внеклассное мероприятие для учащихся 11-12 классов "Литературное кафе" по творчеству В.Маяковского
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Рябова Галина Леонидовна

 

Выбранная  форма внеклассной работы по предмету – «Литературное кафе» - очень интересна по содержанию материала, позволяет воссоздать эпоху «серебряного века», задействовать многих учащихся в качестве актёров (требуется сыграть определённый характер), чтецов, музыкантов (нужно было написать музыку к стихам Ю.Алешковского и исполнить песню под гитару). Написание сценария, отбор материала, музыкальное оформление, эскизы костюмов и декораций, техническое оснащение спектакля – всё это этапы многодневной творческой работы, в которую были включены учащиеся  12 класса вечерней школы, участники литературного клуба.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературное кафе141 КБ

Предварительный просмотр:

Рябова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы вечерней (сменной) школы г.Березники

«Литературное кафе» по творчеству Маяковского.

Аннотация

Выбранная  форма внеклассной работы по предмету – «Литературное кафе» - очень интересна по содержанию материала, позволяет воссоздать эпоху «серебряного века», задействовать многих учащихся в качестве актёров (требуется сыграть определённый характер), чтецов, музыкантов (нужно было написать музыку к стихам Ю.Алешковского и исполнить песню под гитару). Написание сценария, отбор материала, музыкальное оформление, эскизы костюмов и декораций, техническое оснащение спектакля – всё это этапы многодневной творческой работы, в которую были включены учащиеся  12 класса вечерней школы, участники литературного клуба.

Разговор окололитературных критиков за столиком кафе.

1-й критик. – Хотите послушать свежий анекдот, коллеги?

        У одного летчика – испытателя спросили: «А бывают у вас какие-нибудь профессиональные болезни?» Подумав, он ответил: «Кроме преждевременной смерти, как будто никаких».

2-й критик – Эта острота вспоминается, когда думаешь о судьбах выдающихся наших писателей –тех, чьи имена составляют ныне славу и гордость русской литературы ХХ века. Путь многих из них закончился трагически.

3-й критик – А другие никаким гонениям не подвергались, но их тоже настигла «преждевременная смерть»: они погибли как художники. Продолжали писать, печататься, но это были уже как бы и не они, а кто-то другой.

1-й критик – И тому масса примеров, господа! Расстрелянный Гумилев. Повесившиеся Есенин и Цветаева. Замученные и убитые – Бабель, Мандельштам, Пильняк. Затравленные Ахматова, Зощенко, Пастернак. Испуганно замолчавший Олеша. Превратившийся в жалкого графомана так ярко и талантливо начинавший Николай Тихонов.

- критик – Да, господа… Каждый случай неповторимо индивидуален. Но в основе каждого – своя драма.

2 критик – Иными словами, каждая из этих судеб представляет свой вариант, свой случай преждевременной, противоестественной гибели художника.

3 критик – А как же с Маяковским, господа? Ведь в основе случая Маяковского – драма особая. Его судьба в каком-то смысле даже трагичнее , чем судьба Есенина или Цветаевой, Бабеля или Мандельштама.

1 критик – Господа, помолчите, кажется, начинается музыкальная программа. Послушаем, что нам сейчас споют.

                Под гитару исполняется песня на стихи Юза Алешковского:

Жил на свете Серёжа Есенин

С горя горького горькую пил,

Но ни разу на горло Серёжа

Песне собственной не наступил.

А великий поэт Маяковский

В это время в Акуловке жил

И не то, что «Особой московской»,

Муравьиного спирту не пил.

Он считал, что эпохе подпёрло,

Без него не помрёт капитал.

Песня плакала – он ей на горло

То и дело ногой наступал.

Это было и грубо, и зримо,

Как сработанный водопровод,

А потом на трубе на любимой

Наш Серёжа висел без забот.

Ну а песня, а песня, а песня

Овдовевшая песня жива,

И поёт её Красная Пресня,

И Акуловка вся, и Нева.

Знать недаром, вскочив с катафалка,

Спел Серёжа, развеяв печаль:

- Вот себя мне нисколько не жалко,

А Владима Владимыча жаль!

1 критик – На самом деле, однако, посочувствовать Владимиру Владимировичу хочется больше, чем Есенину или Цветаевой, Мандельштаму или Пастернаку, не только потому, что он, согласно известному своему признанию «себя смирял, становясь на горло собственной песне». Еще ужаснее, чем прижизненная, оказалась его посмертная судьба.

Пастернак : Я, поэт Борис Пастернак, боготворил поэзию раннего Маяковского. За вычетом предсмертного и бессмертного документа «Во весь голос», поздний Маяковский, начиная с «Мистерии-буфф», недоступен мне. До меня не доходят эти неуклюжие зарифмованные прописи, эти общие места и избитые истины, изложенные так искусственно, запутанно и неостроумно. Поздний Маяковский – он никакой, несуществующий. А когда-то в знак признания и почитания я подарил Маяковскому любимую книгу «Сестра моя, жизнь», сделав на ней такую надпись:

Вы заняты нашим балансом,

Трагедией  ВСНХ,

Вы, певший Летучим Голландцем

Над краем любого стиха!

Я знаю, ваш путь неподделен,

Но как вас могло занести

Под своды таких богаделен

На искреннем вашем пути?

2 критик – А вы знаете, господа, Маяковский ведь и не возражал против этой нелицеприятной оценки Пастернаком его позднего творчества и даже готов был согласиться с нею. В том самом «предсмертном и бессмертном документе», на который ссылается Пастернак, в поэме «Во весь голос», он сам признает, что эти его стихи не выдержат испытания временем. Умрут, - «как безымянные на штурмах мёрли наши». Не строя никаких иллюзий, он обращается к «товарищам потомкам» лишь с одной-единственной просьбой:

В курганах книг, похоронивших стих,

Железки слов случайно обнаруживая,

Вы с уваженьем ощупывайте их,

Как старое, но грозное оружие.

3 критик – Но неблагодарные «товарищи-потомки» не хотят с уважением ощупывать эти железки. Мало того! Вместе с этими проржавевшими железками они готовы похоронить и те стихи Маяковского, которыми Пастернак восхищался, о которых вспоминал, как вспоминают только первую любовь.

1 критик – Да! А было время, когда Маяковского вспоминали совсем по-другому.

Пролог.

 (4 девушки-комсомолки в красных косынках разыгрывают «агитбригаду»)

1-й Ведущий: – Слушайте! Это читает В.В.Маяковский. (Фрагмент записи)

2-й Ведущий. – Шумы, помехи… кажется, что это не плохая запись, а сами помехи истории, шумы времени пытались заглушить голос Маяковского.

3 Ведущий. – Не вышло! В июле 1993 года ему исполнилось бы 100 лет.

4 Ведущий. – И хотя в его биографии есть трагическая дата – 14 апреля 1930 года, мы говорим:

1 Ведущий. – У великого поэта нет даты смерти, потому что его сердцем, его голосом становятся его стихи.

2 Ведущий. – «Это было с бойцами или страной, или в сердце было моем», - так он сказал.

3 Ведущий. – Сердце поэта вмещало Вселенную, историю человечества, но оно было обычное, уязвимое, человеческое. Его можно было пробить пулей и ранить сплетней, оскорбить непониманием и обласкать любовью.

4 Ведущий. – Если в нашем  спектакле вы услышите стук сердца Маяковского…

1 Ведущий. – Если ваше сердце забьется в ответ…

2 Ведущий. – Если волненье помешает дышать…

3 Ведущий. – Значит, мы помогли вам встретиться с нашим любимым поэтом.

4 Ведущий. – Значит, Маяковский с нами, «как живой с живыми говоря».

Слушаем в записи песню Ю.Шевчука «Поэт».

Начало.

 Инсценирование.

Маяковский: Я – поэт Маяковский. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном –

        только если это отстоялось словом. Осенью 1911 года я поступил в школу живописи, ваяния и зодчества. Вскоре в училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Ходит, напевая. Начинаю задирать его.

        - Что это вы выпятили на меня ваши рачьи глазки? Я вот вывинчу из вас ваше вставное буркало!

Бурлюк:        Не буркало, а бурлюкало. Научитесь сперва говорить, молодой человек!

Маяковский:   Мне понравился его невозмутимый тон. Этот мешковатый человек оказался Давидом Бурлюком, поэтом, художником, мечтающим о новом искусстве. У него гнев обогнавшего современников мастера. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе.

Бурлюк:        Я был в восторге от этого большеголового, большелапого Маяковского. Великолепный молодой конь! А какой пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья!

Маяковский:        Давид! Может быть, послушаете стихи, которые «накропал» один мой знакомый?

        Читает стихотворение «Ночь».

Бурлюк:        Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!

Маяковский:        (в сторону): Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я ведь весь ушел в стихи. И в этот вечер я совершенно неожиданно стал поэтом.

Чтец:        звучит стихотворение «Я».

критик:        Так родился российский футуризм. Молодому Маяковскому пришлись по душе призывы подчинить искусство велениям будущего, которое, впрочем, никто ясно не представлял. Вместе с Велимиром Хлебниковым, Бурлюком и заумным «иезуитом» слова Алексеем Крученых Маяковский подписал манифест российских футуристов. Он назывался «Пощечина общественному вкусу». Он был напечатан на дерюге, самой грубой бумаге – нарочно, чтобы досадить блюстителям изящного.

Маяковский:        Да, досадить обывателям и мещанам было нашей целью. Именно с этой целью сшил себе для выступлений желтую кофту. Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое красивое и заметное в человеке – галстук. Очевидно – увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое.

Пресс-конференция с Маяковским

1 критик – Маяковский! Почему вы одеты в желтую кофту?

Маяковский:        - Чтобы не походить на вас.

2 критик – До моего понимания ваши шутки не доходят!

Маяковский: – Вы жирафы! Только жирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе.

3 критик – Маяковский, как ваша настоящая фамилия?

Маяковский: - Сказать?... Пушкин!!!

1 критик – Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие – не ваш удел!

Маяковский: - А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!

2 критик – Ваше последнее стихотворение слишком длинно!

Маяковский: - А вы сократите! На одних обрезках можете себе имя составить.

3 критик – Ваши стихи мне непонятны.

Маяковский: - Ничего! Ваши дети поймут.

3 критик – И дети мои не поймут!

Маяковский: - А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас?

1 критик – Маяковский, почему вы так себя хвалите?

Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.

2 критик – Маяковский! Ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают…

Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума!

3 критик – Маяковский, вы считаете себя пролетарским поэтом, коллективистом, а всюду пишете: я, я, я…

Маяковский: - А как вы думаете, Николай Второй был коллективистом? А он всегда писал: «Мы, Николай Второй». И нельзя везде во всем говорить «мы». А если вы, допустим, начнете объясняться в любви девушке, что же вы ей скажете: «Мы вас любим!»? Она же спросит: «А сколько вас?»

        Чтецы – звучат стихи «Нате!», «Ничего не понимают!», «Ко всему» (отрывок).

1 критик – Господа! Читали свежую газету? «Вчера состоялось выступление знаменитых футуристов: Бурлюка, Каменского, Маяковского. Присутствовали: генерал-губернатор, обер-полицмейстер, восемь приставов, шестнадцать помощников приставов, пятнадцать околоточных надзирателей, шестьдесят городовых внутри театра и пятьдесят конных возле театра». Каково, господа?!

2 критик – Жуткое зрелище! Эти футуристы вызвали на себя вопли негодования и шиканье публики… И было за что! Наши друзья тщательно и долго распивали чай на сцене, стакан за стаканом, не обращая внимания на публику!

3 критик – Вы правы, коллега! А еще вместо председательского колокольчика в руках у одного из них был огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил. А над ними висел вверх ногами подтянутый к колосникам рояль!..

        Звучат воспоминания Корнея Чуковского (аудиозапись)

        Инсценирование. Диалог Маяковского и Андреевой.

Андреева: Я, артистка МХАТа, Мария Федоровна Андреева, хорошо помню первый приезд Маяковского к нам с мужем, Алексеем Максимовичем Горьким.

Андреева: Здравствуйте! Алексей Максимович не может сейчас с вами разговаривать. Вы к нему по делу приехали?

Маяковский: Не знаю, как вам сказать… Должно быть, по делу. А, в общем, мне его просто видеть хочется.

Андреева: Чудесно! Так вот и подождите. Хотите кофе или, может быть, чай?

Маяковский: Да, не откажусь!

Андреева: Вот и хорошо! Вы посидите, а я пойду скажу, чтобы подогрели.

Маяковский: А вы не боитесь, что я у вас серебряные ложки украду?

Андреева: Нет, не боюсь. Да по правде сказать, у нас и ложки-то не серебряные.

Маяковский: Вы на меня не обиделись?

Андреева: Нет, а почему вы так сказали? А вы не Маяковский?

Маяковский: Маяковский.

Андреева: Может быть, прочтете что-нибудь, лирическое?

Маяковский: Лирическое? Тогда это…

        Читает стихотворение «Послушайте».

Громада-любовь.

Звучит музыка Свиридова.

Ведущий 1: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть и восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

Ведущий 2:         На своем жизненном пути Маяковский встретил несколько женщин, которых любил. Для него главным были жизнь сердца, жизнь чувства. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим шедевром – Лилия Юрьевна Брик.

        Звучит отрывок из письма Л.Брик.

        «Лилек! Я вижу: ты решила твердо. Я знаю, что мое приставание к тебе для тебя боль. Но слишком страшно то, что случилось со мной сегодня, чтоб я не ухватился за последнюю соломинку – за письмо.

        Так тяжело мне не было никогда – я, должно быть, действительно чересчур вырос. Раньше, подгоняемый тобою, я верил во встречу. Теперь я чувствую, что меня совсем отодрали от жизни, что больше ничего и никогда не будет. Жизни без тебя нет. Я это всегда говорил, всегда знал, теперь я это чувствую всем своим существом; все, о чем я думал с удовольствием, сейчас не имеет никакой цены – отвратительно.

        Я не грожу, я не вымогаю прощения. И все-таки я не в состоянии не писать, не просить тебя простить меня.

        Я сижу в кафе и реву. Надо мной смеются продавщицы. Страшно думать, что вся моя жизнь дальше будет такою».

                (Из письма Лиле Юрьевне Брик. 28 декабря 1922г.)

        исполняется стихотворение «Лиличка».

Ведущий 1: От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле, но если поэт одержим любовью к своей социалистической родине – это уже предмет другого разговора. Отношения Маяковского и его последней любви Т.Яковлевой были очень сложны и противоречивы,  их разделяет многое: он в Москве, она в Париже, он – убежденный борец за торжество идеалов социализма, агитатор и горлан, она – эмигрантка, владелица светского литературного салона.

                Звучит отрывок из письма к Т.Яковлевой.

        «Мой любимый Таник!.. Ты приедешь ко мне, да? Да? Ты не парижанка. Ты настоящая рабочая девочка. У нас тебя должны все любить и все тебе обязаны радоваться. Я ношу твое имя, как праздничный флаг над городским зданием. Оно развевается надо мной. И я не принижу его ни на миллиметр!

        Милый! Мне без тебя совсем не нравится. Обдумай и пособирай мысли (а потом и вещи) и примерься сердцем своим к моей надежде взять тебя на лапы и привезть к нам, к себе в Москву.

        Таник! Ты – способнейшая девушка! Стань инженером. Ты, право, можешь. Не траться целиком на шляпья. Прости за несвойственную мне педагогику, но как бы этого хотелось! Танька – инженерица где-нибудь на Алтае. Давай, а?»

Сатира.

        Сатирические произведения Маяковского «Маруся отравилась» и «О дряни» инсценируются.

Итоги.

        Кафе. Звучит танцевальный мотивчик 30-х годов. К столику медленно проходит грустный человек. Веселая музыка и грустный человек разобщены. Пока он идет, другой человек, усевшись, читает «Стихи о разнице вкусов», третий – «Левый марш». Первый сел, задумался, прочел «Киев», а потом сказал в зал: «И я могу со — зер — цать, когда устал огрызаться и отбиваться, когда один на один, когда себе и в себя, сам с собою без всех.

1 критик: Маяковский, а какая у вас биография?

1-ый Маяковский: Мне тридцать семь, я дворянин, поместьев нет, никаким промыслом не занимаюсь, никого никогда не эксплуатировал, а меня эксплуатировали сколько угодно. Хорошо бы услышать сейчас что-то такое…

        Девушка из зала читает «Хорошее отношение к лошадям».

1-ый Маяковский: И стоило жить, и работать стоило…

                У коровы есть гнездо,

                У верблюда – дети,

                У меня же – никого,

                Никого на свете.

2 критик:

                Товарищ Маяковский,

                Писали бы ямбом,

                Двугривенный за строчку

                Прибавили вам бы!

1 критик: А на выставку-то к вам братья-писатели не поторопились!

2 критик: Маяковский, из истории известно, что все поэты скверно кончали: или их убивали, или они сами… Когда же вы застрелитесь?

1-ый Маяковский: Да, знаете, пробовал…

        Я, Лиля Брик, как никто, пожалуй, понимала Володю, его любовь к жизни, к революции, к искусству. Но эти бесконечные разговоры его о самоубийстве приводили меня в ужас. В 1916 году рано утром меня разбудил телефонный звонок. Глухой, тихий голос Маяковского: «Я стреляюсь, прощай, Лилик!». Я крикнула: «Подожди меня!», что-то накинула поверх халата, скатилась с лестницы, умоляла, гнала, била извозчика кулаками в спину. Маяковский открыл мне дверь. В его комнате на столе лежал пистолет. Он сказал: «Стрелялся. Осечка».

1 критик: И когда же эта неизбежность случилась?

1-ый Маяковский: 14 апреля 1930 года.

        Я, актриса театра Вероника Полонская, близкая знакомая Владимира Владимировича. Я хорошо помню тот день. В половине десятого Маяковский заехал за мной, привез в комнату на Лубянском проезде, где у него был рабочий кабинет. Здесь произошло последнее бурное объяснение. Он потребовал, чтобы я немедленно бросила театр и осталась с ним. После этого неприятного разговора я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел…

2-й критик: (с газетой) Вы читали, господа?  «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут в своем рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством поэт В.Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, предварительные данные следствия указывают на то, что самоубийство вызвано причинами личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью.»

Маяковский: Всем! В том, что умираю, не вините никого. Пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. (текст записки цитируется полностью)

        Я, поэтесса Марина Цветаева, была возмущена, когда мне позвонили и сообщили о смерти Володи. Решила, что меня просто грубо разыгрывают. Маяковский пополнил трагический список невостребованных гениев: совсем недавно Сережа Есенин, теперь вот – Володя… Боль от этой утраты нашла выход в строчках:

        Читается стихотворение Цветаевой «Маяковскому».

1 критик: Неужели у него действительно не осталось выхода?

2 критик: Не верится что-то, что разрыв Маяковского с Татьяной Яковлевой заставил его схватиться за револьвер. Было и что-то другое…

3 критик: Вы правы, коллега, это не единственная причина.

1 критик: А мог ли быть причиной бойкот его выставки?

2 критик: А может быть, провал его пьесы «Баня» в театре?

3 критик: А могла быть причиной позиция рапповцев к его творчеству, ведь они всегда считали Маяковского «попутчиком», травили его в газетах.

1 критик: Да, господа, не каждая причина в отдельности, а сумма названных вами причин создала ощущение безвыходности и подвела Маяковского к нравственному и творческому кризису.

        

Чтец исполняет стихотворение В.Корнилова «Версия».

Проживи подольше Маяковский,

Не было бы: «Был и остаётся

Лучшим и талантливейшим».

Козни истребили бы первопроходца.

«Десять лет без права переписки» -

И тогда бы близкие гадали:

Пропадает бедолага близко

Или замерзает в Магадане.

Получился бы костёр красивый!

Жгли б стихи, как в чумном карантине,

А не то, чтобы вводили силой,

Как картошку при Екатерине.

Вы его ругаете научно,

Но припомните, по крайней мере,

Что казнил себя собственноручно

По отчаянью, а не по вере.

Потому-то гнев свой поумерьте

И сочтите, лет минуло б сколько,

Прежде чем посмертное бессмертье

Получил бы вроде Мейерхольда.

Вы ему твердили бы: «Спасибо»,

Вы ему простили бы загибы,

Вы б сказали: «Мелочи, детали»

И его бы вечно почитали.

Список литературы.

1. Кассиль Л.А. «Маяковский – сам». Очерк жизни и работы поэта

2. Мирецкая Н.В. Сопряжение. Москва, 1989

3. Сарнов Б.М. «Пришествие капитана Лебядкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе «Тайны жизни и творчества Вильяма Шекспира».Елфимовой Н.Ф.

(вступление – диалог),1-      Ананьев Д.2-      Васильева А.Диалог (Денис и Настя)•      Д.- Привет, что читаешь?•...

Внеклассное мероприятие по литературе "По страницам жизни и творчества Сергея Есенина"

Мероприятие может быть проведено в форме литературной гостиной....

Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»

Внеклассное мероприятие для   обучающихся   5-9   классов, сопровождается презентацией....

Внеклассное мероприятие по литературе "Сокол русской поэзии" по творчеству А. Кольцова

Сегодня мы будем говорить о поэтическом мире Алексея Васильевича Кольцова. внешне его судьба – это обычная судьба обычного купеческого отпрыска. Родился  он 16 октября 1809 года в Воронеже в семь...

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"

Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов на тему: « Путешествие в страну « Устное творчество коми народа»

Чтобы уточнить знания обучающихся о жанрах устного народного творчестваразвивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышлениекорригировать и развивать связную речькорригирова...