"Ничего не кончилось… Но все были живы…" (урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ильинская Елена Владимировна

 

Данный урок был разработан на  районный    антинаркотический  конкурс «Мы выбираем жизнь»  в номинации «Лучший урок по профилактике наркомании».

Урок по повести Л.Петрушевской "Глюк" с призван не только ввести  в круг чтения учеников произведение современной литературы, но и содействовать обретению учащимися нравственных ценностей: уметь  отличать добро от зла, противостоять злу. Содержание урока  способствует  осознанию у обучающихся  ответственности за свои поступки, воспитанию активной жизненной позиции (умению сказать  «нет»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ничего не кончилось…  Но все были живы…

(урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")

Цели урока:

  • ввести  в круг чтения учеников произведение современной литературы;
  • содействовать обретению учащимися нравственных ценностей;
  • учить отличать добро от зла, противостоять злу;
  • способствовать осознанию ответственности за свои поступки;
  •  воспитанию активной жизненной позиции (умение сказать «нет»);
  • способствовать негативному отношению к наркотикам,

Оборудование:

              -  компьютер ( презентация к уроку)

              - текст рассказа «Глюк»

              - фонограмма песни «Щемит в душе тоска» группа «Многоточие» (рэп из вступления, первые 4 строчки припева)

                 - листы бумаги

                   - ручки

         

Методические приемы: аналитическое чтение рассказа, беседа.

Ход урока

   Орг. момент.

   Сообщение   темы  урока.                                        

- Ребята,  тема нашего сегодняшнего урока «Ничего не кончилось…  Но все были живы…» О чем так можно сказать? Ваши предположения.

(Что-то происходило и оно не кончилось.

Что-то страшное, потому что все остались живы.

 Может,  это была война? Или идёт война.)

(слайд 1)

Учитель: Какое настроение вызвала эта фраза? Ваши ощущения.

(Тоски.  Безысходности. Пустоты. Одиночества.)

Учитель записывает ответы учащихся на доске.

(Звучит  начало  песни  группы «Многоточие» «Щемит в  душе тоска»)

(слайд   2)

- Предлагаю вам прочитать рассказ современной писательницы Людмилы Петрушевской «Глюк». Название необычное, как и само произведение. Поэтому, я прошу вас внимательно слушать, но по ходу чтения  делать записи слов, выражений, которые запомнились,  удивили.  Можно записать свои  ощущения.

(Рассказ читается вслух учителем. На каждой парте– ксерокопии текста рассказа).

 (чтение рассказа)

- Мы закончили читать «Глюк»  Людмилы Петрушевской. Ваши первые впечатления. Как теперь вы поняли тему нашего урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (ответы учащихся).

Сообщение цели урока.

Перед нами рассказ-предупреждение. Обсудим, как отличить добро от зла, как уметь противостоять злу, быть  ответственности за свои поступки, умеет ли каждый из вас  сказать «нет» плохому;

Рассказ о писательнице  (Сообщение  подготовленного  ученика)

Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье «врагов народа», прожила тяжелое военное полуголодное детство, жила в детдоме под Уфой, затем вернулась в Москву, где окончила факультет журналистики МГУ.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

 Первые её рассказы появились в журналах в 1972 году, однако официальная критика встретила их холодно, и после этого Петрушевская более десяти лет не печаталась, прозу Петрушевской принято было называть «чернухой», а все попытки ставить её пьесы в театрах до конца существования Советского государства заканчивались трагически.

В 1979 году состоялась первая постановка ее пьесы «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973 году, в театре-студии ДК «Москворечье». Практически сразу пьеса была запрещена цензурой и опубликована только в 1983 году.

В начале 1980-х годов пьесы Людмилы Петрушевской, поставленные в Театре на Таганке, во МХАТе, в театре «Современник», пользовались большим успехом у зрителя.

Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи», знаменитая «Сказка сказок» Юрия Норштейна, а также «Краденое солнце», «Заячий хвостик», «Кот, который умел петь». и др.

Тираж произведений Петрушевской превышает миллион экземпляров, её книги переведены на 20 языков мира. Её пьесы с огромным успехом идут в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.
Людмила Петрушевская живёт и работает в
Москве.

(слайд 3)

 - Некоторые критики не принимают её творчество всерьез, считая Петрушевскую певцом «чернухи». Мир её произведений – это действительно «изнаночный мир», болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души. Но сама писательница так не думает, герои её попадают в ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так не бывает?

- Обратимся к тексту рассказа. Прочитаем начало. Что мы узнаём о  Тане? («Вчера они с Анькой и Ольгой на дискотеке попробовали таблетки, которые принес Никола от своего знакомого. Одна таблетка теперь лежала про запас в косметичке, Никола сказал, что деньги можно отдать потом.»)

- Продолжим   чтение и знакомство. Что мы узнаём о вчерашнем дне Тани? (Она принимает наркотические вещества. Может она не знает, что принимать таблетки – это плохо?)

- Для чего появляется Глюк? (Готов исполнить любое желание)

-Назовите желания Тани. («Я хочу школу кончить… Чтобы Марья двойки не ставила… Хочу быть красивой! Сережка чтобы…ну, это самое»)

(слайд  4)

- Как эти желания характеризуют Таню? Какой у неё характер? (слабый человек, не способный изменить что-то в своей жизни, не способна  ставить цель и идти к ней).

 (слайд 5)

-Какое  Желание Тани исполняет  Глюк? («Ну… Много денег, большой дом на море… и жить за границей!»)

(слайд 6)

-А вы хотели бы такое желание для себя? (Да)

- В самом этом желании нет ничего плохого, но о чем же тогда хочет сказать Петрушевская? Сделало ли это желание Таню счастливой? Какие препятствия возникли? (Начинается  всё с этого желания. Таня становится хуже.  На кухне стоял холодильник, но пустой.  Денег только не было. Телевизор в доме был, однако Таня не смогла его включить.)

- Мы видим, что Таня опять недовольна. Почему? Кто заботился о ней? (О Тане заботились родители. «Обо всем у них дома заботились мама и папа, Таня не привыкла планировать, что есть, что пить завтра, что надеть, как постирать грязное и что постелить на кровать»)

- А как Таня думает о родителях? («Мать базарит…», « Они с отцом кричат на меня, как больные»)

(слайд 7)

-Хорошо ли поступает Таня, говоря   «…брала деньги  иногда у папы из кармана. Мамина заначка тоже была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь!»? (нет)

- Назовите привычки Тани:  как она живет в доме родителей, что любит делать?  (Читает красивые журналы, валяется в постели, любит  есть много  сладкого   и пить пиво, тайно берет деньги у родителей).

(слайд 8)

- Какие Танины  привычки относятся к  вредным? (все)

- Что происходит с героиней дальше? ( Идет на пляж с чемоданчиком денег. Голодная. Полуодетая,  в домашних тапочках. На пляже подбирает баночки с земли и допивает остатки лимонада. Она  заблудилась.)

- Какое слово мы можем добавить к характеру  Тани? (беспомощная)

(слайд 9)

- Как вы поняли слова: « чувствовала, что стала гораздо умней, чем была утром;  она стремительно умнела». (Поняла, ЧТО  надо было загадывать)

- На помощь Тане вновь приходит Глюк. В начале произведения мы читали о нём: « Красивый как киноартист (сами знаете кто), одет как модель».  Какой он теперь? (У него был «страшный бесшумный фонарик». «Откуда-то сильно воняло гнилью»)

-Почему появляется запах? Мы читаем: «Гниль и дым, как на помойке».  (Этот запах сопровождает всё плохое и ужасное.  Таня на краю гибели, у преисподней.).

-Запах гнили усиливает тревожность произведения. Таня заблудилась, ей холодно, она хочет есть. Она попадает в трудную ситуацию. Любой человек в трудную минуту молит о терпении, твердости духа, силе воли. А что опять «заказывает» Таня? (Хочу, чтобы всегда мои желания исполнялись.  Пожелала  полный холодильник, присутствие всех ребят из класса.).

-  Еда и веселье  вот смысл жизни героини. Прочитайте,  что и в какой последовательности заказывают ребята. (мороженое, пиво, водки, сигареты, травка, наркотики)

(слайд 10)

- Именно так и происходит в  жизни: сначала – неразборчивость в еде, а потом в друзьях, развлечениях; сначала балуешься пивом, а потом – куришь травку и колешься.

- Зачем Тане нужно было это? (Чтобы  все видели! « Таня чувствовала себя не хуже королевы, она могла все». «Наконец она была не хуже других».).

- К сожалению, эта сцена  показывает реальную жизнь. Многие, как и Таня думают, что пиво – это не страшно. Но именно с этого начинается пьянство, алкоголизм, а даже легкая травка приведут человека,  в конце концов,  к наркомании. А где есть алкоголь и наркотики, там распущенность во всех формах поведения.

- Насилия не совершилось, но самое страшное произошло… Что случилось со всеми в доме Тани? (погибают все, кроме Тани).

- В чём необычность повествования? Что совмещает автор? (сон и реальность)

- Для чего это делает Петрушевская? (возможно, чтобы была ещё возможность всё изменить).

 - Почему так закончилось произведение:  «Ничего не кончилось… Но все были живы…»?  ( В косметичке, которая была спрятана в рюкзаке, находится таблетка с дискотеки ).

- Как вы поняли название рассказа? Почему «Глюк»? (Глюк – герой рассказа, от слова «глюки», «глючить»)

-  В чём сущность этого героя? (В тексте Глюк – бред, страшный сон, невидимый с  фонариком,  чудовище с огромным ртом, всех и вся пожирает).

(слайд 11)

- Глюк – от «глюки» - это сленговое образование  от  галлюцинации, то есть болезненное воображение. Следовательно Глюк – волшебник из болезненных фантазий, не было бы его, не произошло бы ничего с Таней.


Выводы:

- Какие вопросы появились у вас после прочтения этого произведения? Нужно ли потакать своим прихотям? А могла Таня сказать «нет»?

- Представьте, что   вам надо  отказать в чем-либо вредном для вашего здоровья.   Составьте предложения на тему «Как сказать  «нет».

  • Нет, сегодня мне не хочется, я бы предпочел…
  • Нет, для меня это невозможно…
  • Нет, я не должна этого делать…
  • Нет, курит не буду, не хочу, чтобы от меня был запах грязной пепельницы…
  • Нет, я слишком себя уважаю, чтобы опускаться до…

- Тема урока «Ничего не кончилось…  Но все были живы…» Почему окончание рассказа мы вынесли в тему урока?  (ответы учащихся)

Итог урока.

Послушайте высказывание поэта  Р.Рождественского «Выбор».

«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям .Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? …Как жить? Что делать? …»

 - Человека жизнь постоянно ставит перед выбором, он идет по жизни ,как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации, зависит от самого человека. Всё незнакомое, запретное вызывает любопытство. Важно уметь вовремя сказать «нет». Это слово может решить важные проблемы, которые всегда решаемы.  Пусть сегодняшний урок станет для вас уроком-предупреждением.

 Рефлексия:

  1. Сегодня я …
  2. Мне удалось…
  3. Я понял(а), что …

Список литературы.

1.
 Рассказ «Глюк» напечатан в «АиФ». 1999. № 99    
2.     Е.Н.Лучкина. Уроки внеклассного чтения по рассказу Л.С.Петрушевской «Глюк». РЯШ.2002.№29.
3.     Р.Рождественский .Выбор. РЯШ.2000.№4.

4. Г. П. Кичигин «Падает метляк» (на слайде 2) http://kulgor.narod.ru/sibhud/kn.html

5. http://lib.rus.ec/a/19699


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

«Всем было трудно, трудно для страны…» (урок внеклассного чтения по рассказу самарского писателя В. Воронкова «Порция гороха»)

Презентация и консект урока внеклассного чтения по творчеству самарского писателя В.Воронкова....