год жизни 1941»

(Его мы предлагаем учащимся зачитать вслух. Становится понятно, насколько Марина Цветаева была загнана жизнью, выхода она почти не видела. Остались 3 записки. Одна из них- «Простите, не выдержала»)

Такая страшная хронология последних дней августа 1041 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Если душа родилась крылатой…». Крылья. Это движение , полет, путь… То, без чего нет Марины Цветаевой.

Прекрасная исповедальная поэзия поэта. Именно поэта. Так называла себя она. Слово «поэтесса» не любила. В проникновенных цветаевских строках обнажается ее крылатая душа. Душа останется и на кустах рябины, которую так любила Марина.

 (В ПРЕЗЕНТАЦИИ СМОТРИМ СЮЖЕТ ИЗ ПРОГРАММЫ «ВРЕМЯ»: смотрительница музея Катаева – Лыткина, которая 39 лет дружила с сестрой Марины – Анастасией. В этом доме Марина жила с 1914 по 1922 года. Помогал сохранить музей Д.С. Лихачев.

Звучит музыка, дом –музей, на окне – портрет поэта Марины Цветаевой и рябина на окне.)

Мы предварили  урок эпиграфом (см. 1 стр.) и заканчиваем урок тоже показом ветки рябины.

Вопрос:

- Верила ли Марина Цветаева, что ее поэзия найдет своего читателя?

(Да, память о ней жива, ей ставят памятники, сохранился  Дом-музей в Елабуге)

                            (Слайд 18, 19)

Найдите строчки, подтверждающие это.

УЧЕНИКИ:

                                Моим стихам, написанным так рано,

                                Что и не знала я, что я – поэт,

                                Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                Как искры из ракет.

                                Ворвавшимся, как маленькие черти,

                                В святилище, где сон и фимиам,

                                Моим стихам о юности и смерти,

                                Нечитанным стихам! –

                                Разбросанным в пыли по магазинам

                                (Где их никто не брал и не берет!)

                                Моим стихам, как драгоценным винам,

                                Настанет свой черед.                                    1913г.

Сбылось предсказание.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Домашнее задание:

  1. Приготовить рефераты по темам «Поэзия любви и одиночества»,

                                                                «Друзья Марины», «Ангелы идут»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой

Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему....

литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой» (по творчеству М.Цветаевой)

Справка о результативности применения представленных материалов           Литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой…» (по творчест...

Литературно-музыкальный вечер "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой)

Это внеклассное мероприятие проводится в форме литературного кафе для старшеклассников (желательно аудитория не больше 30 человек), в особой романтической обстановке, при свечах. Весь материал предста...

«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)

«ЕСЛИ  ДУША  РОДИЛАСЬ  КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная  композиция о  жизни  и  творчестве  М. Цветаевой (1892-1941).)...

Методическая разработка. Конкурс чтецов "...душа родилась крылатой..."

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству М. И. Цветаевой "...душа родилась крылатой..."...

Литературная гостиная "Если душа родилась крылатой", посвященная творчеству М. И. Цветаевой

Материал может быть использова как на уроке, так и вне урока, как внеклассное мероприятие....

"Если душа родилась крылатой...": о творчестве Марины Ивановны Цветаевой

Презентация к уроку по творчеству М.И.Цветаевой. 11 класс....