Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Богатырева Евгения Викторовна

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit7.docx72.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

________Косенкова Т.П.

Протокол № 1    от  

«  20  »    июня    2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________Грачёва Т.И.

«____»________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

_______Даньшина Г.П.

Приказ № ___ от «___»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Богатырёвой Евгении Викторовны,

по учебному предмету  «Литература»

7 класс

                                             

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая  рабочая  программа  по литературе  для 7 класса основной  общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
  • Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012

Место предмета в решении общих целей и задач

Целью  литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся;

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  6. Развивать эстетический вкус обучающихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.

Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.

Учебно-методический комплект

  •   «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.:ООО «Русское слово-учебник»,2012
  • Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений:  В 2ч./Авт.-сост. Г.С.Меркин. - М.:ООО  «Русское слово- учебник»,2010.
  • Ф. Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г. С. Меркин) В двух частях.   Под редакцией Г. С. Меркина Москва «Русское слово - учебник» 2010

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

На I полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 32    ч.

На II полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 38    ч.

Из них:

  • на изучение нового материала  - 63 часа;
  • на контрольные тестирования  - 2 часа;
  • на развитие речи  – 5 часов;
  • на внеклассное чтение - 4 часа;
  • на классные сочинения  –4 часа;
  • на домашние сочинения – 1 час;
  • на тестирование – 2.

Формы организации учебного процесса

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:

  • уроки-лекции, семинары, беседы, диспуты,  
  • уроки-мастерские,  киноуроки,
  • презентации, защита  проектов и т.д.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  •  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны знать/понимать:

-  содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Гоголя Н. В., А. П. Чехова, Горького М. И др.

-  такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

-  выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою   точку зрения.

-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

-сопоставить элементы художественных систем разных авторов и определить их художественное своеобразие;

- сопоставить сюжеты и характеры героев разных произведений, выявляя сходство и различие авторских позиций

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою и ситуации;

- представить героя в различных текстовых и внетекстовых ситуациях;

 - анализировать поведение героя в конкретной ситуации;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определить тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-сопоставить эпизод книги с его интерпретацией другими искусствами, разные прочтения одного произведения в пределах одного вида искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);  

-сочинить сказку, юмористический и фантастический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели.  

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование  раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

1

2

3

План.

Факт.

5

1

Введение Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.

1

Из устного народного творчества

2

2

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец».

1

3

Русские народные песни Обрядовая поэзия, лирические песни и лироэпические песни

1

Из древнерусской литературы

2

4

Из «Повести временных лет » «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

5

Р/Р Классное сочинение по УНТ.

1

Из литературы 18 века

6

6

7

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » Входной контроль

2

8

Г. Р. Державин Биография Державина Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.

1

9

Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

10

Основной конфликт пьесы  «Недоросль» и ее проблематика.

Образы комедии «Недоросль» (портрет и характер; поступки, мысли, язык).

1

1

11

Образование, воспитание и социальные вопросы в комедии «Недоросль».  Позиция писателя

1

Из литературы 19 века

30

12

А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта Человек и природа («Туча»).

1

13

Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»

1

14

Поэма «Полтава».  Образ Петра и тема России в поэме.

1

15

16

Р/Р Классное  сочинение «О чем заставляет
задуматься одно из прочитанных  произведений А. С. Пушкина?»

2

17

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение: «Родина», Родина в лирическом произведении. 

1

18

«Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы.

1

19

Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания.

1

20

Внеклассное чтение. Чувство тоски, одиночества в лирике Лермонтова

1

21

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1

22

Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям

1

23

И. С. Тургенев Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника»..

1

24

Рассказы «Хорь и Калиныч» «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий».

1

25

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога»,

1

26

«Размышления у парадного подъезда».  Доля народная — основная тема произведений Некрасова.

1

27

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика произведения

1

28

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».

1

29

Своеобразие сюжета; проблематика сказки:

«Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

1

30

Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

31

Рассказ «Севастополь в декабре месяце».  Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Промежуточный контроль

1

32

Н.С. ЛЕСКОВ Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего».  

1

33

Повесть «Левша». Образный мир произведения.

1

34

Особенность проблематики и центральная идея повести.

1

35

36

Р/Р Классное сочинение по повести Н. С. Лескова «Левша»

2

37

А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

1

38

Произведения русских поэтов XIX века о России А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... » Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь ». А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

1

39

А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение корыстолюбия, чинопочитания. Своеобразие сюжета.

1

40

Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехова.

1

41

Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века

1

Из литературы 20 века

25

42

М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору).   Основные сюжетные линии в автобиографической повести,

1

43

Повесть «Детство» Проблематика  произведения и  главные герои.

1

44

 «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Контраст как основной прием раскрытия замысла.

1

45

И. А. Бунин Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии.

1

46

Рассказ «Кукушка». Смысл названия; основные проблемы рассказа; образы-персонажи.

1

47

А.И. КУПРИН Рассказ «Куст сирени», Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя.  

1

48

Рассказ «Allez!». Основная сюжетная линия и  подтекст; художественная идея в рассказе.

1

49

В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения, Художественное своеобразие.

1

50

C.A. ЕСЕНИН Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта

1

51

Урок внеклассного чтения

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

1

52

И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

1

53

М. М. Пришвин.
Рассказ «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

1

54

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении

1

55

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведениям литературы 20 века

1

56

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея.

1

57

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» .  «На дне моей жизни...».

Сыновняя память — основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского.

1

58

Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1

59

Р/Р Классное сочинение «Каким я увидел Василия Теркина в поэме «Василий Теркин»

1

60

Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны: Н.П. Майоров. «Творчество»;Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

1

61

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

1

62

В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. 

1

63

Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

1

64

Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

1

65

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

1

66

Итоговый контроль (тестирование) за курс 7 класса

1

Из истории зарубежной литературы.

3

67

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. Сказка «Маленький принц». Основные события и позиция автора.

1

68

Сказка «Маленький принц».Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

1

69

Я. КУПАЛА Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах: «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся»

1

70

Итоговый урок

Что читать летом

1

Содержание учебного предмета «Литература».

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из  устного  народного  творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в пылине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и рсчи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты.на конях будут»);лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни ( «Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Из  древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Из  литературы  XVIII  века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти-хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворений.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Из  литературы  XIX  века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы,...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — пред-сказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведении.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Н.В.ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Лкакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне (в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

II А.НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины.» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтическои музы Н.А. Некрасова. Пи-сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н.ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Произведения   русских  поэтов XIX  века   о   России

Л.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...»

Н.М. Языков. «Песня».

И .С. Никитин. «Русь ».

А.Н. Майков. «Нива ».

А.К. Т о л с т о й. «Край ты  мой, родимый край...»

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника» разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов,    социальная    направленность    рассказов;    позиция писателя.

Из  литературы  XX  века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основнои прием раскрытия замысла.

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл ңазвания; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ ирироды; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

К.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создаңия образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворении; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство ро-дины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду-ховный труд — основное нравственное достоинство человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика  поэтов   —  участников Великой  Отечественной  войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

В.Л. Б о г а т к о в. «Повестка»;

М. Д ж а л и л ь. «Последняя песня »;

Вс. Н. Л о б о д а. «Начало., Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Русские  поэты  XX века  о  России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... » М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» Я.В. С м е л я к о в. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы  дома не были... » А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие  раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Из  зарубежной  литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперъ...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Р.БЁРНС        

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

РЛ. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

МАЦУО  БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц » — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Я. КУП АЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Формы и средства контроля

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Таблица

Уровень и количество

часов программы

Класс

7

Базовый (А)

классное сочинение

4

домашнее сочинение

1

Как видно из таблицы, в 7  классе учащиеся должны за учебный год написать не менее 5  сочинений (из них 4  аудиторных сочинения и 1 домашнее)

При написании сочинения следует придерживаться следующей рекомендации: учитель организует двухчасовую классную работу над текстом сочинений, но в случаях острой нехватки часов может сократить работу в классе до одного часа и дать возможность учащимся доработать текст дома… подход к формулировке тем сочинений следует изменить таким образом, чтобы предотвратить возможность списывания. Следует избегать тем, широко представленных в методической и др. литературе в последние десятилетия (типа «Образ …», «Сравнительная характеристика…»); желательны формулировки в виде проблемного вопроса («Почему…?», «Как …?»), темы, ориентированные на анализ прозаического или поэтического текста, анализ эпизода и т.п. Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке.

Исходя из приведенной цитаты, предполагается  в 7 классе написание:

1.  Классных сочинений по темам и разделам:

  • Сочинение по устному народному творчеству.
  • Сочинение по литературе 19 века «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных  произведений А. С. Пушкина?»
  • Сочинение по повести Н. С. Лескова «Левша»
  • 2. Домашнего сочинения:
  • Сочинение по литературе 20 века

     2.  Тестирование по

  • литературе 19 века
  • итоговый тест по окончании изучения курса.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным  интерактивным приложением / авт.-сост.: Г.М.Вялкова – М.: Планета, 2013. – 128 с.
  2. Писатель и литературный процесс: сборник научных статей / ред. И.И.Кулакова – Белгород: БелГУ, 2010. – 168 с.
  3.  Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС» , 2011. – 320 с.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс /сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
  5. Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
  6. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.
  7. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002
  8. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.
  9. Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995
  10. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...