Устный журнал «Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Чижик Ирина Николаевна

 

Цель: представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова;  выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие, широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм; воспитать чувство любви и уважения к малой родине.

 

План урока – страницы устного журнала:

1.      Страница первая «Я вспомню детство…»

2.      Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н.Рыленкова».

3.      Страница третья «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год…»

4.      Страница четвёртая «Произведения Н.Рыленкова на темы русской истории и культуры».

5.      Страница пятая «Пятое время года». Стихи о любви».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_stranitsy_zhizni_i_tvorchestva_n.rylenkova.docx102.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Вязьмы Смоленской области

Устный журнал

«Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова»

(предмет: литература Смоленщины, 9Б класс)

Подготовила Чижик Ирина Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

                                                                   

2013

                                                             Вязьма

На доске запись: «Дорога уходит за околицу»

Цель: представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова;  выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие, широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм; воспитать чувство любви и уважения к малой родине.

Оборудование:

  1. Выставка книг Рыленкова и о Рыленкове.
  2. Фотографии Н. Рыленкова разных лет.
  3. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «Строфы раздумий» (строчки его стихов, ставшие «крылатыми»).
  4. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся,  «Произведения Н. Рыленкова на темы истории и культуры».
  5. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «На перекличке голосов» (образы-портреты времён года, составленные из строчек разных стихотворений Н. Рыленкова о природе).
  6. Выставка рисунков обучающихся о природе родного края, распределённая по временам года и подписанная стоками из стихотворений Рыленкова.
  7. Томик стихотворений Н. Кольцова.
  8. Портрет скульптора Конёнкова.
  9. Музыкальное сопровождение (по выбору учителя).

План урока – страницы устного журнала:

  1. Страница первая «Я вспомню детство…»
  2. Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н.Рыленкова».
  3. Страница третья «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год…»
  4. Страница четвёртая «Произведения Н.Рыленкова на темы русской истории и культуры».
  5. Страница пятая «Пятое время года». Стихи о любви».

Ход урока:

Страница первая «Я вспомню детство…»

1 чтец:

Я вспомню детство и увижу поле,

Над безымянной речкой – деревушку,

У изгороди, хмелем перевитой, -

Колодезный высокий журавель.

Там я с восхода солнца до заката,

Уйдя из дому, лазал по деревьям

И. возвращаясь, спрашивал у ветра,

Что будет завтра: вёдро или дождь.

И ветер отвечал мне: буде вёдро,

Деревья подтверждали: будет вёдро,

И только где-то на болоте цапля

Кричала: будет непременно дождь.

В садах цвели и осыпались вишни,

В тугие кисти превращалась завязь,

И ягоды, обугленные солнцем,

Расталкивали пыльную листву.

А детство шло. У стариков суровых

Перенимал я хитрую науку,

Как строить хаты, как сажать деревья,

В какую пору начинать посев.

Я не боялся ни жары, ни стужи,

Я время дня определял по солнцу,

Угадывал по звёздам время ночи,

Погоду знал по запаху травы.

1 ведущий: Н.И. Рыленков родился 2 (15) февраля 1901 года в деревне Алексеевке (народное название Ломня) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Впоследствии все эти названия не раз встретятся в его стихах и автобиографической прозе. В годы раннего детства будущего поэта его семья насчитывала до 12-ти человек. Особого достатка в семье не было, но и не бедствовали: в этой семье сызмала и до смерти все трудились, не покладая рук. О детстве и отрочестве Н.Рыленкова сохранились скупые свидетельства документов и близких к нему людей. В последние годы он сам рассказал об этом времени в повестях «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу» и в нескольких очерках. По словам писателя, его мемуарная проза – своеобразное предисловие к стихам.

2 ведущий: Глава из книги «Сказка моего детства» «В избе и в поле». Отрывок: «Времена года у меня, как у каждого деревенского мальчика, делились на две половины – между избой и полем. Причём в избе я вспоминаю себя только зимой, а с весны и до осени вижу всегда за деревенской околицей, в поле и на лугах. Зима обычно начиналась с филипповского заговенья перед рождественским постом. До этого срока в деревне нанимали даже пастуха. Считалось, что после заговенья скот в поле ходить не может. Но, как правило, пастьбу скота пастух прекращал гораздо раньше, с наступлением заморозков. Тогда коров уже без пастуха выпускали на озимые, стравливали подросшую за погожие дни осени зелень, чтобы она под снегом не загнила. В деревне били последних баранов, и в избах по утрам угарно пахло сырыми овчинами, требухой и жареными шкварками. Но вот наступало заговенье. Все работы в поле и на гумне к этому времени уже кончались, дела переносились либо во двор, либо в избу. Мужики поправляли крыши, обставляли снопами щелястые стены варков, ладили к первопутку дровни, бабы трепали лён, пробовали прялки, а мы, дети, старательно мешали и тем и другим…»

3 ведущий: Значительную роль в судьбе будущего поэта сыграл его отец, деревенский книгочей, мечтавший увидеть сына учителем. Семейной святыней в доме был томик стихотворений Кольцова. На всю жизнь запомнились зимние вечера, когда отец вслух читал «Раздумье селянина», «Песню пахаря», «Косаря», «Урожай». Так, ещё не научившись грамоте, ребёнок впервые приобщился к миру русской поэзии.

2 чтец:    Н. Рыленков

                «Открою я томик Кольцова»

О, вещее русское слово,

Строка, что как птица поёт…

Открою я томик Кольцова –

И памятью детства пахнёт.

За купой берёз поседелых.

Что учит зима ворожбе,

Горит огонёк посиделок,

Предпраздничный вечер в избе.

Рассказаны сказки и были

Про бар, про попов, про чертей…

А книжка? Про книжку забыли?

Давай-ка читай, грамотей!

Отцу же того лишь и надо,

Ему, грамотею, почёт…

Не пряча довольного взгляда,

Он книжку на скатерть кладёт.

Что это за книжка – я знаю,

Хоть с азбукой я не знаком,

И вслед за отцом повторяю

Строку за строкой шепотком.

В них пахаря ясные думы.

В них вольный напев косаря.

И лиц, что были угрюмы,

Светлеют, что в поле заря.

У всех расправляются плечи,

С судьбой не пугает их спор.

Далече тот вечер. Далече,

Но помнится мне до сих пор.

Открою я томик Кольцова –

И вновь у отцовских ворот.

О, вещее русское слово,

Строка, что как птица поёт.

А сейчас, на фоне мелодии Камиля Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «карнавал животных» прозвучат думы Н.Рыленкова о матери.

Н.Рыленков.

«Думая о матери»

Думая о матери. Я иногда вижу её теперь

В дни семейных торжеств и праздников,

Той урядливой, домовитой хозяйкой,

Которая, принимая степенных гостей,

Всё примечающих и всё знающих в доме,

Умела сказать каждому самое нужное слово.

Вижу её также в дни сенокоса и жатвы.

На лугу и в поле, где, такая нарядная и загорелая.

Обвеянная запахами трав и хлебов.

Она мимоходом ласкала меня,

Ловко подбрасывая то на копну,

То на только что навитый воз,

Награждая хорошими шлепками,

Если я цеплялся за её подол.

Но чаще всего я вижу её совсем другою:

Притихшею, измождённою долгой болезнью,

С лицом,  на котором остались только глаза,

Большие, тёмные, глубокие глаза,

Смотревшие куда-то далеко-далеко.

Была ранняя осень, убирали яровое,

Но мать никуда не отпускала меня от себя,

И я весь день сидел у её изголовья

В пропахшей лекарствами избе,

Читая вслух рассказы из букваря.

Но в то, запомнившееся мне навсегда, утро,

Налитое светом, словно спелое антоновское яблоко,

Она вдруг сказала, что ей стало немножко лучше,

И что я могу пойти с приятелями в поле,

Либо поехать на луга, где теперь пасли коней

И жгли весёлые костры.

Я не мог скрыть своей радости:

Ведь я уже так давно не бегал с приятелями,

Не ездил верхом, не сидел у потрескивающего костра,

Не ел печёной картошки с салом.

Мать заметила это и улыбнулась,

Улыбнулась, как только умела улыбаться она,

Очень грустной и очень доброй, всё понимающей улыбкой,

И облегчённо вздохнула.

Она взяла мою голову,

Пригладила лёгкой, почти невесомой рукой вихры,

Поцеловала в лоб, перекрестила и , отвернувшись к стенке,

Прошелестела пересохшими губами:

«Ступай, мой мальчик».

Мне стало стыдно, что я оставляю её,

Хотелось стать перед ней на колени,

Сказать: «Прости. Мамочка.

Я никуда не пойду от тебя…»

Но я ничего не сказал

И до сих пор не могу простить себе этого,

Потому что больше я ничего не мог сказать ей,

Моя мать умерла без меня.

Когда я вернулся, её уже обрядили в последний путь.

Только потом мне рассказали, что самым последним словом.

Которое она произнесла, прощаясь с жизнью, было моё имя.

И тогда я понял, почему она не хотела,

Чтобы я видел её умирающей.

Она хотела, чтобы я жил, думая о жизни, а не о смерти.

3 ведущий: Рыленков рано потерял отца и мать. Учиться приходилось с перерывами, и время учения растянулось до тридцатых годов. Любознательным ребёнком, потом подростком владела горьковская страсть к чтению. В сельской школе он находил книги из помещичьих библиотек. Ему повезло на хороших учителей. В это время определились его литературные пристрастия, вкусы на всю его жизнь. До поступления в институт он успел поработать учителем, волостным статистиком, секретарём, председателем сельсовета, и каждое лето выполнял без скидок тяжёлый, но священный, по его мнению, крестьянский труд.

Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н.Рыленкова»

Отрывок из очерка Н.Рыленкова «Стихи моей юности»:

«Стихи я начал писать очень рано, едва научившись грамоте. Потянуло меня к перу, скорее всего, от страшного одиночества и ранней сосредоточенности в себе. Дело в том, что после смерти родителей я с младшим братом, совсем ещё ребёнком, остался в семье дяди, где мы были обузой… Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, я весной, пока не нанимали мирского пастуха, охотно пас скот, а летом водил в ночное коней, ходил в лес драть лыки… Там у меня и зародилась та любовь к природе, которая дала выход всем нерастраченным чувствам детского сердца. Там же я начал слагать свои первые стихи».

1 ведущий: основной жанр в творчестве Н.Рыленкова – пейзажные стихи. Некоторые критики упрекали его в таком пристрастии. В стихах о природе он умел выразить тончайшие оттенки чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Н.Рыленков открыл в пейзаже средней полосы свойство, не замеченное до него никем, которое выразилось в поэтической формуле «прелесть застенчивой русской природы».

Мы объявляем конкурс на лучшего чтеца стихотворений Н.Рыленкова о природе – его поэтический календарь.

  1. У наших зим – особенная прелесть:

            Под вечер успокоится пурга

            И хлынет свет, как будто загорелись

            Закатом подожженные снега.

            Сидит ворона на дубу жар-птицей,

            Стоят оградой терема леса,

            И кажется: вот-вот начнут твориться,

            Как в мудрой русской сказке чудеса.

  1. Ивовая дудочка подпаска.

Млеет даль от солнечного взгляда,

Ветер льнёт к любой травинке с лаской,

Целый день поёт, журчит у стада

Ивовая дудочка подпаска.

Не устанет он в лугу зелёном

Вторить песней кликам журавлиным.

То не эхо катится по склонам,

А весна гуляет по долинам.

Пусть берёзкой притворилась лада,

Вот встряхнётся – и начнётся сказка…

Целый день журчит, поёт у стада

Ивовая дудочка подпаска.

  1. Ты хочешь знать, как пахнет лето,

Чем нас томит его краса?

Ступай, проснувшись до рассвета.

Туда, где луг знобит роса;

Туда, где свет небес бездонных

Вбирают нивы и сады,

Откуда я принёс в ладонях

Лишь капельку живой воды.

  1. Сумерки. Рябиновый закат,

Огонёк на жнивьях в дальнем поле…

Друг хороший! Чем я виноват,

Что всё это мило мне до боли.

Что в родной простор меня манят,

Памятью пережитого, что ли,

Сумерки, рябиновый закат,

Огонёк на жнивьях в дальнем поле.

  1. Все в тающей дымке -
    Холмы, перелески…
    Здесь краски не ярки
    И звуки не резки.
    Здесь медленны реки,
    Туманны озера,
    И все ускользает
    От беглого взора.
    Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться,
    Чтоб ясной любовью
    Наполнилось сердце.
    Здесь мало услышать,
    Здесь вслушаться нужно,
    Чтоб в душу созвучья
    Нахлынули дружно.
    Чтоб вдруг отразили
    Прозрачные воды
    Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

  1. Всегда задумчива, скромна, 
    Как верба у ручья, 
    Моя родная сторона, 
    Смоленщина моя. 
    Обожжена, как верба та, 
    Не раз грозой была. 
    Казалось: нету ни листа, 
    А смотришь — ожила!
    Шумит, как прежде, зелена, 
    Вчерашний вздох тая, 
    Моя родная сторона, 
    Смоленщина моя.
    Я на твоих просторах рос, 
    Лелеял все мечты, 
    О, дай мне сил, чтоб после гроз 
    Я оживал, как ты!

Подведение итогов конкурса.

2 ведущий: «На перекличке голосов» - образы Н.Рыленкова, связанные с временами года, их красками, звуками, запахами, очертаниями. (Плакат – творческая работа группы обучающихся).

А теперь я прошу обратить ваше внимание на выставку рисунков обучающихся о природе родного края. Посмотрите, как перекликаются эти портреты-образы с рисунками, и к каждому рисунку легко можно подобрать строки из стихотворений Н.Рыленкова. А все вместе образы объединены одним словом – сказка. «Сказка моего детства» - назвал книгу Н.Рыленков. Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости была русская природа в разных её состояниях.

Страница третья

«Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год…»

1 ведущий: В своих стихах Н.Рыленков сравнивает Смоленск с вербой, обожжённой грозой. Обожжённым грозой войны оказался и он сам. Поэт Н.Грибачёв вспоминал, как он, Рыленков и ещё один смоленский писатель, Дмитрий Осин, покидали Смоленск в последнюю минуту, когда он уже выгорел, и прекратился выход газеты «Рабочий путь», где они сотрудничали: «Сперва под бомбами ехали по железной дороге, потом, когда путь оказался закупорен разбомбленными составами, пешком добирались до места формирования боевых частей».

2 ведущий: по военной специальности Н.Рыленков был сапёром, в качестве командира взвода руководил сооружением укреплений, минированием и разминированием. На дорогах войны он потерял и вновь почти чудом обрёл семью – рассказ об этом читаем в поэме «Апрель». Он прошёл через всё, что выпало на долю его народа.

3 ведущий: сохранилась общая тетрадь их плохой серой бумаги, исписанная неудобным твёрдым карандашом. С осени 1941 года Рыленков заносил в эту тетрадь свои стихи, написанные по ночам, на привалах, в перерывах между бомбёжками. Потом появились новые тетради, в том числе одна самодельная. Поэт был отозван для работы в штабе партизанского движения и во фронтовой печати.

За годы войны у него вышло четыре сборника стихов – тонкие книжки карманного формата: «Прощание с юностью», «Синее вино», «Отчий дом». «Смоленские леса».

Вашему вниманию мы предлагаем литературный монтаж, составленный из военных стихов поэта:

  1. Золотое облако зноя,
    Запах трав - медовый, хмельной.
    Небо русское, расписное,
    Распахнулось передо мной.
    И прошу я, как в дни былые,
    В нескудеющем свете дня:
    - Солнце жизни моей, Россия,
    Укрепи на подвиг меня!

  1. Фронт приближался к Москве. В ту пору

Наш батальон стоял под Можайском,

И каждое утро всё ближе, и ближе

Мы слышали пушечную канонаду.

А сводки газетные были скупы,

А письма друзей приходили редко,

И мы не знали, где наши семьи,

Бежавшие из городов сожжённых.

  1. Мне в каждой девочке десятилетней

Виделась дочка моя Наташа,

Мне в каждой девочке пятилетней

Виделась дочка моя Ирина.

Но ни с Натальей моей, ни с Ириной

Не привелось мне тогда повстречаться.

Горькой рябиной, тоской журавлиной,

Казалось, мне в сердце они стучатся.

  1. Танки идут, гремя…

Путь до звезды короче

Между двумя и тремя

Часами ночи.

  1. Когда верхи дерев горят,

В низинах синь, туман, -

За рядом ряд встаёт отряд

Смоленских партизан.

Мы по глухой тропе идём,

В траве шумит роса.

Просторный дом, надёжный дом –

Смоленские леса.

Наш край, поруганный врагом,

Потоптан и сожжён.

Поля засеяны кругом

Слезами  наших жён.

Но есть у нас в краю родном,

Пока гремит гроза,

Надёжный дом, просторный дом –

Смоленские леса.

  1. Прошедшим фронт,

Нам день зачтётся за год,

В пыли дорог сочтётся каждый след,

И корпией на наши раны лягут

Воспоминанья юношеских лет.

Рвы блиндажей трава зальёт на склонах,

Нахлынув, как зелёная волна.

В тех блиндажах из юношей влюблённых

Мужчинами нас сделала война.

И синего вина, вина печали,

Она нам полной мерой поднесла,

Когда мы в первых схватках постигали

Законы боевого ремесла.

  1. Может быть, стихи мои историк

Не запишет в летопись войны.

Может быть, во дни торжеств народных,

Где оркестров полыхает медь,

О привалах, о кострах походных

Будут строки не мои греметь.

Но один оставшись, мой ровесник

Их откроет, словно мой дневник,

Про себя прочтёт и скажет – есть в них

Дым войны, что в душу мне проник.

Страница четвёртая.

Произведения Н.Рыленкова на темы русской истории и культуры.

1 ведущий: Н. Рыленков рано осознал, что его родная земля имеет за плечами трудную и славную историю. Холмы, башни, стены, соборы Смоленска овеяны преданиями о патриотическом прошлом. Смоленщина – край устойчивой устно-поэтической и песенной традиции. В её глухих лесных углах, на её скупых почвах, дольше, чем в большинстве других мест России, сохранялась исконная крестьянская культура в её незамутнённых образах. В архитектуре, иконописи смоленских соборов, в книжной рукописной, а позже печатной традиции ощутима продуктивная связь с западноевропейской культурой. Под Смоленском, в имении Талашкино, в начале века развернулась деятельность любительницы искусств и меценатки, княгини Тенишевой. Она заботилась о возрождении народных промыслов, народного прикладного искусства, у неё подолгу гостили многие художники. Отчасти благодаря этому Смоленску принадлежит одно из лучших провинциальных собраний русской и западноевропейской живописи, оно и сформировало вкус молодого Рыленкова. Он гордился тем, что был из одних мест с С.Т. Конёнковым, и сделал его герое своей поэмы «Творчество».

Отрывок из поэмы «Творчество»

(читает специально подготовленный ученик)

И дерево, и камень и металл –

Всё мастеру упорному подвластно.

Всё воплотит, что воплотить мечтал

Тот, кто в мечту свою поверил страстно.

Он свежий ветер чувствует у щёк,

Он трудится легко и вдохновенно,

Чтоб вышел Старичок – лесовичок

На вольный свет из векового плена.

Он взял резец, чтобы прозрел слепой,

Набрался сил, кто слабым был доныне;

Он всё отдаст, чтоб щедрым стал скупой,

Как скрипка под смычком у Паганини;

Чтоб взгляду русской девушки простой

Завидовали древние богини.

2 ведущий  - обзор плаката «Произведения Н. Рыленкова на темы истории и культуры».

Страница пятая

«Пятое время года» - стихи о любви.

1 ведущий: «Пятое время года» - так называется сборник стихотворений Н.Рыленкова 60-х годов. А что это за пятое время года? Разве такое бывает? Пятое время года – это жизнь души человека, а она не всегда подчиняется календарю: на улице стужа, а у тебя в душе весна, на улице солнечно, а в душе пасмурно. Или вовсе сто погод на душе: и смешно, и горько, и тревожно, и радостно одновременно.

2 ведущий: Замечено русской поэзией, что времена года жизни человека длятся не месяцы, а годы: детство и юность – весна, книга встреч; молодость – лето, книга признаний; зрелость – август и осень, когда приходит пора собирать урожай, отдавать людям накопленный опыт, книга верности; старость – зима. Пора итогов, книга раздумий, книга памяти.

3 ведущий: Пятое время года – любовь в душе человека. У Н. Рыленкова много стихов о любви, хотя он и не часто употребляет это слово, как бы стыдится его. Но изображение состояния души человека таково, что мы из коротких строк понимаем и душевную рану, и грозу, пронёсшуюся или ожидаемую, и восторг, и смятение, и первый поцелуй, и робкое признание.

Конкурсное чтение стихов Н.Рыленкова о любви:

  1. Шепнула лишь: «Не выпачкай

Вишнёвым соком щёк».

А сердце стало скрипочкой –

Скорей бери смычок.

И петь, и плакать хочется

На каждый вздох в ответ…

О. гордость одиночества,

Где запропал твой след!

  1.       Ожидание.

На окне огоньки герани.

Герань ты моя, герань…

Синий взгляд мою душу ранит.

Не рань ты её, не рань.

Если вправду гроза нагрянет, -

Нагрянь поскорей, нагрянь…

На окне огоньки герани.

Герань ты моя, герань.

  1. Вечерний ветер, тише вей,

Заря ясна, чиста.

Росы напился соловей

С кленового листа.

Росы напился соловей,

Я сдерживаю вздох…

И вот посыпался с ветвей

Серебряный горох.

И вот посыпался с ветвей

В лесную тишину,

И я зажал в руке своей

Горошину одну.

 И я зажал в руке моей…

Но нет, ладонь пуста!

Росы напился соловей

С кленового листа.

И вот посыпался с ветвей

Серебряный горох.

Я сохранил в душе моей

Горошин сколько смог.

Я сохранил в душе моей –

И всё тебе принёс!

Вечерний ветер, тише вей.

Не шевели берёз.

Вечерний ветер, тише вей.

Заря ясна, чиста.

Росы напился соловей

С кленового листа.

Рефлексия урока.

Пока играет мелодия («Юмореска» А.Дворжака), ответить на любой из данных вопросов по теме урока:

  1. Какая страница творчества Н. Рыленкова запомнилась больше? Почему?
  2. Укажите характерную, по вашему мнению, черту творчества Н. Рыленкова. Обоснуйте ответ.
  3. Как творчество Рыленкова характеризует личность поэта?

Домашнее задание.

Поразмышлять над данными вопросами дома.

Учитель заканчивает урок, обращая внимание детей на «Строфы раздумий» поэта, его философские стихи, зачитывает последнее восьмистишие:

Живи, как знаешь,

            Жизнь во всём любя.

Благословляй и солнцепёк,

            И затень.

Но, отходя ко сну,

            Спроси себя:

Кого и чем

             Порадовал ты за день.

                               («Строфы раздумий», 1969).

           

Приложение.

К плакату «На перекличке голосов» (образы-портреты времён года, составленные из строчек разных стихотворений Н. Рыленкова о природе):

Весна

«Заря стоит до плеч в вишнёвой пене», «шумит зелёный ветер мая», «в голубом дыму кусты сирени», «свежей пашней пахнут наши зори», «заиграла весна на свирели», «весна гуляет по долинам», «в мае густо вишенье цвело», «весна венки зелёные плела», «кружева зелёные весны», «улыбнись мне, апрель, злотые ресницы, принеси мне в ладонях водицы-снежницы», «летели гуси-лебеди в ночи и уронили по пути ключи, которыми весна открыла реки».

Лето

«Васильковые очи июля», «шелест трав и посвист косарей», «белым пламенем горит калина», «липкий запах мёда и малины растворился в запахе хлебов», «смешался с запахом смолы томящий запах земляники», «поспевает малина в бору, и медленным зноем зелёная хвоя нагрета», «сладко пахнет клевером и гречей, а во ржи трещат перепела», «как бисером о шёлку росой написан луг».

Осень

«Золото и синь осенних дней», «на огородах срублена капуста», «упруги и сочны, морозцем первым пахнущие вкусно в большие груды свалены кочны», расписные крылья листопада», «осень в роще развела костёр», «журавли скликаются вдали», «русы косы заплетает осень», «вновь сентябрь поджигает сухую листву на осинах», «в светлом поле темнеют сухие кусты чернобыла, и на них паутины прозрачные нити висят».

Зима

«В заячьих шубках по сугробам берёзы бредут», «первый снег опушил у деревьев ресницы», «зима не любит чётких линий, всё бахромой обволокла», «мерцает снег, мерцает иней, мерцают в небе облака», «вьюжных дней серебряная пряжа», «сидит ворона на дубу жар-птицей», «берёзка в снежной сетке кружевной», «дробится солнце в инее по соснам, перегорает в струнах проводов», «горячий запах заячьих следов».

К плакату «Стоки раздумий»:

Только помни под небом

                      просторным

Вечный долг свой полям

                       И лесам…

(«Вновь калина над речкой уснувшей…», 1936)

Недаром у нас говорится:

Не всяк соловей в гаю.

Уж лучше ты будь синицей,

Да песенку пой свою!

(«Варакушка», 1953)

Живи, как знаешь,

            Жизнь во всём любя.

Благословляй и солнцепёк,

            И затень.

Но, отходя ко сну,

            Спроси себя:

Кого и чем

             Порадовал ты за день.

                               («Строфы раздумий», 1969).

Письменные ответы обучающихся (рефлексия):

Павлова Галина: «Мне больше всего понравилась третья страница «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год» война всегда в сердцах и памяти людей. Прочитанные стихи – грустные, чувственные, проникновенные. Это стихи о жизни, они трогают душу, остаются в ней навсегда!»

Шустелова Анастасия: «Больше всего мне запомнилась страница «Я вспомню детство». Потому что детство – самое светлое и самое счастливое время. А у Н.Рыленкова оно было тяжёлым, ему пришлось много пережить, но он не сдавался и прошёл все испытания судьбы».

Гудушаури Манана: «Очень поразила первая страница, особенно «думая о матери» в исполнении Насти В. На фоне музыки это прозвучало душевно, проникновенно, заставило задуматься о своём отношении к маме…»

Филиппов Александр: «Понравились стихи о природе. Это действительно сказка… По стихотворениям Н.Рыленкова очень легко представить и нарисовать портрет любого времени года… Замечательные стихи!»

Кирюхина Мария: «Стихи Рыленкова о любви – это чудо! Поэт очень тонко улавливает переживания души человеческой. И, хотя ни в одном из таких стихотворений не прозвучало слово «любовь», нам понятно, что это за пятое время года…»

Портрет Рыленкова

Использованная литература

  1. Н. Рыленков «Сказка моего детства», 1976 г., издательство «Детская литература».
  2. Николай Рыленков. Стихотворения. Москва: Художественная литература, 1964 г., 322 с. Библиотека советской поэзии.
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. http://liricon.ru/category/rylenkov-n-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал. Страницы открытий. (к неделе физики)

Устный журнал. Страницы открытий (к неделе физики)...

Устный журнал как форма развития творчества учащихся

Особенности конструирования учебного процесса в форме устного журнала. Проблемы, поиски решений и результат детского творчества. Устный журнал "Без поста нет праздника"....

Устный журнал, посвященный жизни и творчеству В.Даля

Данный журнал был представлен учащимися в рамках меропритий, посвященных неделе русского языка и литературы.В ходе мероприятия учащиеся (как на сцене, так и в зрительном зале) узнали много нового и ин...

Устный журнал по жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Устный журнал "Законы добра в жизни и творчестве Л.Н.Толстого"...

Л. Лапцуй. Страницы жизни и творчества. Устный журнал.

Занятие - разговор о жизни и творчестве одного из выдающихся сыновей древнего Ямала Леонида Васильевича Лапцуя.Знакомство  проходит в форме устного журнала. Страницы устного журнала открывают уче...

Устный журнал "Страницы жизни Чудотворца всея Руси Сергия Радонежского"

Цель: воспитание интереса к истории своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое, знакомство с жизнью и духовными подвигами Сергия Радонежского.Перенесемся в далекое прошлое и п...