Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме:
    Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

    Рыбкина Наталья Викторовна

    Цели:

    • познакомить   с жизнью  и  творчеством  сибирского писателя Анатолия Шастина;  раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам  интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.

     

    • развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
    •   побуждать  школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей  такие  нравственные качества,  как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_shastin.docx22.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА урока:

    Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

    Цели:

    • познакомить   с жизнью  и  творчеством  сибирского писателя Анатолия Шастина;  раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать привитию ученикам  интереса к изучению художественной литературы Восточной Сибири.

    • развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, основы образного и аналитического мышления, творческого воображения.
    •   побуждать  школьников задумываться над нравственными вопросами современной жизни, воспитывать на основе данного произведения у детей  такие  нравственные качества,  как совесть, ответственность за свои поступки перед самим собой и перед обществом  

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент.
    2. Вступление учителя.

     

    Сегодня мы познакомимся   с жизнью и творчеством замечательного иркутского писателя Анатолия Михайловича Шастина и  поразмышляем над нравственными вопросами его рассказа «Пример для подражания».

    1) Запись в тетради темы урока:

    « Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

    2)Чтение учителем цитаты из воспоминаний Анатолия Шастина:

    «Я знаю свой город не понаслышке. Я был мальчишкой, но был его частью. Я учился в его едва обогретых школах. Я стоял в очередях у его пустых магазинов. Я ходил с мамой, обессилевшей от голода, далеко за город сажать картошку и вместе с мамой ждал осени, которая должна была накормить.   Я ходил во Дворец пионеров, где иркутские художники-педагоги И.А. Шафер и Л.Н. Пушкарева учили меня рисовать. Я помню прекрасные спектакли и зрительные залы, расписной потолок кинотеатра «Художественный» и атлантов, поддерживавших портик кинотеатра «Гигант», где фильмы приходилось смотреть в несколько заходов, потому что постоянно гас свет. Я помню тишину и шорох страниц в читальных залах научной библиотеки, которая стала для меня, как и для мамы, вторым домом. Я часть этого города от рождения. И его земля накроет меня в свой срок. И дотоле  этот город военной поры будет жить в моей памяти  как город-рабочий, город-кузнец и лекарь, город, действительно, интеллигентный, сострадательно принявший под свой кров не только многочисленных беженцев, но и радостно приветствовавший оказавшихся здесь в эвакуации многих выдающихся ученых из Москвы и Ленинграда, актеров, музыкантов и режиссеров Московского театра сатиры, Ленинградского Нового ТЮЗа».

    Вопросы на выявление восприятия прочитанного: 

    - Что пришлось пережить этому человеку? В какой атмосфере он воспитывался? Развивали ли родители его творческие способности? Как вы это поняли?

    3. Презентация жизни и творчества А.М. Шастина.

    4. Показ видеоотрывка из мультфильма о «воспитанном» мальчике

    («Приключения Мурзилки», киностудия «Союзмультфильм», 1957 г.)

    Выявление восприятия: 

    - Как вы думаете, встречаются ли в жизни такие «воспитанные» мальчики?

    5.Работа над рассказом «Пример для подражания».

    1. Чтение учителем рассказа вслух.
    2. Беседа:

    - В чем сходство между   отрывком из мультфильма и рассказом Шастина?  

    (Речь идет о невоспитанных мальчиках,  которые за маской  добродетели скрывают безобразное поведение и плохое  отношение к окружающим людям).

    -  От чьего имени ведется повествование в рассказе?  (От имени автора).

        3.  Групповая работа.

    Задание 1-й группе: 

    Как можно охарактеризовать  рассказчика через его речь и поступки? 

    «Тут дед выбросил мне в окошко деньги, сумку и приказал пулей слетать в булочную. Я полетел. Когда я вернулся, то увидел, что бабушка никак не может сдвинуть с места коляску… Мальчишки сидели рядом. Я показал им кулак и отвязал веревку, которой коляска была привязана к ножке скамейки.

    - Всё в порядке, бабушка, - сказал. - Но бабушка ухватила меня за ухо, и я едва спасся».

    «Борька по-прежнему действовал исподтишка. Я решил его проучить…

    Когда все было готово, я крикнул Борьке, что его зовет мать. Секунду спустя внизу заскрипела дверь. С лестницы раздался грохот и звон, будто рухнула целая полка кастрюль. Истошный Борькин вопль разнесся по всем пяти этажам».

     (Поступки рассказчика направлены на то, чтобы восстановить справедливость: помочь бабушке, проучить   хулиганов).

    Задание 2-й группе:  

    Как поступки и  речь   деда, мамы,  характеризуют их?

    « - Видишь? Вот это мальчик! Вот пример, достойный подражания, - сказал мне дед».

    « Мой дед изумленно поднял на лоб очки и уронил газету.

     - Действительно, - сказал он, - кто же это вас так, молодой человек?»

     (Слова и поступки деда говорят о его интеллигентности, воспитанности, он и не мог подозревать, что Боря может оказаться таким плохим мальчиком!)

     « Борькина мать выскочила из комнаты и всплеснула руками:

     - Ах, кто же это тебя, Боренька? Бедный ребенок!»

    (Как и всякая мать, эта женщина очень любит своего сына, и перед ней сын не показывает своего истинного лица. Женщине  кажется, что не Боря является причиной конфликта).

     Задание 3-й группе:

     Как речь и поступки характеризуют малышей?

    «В песочнице ссорились малыши:

    - Отдай пуговицу!

    - Какую пуговицу?!

    - Мою! Моряческую-капитанскую. Она тут лежала, а ты её взял. Отдай!

    - Да не брал я твою пуговицу. Чего ты?

    - Брал, брал! Лучше отдай, а то как…

    Мальчишка побледнел и дал своему приятелю по шее. Началась потасовка».

    «Мальчишки смотрели ему (Борьке)в рот и краснели от счастья».

    (Малыши еще маленькие,  и не понимают, что такое хорошо, а что - плохо. Они подражают Борьке, думая, что это «круто»; он такой сильный, смелый, и  они хотят стать   такими!)

    Задание 4-й группе:

    Как речь и поступки характеризуют Борьку?

    « - Извините… Пожалуйста… Спасибо… Простите…

    - Дай ему по шее. Ты что струсил? Ха-ха! Струсил!

     - Ой, не могу! Ха-ха! Вот это да! Вот это здорово! О-хо-хо! Эй вы! Возьмите пуговицу! Ой-ёй-ёй! Вон она под скамейку закатилась!

     - Молодцы, - сказал Борька. -  Люблю отчаянный народ! Уважаю храбрецов!

    - Между прочим, видите, бабушка гуляет? Вот если бы вы взяли вот эту веревку. А потом…»            

     «Мальчишки при моем приближении разлетелись кто куда, а  Борька сказал с невинным видом:

    - Удивительные хулиганы. Даже представить себе невозможно, что такие встречаются в наше время».

     « - Тоже мне, защитник слабых нашелся! Презираю…  А вы молодцы. Вот если бы вы взяли ведро, налили его  водой и укрепили над дверью так, чтобы когда он её откроет…  Ха-ха-ха! А не хотите, так я скажу, что это вы привязали коляску.

    Борька по-прежнему  действовал исподтишка».

    «Дверь распахнулась, и мы увидели Борьку. С него потоками стекала вода, а лицо было испуганное и жалкое, и щёки тряслись».

    «Бедный ребенок стоял раскорячась. Вода журчала, капала и растекалась повсюду.

     - Извините, пожалуйста, - пробормотал он, - это я сам… Я больше не буду, - и побежал в ванную».

    4.  Вопросы, направленные на развитие творческих способностей:

    - Чему вы больше доверяете - слову или делу? 

    (Дети говорят о том, что лишь по делам можно сказать, каков человек, приводят примеры пословиц).

    - Как вы понимаете слово «лицемерие»? Какие слова «живут» в нем? (Обсуждение в группах: лицо, мерить - надевать маску. Лицемер - человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым,  чистосердечным).

    - Вспомним поступки мальчика из мультфильма и Борьки, героя рассказа. Можно ли их назвать  лицемерами?

     - А почему в конце рассказа Борька извиняется за свои поступки?

    (В нем проснулось чувство стыда, или как говорят иначе, проснулась Совесть!)

     - Какие ассоциации возникают у вас при слове «совесть»?

    (Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Свои поступки человек должен оценивать сам. Это способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять свое поведение с нормами морали,  действующими в обществе. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми и есть СОВЕСТЬ).

    - О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Знаете ли вы их?

    («Совесть без зубов, а грызет».

    «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится».

    «За совесть да за честь хоть голову снесть».

    «Врет без зазрения совести».)

    5. Слово учителя.

    Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость, делает его уверенным в себе. Но как тяжело бывает на душе, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой Высший Суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе, испытывать неприятное чувство   стыда и раскаяния. Совесть – это самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - все это неотделимо от совести.

    6. Творческие задания:

    1) написать определение совести.

    (Совесть - внутренняя правда человека.

    Совесть - внутренний голос человека, чувство вины перед собой.

    Совесть - ответственность за свои поступки.)

     2) нарисовать совесть.

    7. Подведение итогов  урока:

    - О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие нравственные  проблемы  затронули? Чему научились? Поставьте этому уроку оценку.

    8. Д/з: на основе рассказа «Пример для подражания» написать свой рассказ об истинном значении слова и дела.   

    Литература

    1. О.Н. Шахерова. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 104 с.
    2. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/Сост. О.Н. Шахерова. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007. - 304 стр.