Разработка урока по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.g.paustovskiy.eyo_zhizn_ne_proydet_darom.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большепаратская СОШ»

Урок внеклассного

чтения в 7 классе

по теме:

«...Её жизнь не пройдет даром…»

( по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Учитель: Ямбашева Н.С.

2007-2008 учебный год

Паспорт урока

  1. Класс – 7 «б»

  1. Предмет – русская литература

  1. Дата проведения – 25.12.2007 год

  1. Продолжительность -  45 минут

  1. Тема – «…Её жизнь не пройдёт даром…» (урок внеклассного чтения по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

  1. Тип урока -  урок изучения нового материала.

  1. Цель – обобщить восприятие рассказа и сообща прийти к выводу об ответственности за другого человека, о понятии красоты и добра.

  1. Задачи:
  1. образовательные – развитие устной речи учащихся, расширить представление о творчестве К.Г.Паустовского, познакомиться с талантливым норвежском композитором Эдвардом Григом, научиться  размышлять, анализировать, сопоставлять.
  2. развивающие – развивать познавательную активность, способствовать развитию памяти, мышления и творческого воображения.
  3. воспитательные – формировать личностные качества: доброе отношение к людям, желание служить людям, умение понимать прекрасное.
  1. Основной дидактический метод: беседа, диалог, разговор о музыке.

  1. Частные методы и приёмы: индуктивный (от частного к общему),  работа с текстом, работа над музыкальным произведением.

  1.  Оборудование: презентация к рассказу с портретами писателя и норвежского композитора Э.Грига, магнитофонная запись григовского «Пер Гюнта» - «Утро», рисунки учеников, учебник русской литературы (2 часть).

  1.  Литература:

       К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

       Валентина Беляева «Волшебная сила Грига». / Ж-л «Уроки литературы»,  

       2002 год, №2.

       Т.Е. Пыжонкова  «…Её жизнь не пройдет даром…» / Ж-л «Уроки   литературы», 2002 год, №2.

      На экране слайд №1 «… Её жизнь не пройдет даром…»

        

      1. Организационный момент.

Дорогие ребята, сегодня на уроке мы обратимся к рассказу К.Г Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цель урока: расширить представление о творчестве К.Г.Паустовского,

На экране слайд №2 Портрет К.Г. Паустовского 

познакомиться с талантливым норвежском композитором Эдвардом Григом, научиться  размышлять, анализировать, сопоставлять.

?   Скажите,  пожалуйста, какие произведения вам вспоминаются, когда мы говорим о К.Г. Паустовском?

  - «Мещорская сторона»                «Прощание с летом»

       - «Заячьи лапы»                              « Надпись на валуне»

В 8 классе познакомимся с замечательными его рассказами «Зарубки на сердце» и «Телеграмма».

   2. Новая тема.

 ?     О чем пишет Константин Георгиевич в своих рассказах?

    -  О красоте родного края, о доброте, о милосердии. Он известен как автор многочисленных очерков о творчестве любимых классиков русской и зарубежной литературы. О художниках, деятелях культуры и искусства, о музыкантах. Одним из таких рассказов является «Корзина с еловыми шишками».

 -- Открыли тетради и запишем сегодняшнее число, тему урока: «… Её жизнь не пройдёт даром…» (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).

  ?  Скажите, пожалуйста, когда происходит действие в начале этого рассказа?

--  Осенью.

  ?  В рассказе мы видим или слышим красоту осени?

                     (Прочитаем отрывок – описание осенней природы)

  ?  Что мы видим?

  --  Горные леса около моря, туман. «Буйно разрастается мох от сырого климата», ведь действие происходит в Норвегии, а Норвегия с трёх сторон окружена морями – Норвежское море, Баренцево море)

                                (Наблюдаем местоположение Норвегии по карте)

--  « Он (мох) свешивается с веток зелеными прядями до самой земли».

--  Листья медные, золотые. Они такие красивые, что если бы дать самому искусному кузнецу выковать что-то подобное, у него не получилось бы такого тонкого, красивого листа.

  ?  А что мы слышим?

--  Шелест листьев, шум прибоя. В горных лесах живет, как птица-пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

--  Осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

?  Чьими глазами мы видим красоту осеннего леса? Кто оказался в лесу в этот замечательный день?

--  Это Дагни Педерсен собирает в лесу еловые шишки.

  ?  А чьими ушами мы слышим осеннюю песню?

--  Тонким музыкальным слухом Эдварда Грига.

 ?   Кто такой Эдвард Григ? О жизни и творчестве Э.Грига Матюшева Оля подготовила сообщение. Пожалуйста, Оля.

Сообщение о жизни и творчестве Э.Грига.

На экране слайд №3 Портрет Э.Грига(молодого).

Слайд№4 Портрет отца Александра Грига.

Слайд №5 Портрет матери Гезины Григ

Слайд №6 Залив.

Слайд №7 Оле Буль – человек, определивший судьбу Грига.

Слайд №8 Э. Григ и его жена Нина Хагеруп.

Слайд №9 Могила Э.Григ и Нины Хагеруп.

Слайд №10 Портрет Э Грига( старик).

-?   Расскажите о встрече Э. Грига и Дагни.

 ?  Как удалось дочери лесника завоевать любовь великого композитора, что тот обещал ей подарить «одну интересную вещь», т.е. посвятил ей музыку?

-  С незнакомым человеком Дагни вела себя просто, непринужденно.

   Вспомните, как Дагни рассказывает о своей старенькой кукле, уверяет Грига, что она не сломает игрушку. Она и сейчас стирает пыль со стеклянной лодки, и не отколола даже самого маленького кусочка.

   Григ заметил: « зрачки у неё зеленоватые, и в них поблёскивает огоньками золотая листва». Эти добрые глаза невинной девочки запомнились композитору на всю жизнь. Докажите, что это действительно так.

--              Дети должны зачитать отрывок « Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья…» стр. 293.

?   Почему Дагни вела себя так непринуждённо с незнакомым человеком?

- «Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись,» - пишет К.Г.Паустовский.

-  Григ решил: «Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: « Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

 -   Теперь мы поговорим о том, как жилось знаменитому, завоевавшему весь мир музыканту.

Слайд № 11 «Рабочая хижина Грига»

Слайд № 12 «Комната на вилле Грига».

 ?  Кто был постоянным слушателем музыки Грига?

--  «Это были синицы на дереве…» стр. 294.

?  О чём думал Григ, когда писал свое посвящение?

--     «Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами…»   стр.293.

Физкультминутка.

   Вот Дагни исполнилось 18 лет.

Слайд №13  Портрет девушки в белом. Воображаемый образ Дагни.

 По счастливой случайности она оказалась на том концерте.

  ?  Во что же она была одета?

-   Черное платье из шелковистого мягкого бархата. « Ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её  длинные с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат».

?    Почему бархат таинственный?

_- Может потому, что в её жизни должно произойти что-то важное.

 «Дагни так хороша, будто идет на первое свидание, » - сказал дядюшка Нильс.

 стр . 296.

 - ?   Вспомните, с чем сравнивал Нильс Дагни?

Нильс говорил, что Дагни похожа на первый аккорд увертюры.

Слайд № 14  Значение слов.

Первый аккорд увертюры

Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты,     воспринимаемых как звуковое единство.

Увертюра – вступление к музыкальному произведению.

  ?   Почему, по-вашему, Нильс употребляет такое сравнение?

--    Дагни молода ( слайд № 13), она только вступает в жизнь, вот почему такое сравнение.

Дагни узнала, что эта музыка посвящается ей. Вот, наконец, она получила тот подарок, который много лет назад обещал ему незнакомый человек в лесу!

«Так, значит это был он…» - прочитать стр. 299.  

Слайд №15. Портрет Э.Грига в шляпе.

--   Давайте прочитаем, как Дагни слушала пьесу.  (Звучит музыка. 1-ая пьеса из «Пер Гюнт»  «Утро») Слайд №16.

?  Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так сильно волновала девушку?

-- Она напоминала ей мир её детства, разбудила самые лучшие воспоминания, надежды на лучшее, стремление к красоте, к добру, веру в счастье, в любовь.

?   Как вы думаете, за какую «щедрость»  Дагни хотела поблагодарить Грига?

-- За щедрость души. Музыке он отдавал свое сердце, душу.

!  Прочитаем вместе заключительные строки рассказа.

    «Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдет даром…»

 ?  Почему Нильс думает, что жизнь Дагни не пройдет даром?

--   Он услышал её счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает

плохо. Жизнь её будет полна добра и света. В её жизни обязательно будет большая любовь. Дагни будет  щедрым человеком, таким же как Григ ( слайд №17 ), который подарил ей замечательную музыку, научил её любить жизнь.

  ?  Откуда у Нильса такая уверенность в том, что жизнь Дагни не пройдет даром?

     Какие люди окружали Дагни? Что для них важно в этой жизни?

--  В детстве  Дагни много работала (собирала шишки, вытирала пыль). Семья жила небогато (кукла старая, мамина; «У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка»,18-летняя девушка приехала в гости, её ведут родственники в театр, она одета в платье, которое тетя принесла из костюмерной) она окружена любовью, заботой.

-- Нильс – необыкновенная личность, его жена называет «чердачным философом».

    Почему? Найдите, как об этом пишет К.Г. Паустовский?

--  «Нильс любил выражаться возвышенно и туманно…» стр.296.

  Конечно, в таком окружении не может вырасти плохой человек.

 3. Обобщение.

 Замечательный американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…»(Слайд №18) А что осталось у вас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ? (слайд №19)

4. Домашнее задание.

Об этом вы напишете дома в своих тетрадках.

-   в жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость, как это делали замечательный норвежский композитор Эдвард Григ и великий  русский писатель 20 века Константин Георгиевич Паустовский (слайд № 20).

Самоанализ открытого урока внеклассного чтения

по рассказу К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в 7 «б» классе».

   Общая характеристика класса: В этом классе в первой четверти было 4 отличника,   8 ударников. Класс на уроках активный, учащиеся много читают, поэтому хорошо размышляют, умеют самостоятельно работать с текстом, заинтересованы в успехе.

   Тема урока: «…Её  жизнь не пройдет даром…»

   Это урок внеклассного чтения.

   Цели урока:

 образовательные – развитие устной речи учащихся, расширить представление о творчестве К.Г.Паустовского, познакомиться с жизнью и творчеством талантливого норвежского композитора Эдварда Грига, научиться  размышлять, анализировать, сопоставлять.

развивающие – развивать познавательную активность, способствовать развитию памяти, мышления и творческого воображения.

воспитательные – формировать личностные качества: доброе отношение к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное.

   Материал, на мой взгляд, был подан логично, доступно, цели урока достигнуты.

В ходе урока учащиеся узнали о жизни и творчестве норвежского композитора Э. Грига, поговорили о силе музыки, что хорошая музыка побуждает делать добро людям, расширили свои представления о творчестве замечательного русского писателя К.Г.Паустовского.

   На уроке была использована компьютерная презентация.

   Было заранее дано индивидуальное задание одной ученице – Матюшевой Ольге – подготовить сообщение о жизни и творчестве Э.Грига. Все желающие должны были нарисовать иллюстрацию – что они услышали в музыке Грига в прочитанном отрывке.

   На уроке учащиеся были активны, высказывали свои мнения, умело находили подтверждения из текста. Развивалась устная речь, умение размышлять и логически строить свое рассуждение.

   Урок был построен в соответствии с темпераментом класса, интерес к теме поддерживался на всем протяжении урока. На уроке использовались индивидуальная и коллективная виды деятельности.

    В конце урока как итог было зачитано высказывание Эрнеста Хемингуэя и задано домашнее задание: ответить на вопрос: «Что осталось в душе после прочтения и обсуждения рассказа»

   Устные ответы и творческая работа над иллюстрациями была оценена.

   

 

Ответы учащихся на вопрос:

«Что осталось у меня в душе после того,

как мы прочитали и обсудили этот рассказ?»

   Константин Георгиевич Паустовский – великий русский писатель. Он вошел в литературу как ценитель музыки и мастер пейзажа. Он писал рассказы и очерки о выдающихся личностях.

    Мы недавно прочитали рассказ «Корзина с еловыми шишками». Главные герои этого рассказа – великий норвежский композитор Эдвард Григ и восьмилетняя девочка Дагни Педерсен.

   Прочитав этот рассказ, я поняла: Паустовский пишет о прекрасной судьбе девочки. Я думаю, встретиться с композитором так, как познакомилась с ним маленькая Дагни, удается немногим. Эта девочка счастливая не только потому, что познакомилась с великим композитором, а еще и потому, что Эдвард Григ сдержал обещание и написал музыку, которую посвятил дочери лесника.

   Я уверена, что Дагни в этой музыке почувствовала тепло, любовь, красоту родной природы. Я в своей жизни не встречалась с великими людьми, и в том числе и с композиторами, но красоту своей любимой Родины я могу почувствовать в музыке, в живописи, насладиться ею в художественном произведении.

                                                             

                                                                Васильева Алена, 7 «б» класс.

После того как мы прочитали и обсудили рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мою душу переполняли разные чувства: радость и в то же время грусть. Когда Эдвард Григ встретил Дагни Педерсен в лесу, он пожалел её. Ему понравилась девочка: её зеленые глаза, её приятный, ласковый и нежный голосок. Эдвад Григ не знал, будет ли эта девочка такой же красивой, доброй, хорошей девушкой, когда станет взрослой, но он решил написать для неё музыку. Когда Дагни впервые услышала эту музыку, мне показалось, что она задумалась о жизни. Ей хотелось поблагодарить композитора за подарок, но годы прошли, и его уже не было в живых. Девушка плакала, мне кажется, от досады, что она не сможет поблагодарить его, но она поняла, что теперь в её жизни есть к чему стремиться.

                                                                    Михайлов Дмитрий, 7 «б» класс.

 

 Ответы учащихся на вопрос:

«Что осталось у меня в душе после того,

как мы прочитали и обсудили этот рассказ?»

   Паустовский – замечательный писатель, который подарил нам рассказ «Корзина с еловыми шишками». Рассказ заставляет нас задуматься о будущем, о том, какими мы должны быть. А чувства, которые у меня возникли, уносили меня куда-то далеко вперед. С одной стороны, мне было хорошо и спокойно, а с другой, меня пронизала печаль.

   Вместе с Дагни Педерсен я радовалась природе, встрече с незнакомым, но милым человеком, первому настоящему подарку. Так же, читая, радовалась старанию и упорству Эдварда Грига, который держит свое слово и обещание. Григ был добрым, искренним и чутким человеком.

   Но настало время и для печали: Дагни узнала, что тот незнакомец, обещавший сделать ей подарок через десять лет, - Эдвард Григ – умер. Но почему очень часто рядом не оказывается человек, которого хотелось бы видеть перед собой, обнять или просто ему бы хотелось сказать: «Спасибо!»? Почему, когда наступают хорошие моменты, обязательно переступает дорогу зло? Это для нас останется загадкой. Но мы знаем, что подарок, сделанный девушке, не был напрасным. Мы не знаем, кем в будущем станет Дагни Педерсен, но мы уверенно можем сказать словами К.Г. Паустовского, что «её жизнь не пройдет даром».

   Спасибо Паустовскому, этому великому писателю, что он вселяет в людей веру, заставляет задуматься о жизни, о других и о себе.

                                                             Кошкина Анастасия, 7 «б» класс.

После чтения и обсуждения этого рассказа я порадовалась за Дагни Педерсен. За то, что её жизнь не пройдет даром, за то, что она определится в своей жизни и добьется своей цели.

   Но мне было и грустно, потому что Дагни не сможет поблагодарить его за чудесную музыку, и мне также жаль, что Эдвард Григ не услышит слова благодарности от девушки.  

 

                                                                   Ямбашева Анастасия, 7 «б» класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Урок по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» "

План - конспект урока по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками" ( Базовый учебник  Т.И.Науменко , В.В.Алеева)Цель урока: формирование у учащихся умения следить за...

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...