методическая разработка по литературе: игра посвященная Дню Царскосельского лицея
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Брылева Светлана Алексеевна

Методические материалы по русскому языку и литературе. Поурочное планирование и конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrauiu.doc49.5 КБ
Файл cafe.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы» для 8-х классов, посвященная Дню Царскосельского лицея.

 Участники и болельщики

В игре участвуют 9 человек (по 3 от каждого класса). Немаловажную роль играют болельщики (неограниченное количество), которые отвечают на вопросы, на которые не могут ответить участники игры. За каждый правильный ответ болельщики получают орден «Шелкового умника». По решению жюри болельщики, набравшие большое количество орденов, объявляются победителями наряду с участниками.

Подготовка к игре

Участники и болельщики внимательно читают, изучают литературу, посвящённую Царскосельскому лицею, знакомятся с историей его создания, распорядком дня, преподавателями, лицеистами и т.д.

Домашнее творческое задание

Каждый участник готовит выступление об одном из лицеистов.

Условия игры

В ходе игры 3 агона. В каждом участвуют по 3 ученика. После каждого агона может победить один из тройки или никто.

Перед началом агона тройка участников зачитывает своё творческое задание. По решению жюри присуждаются 1-ое, 2-ое, 3-е места. Участник, занявший первое место, выбирает первым дорожку, 2-ое – вторым, 3-е – третьим.

Перед участниками 3 дорожки: красная (на ней нельзя ни разу ошибиться, но только 2 вопроса, т.е. на ней можно раньше прийти к победе), желтая (на ней можно ошибиться 1 раз, но 3 вопроса), зелёная (ошибиться можно 2 раза, но 4 вопроса)

Вопрос, на который не могут ответить участники, отдаётся болельщикам.

1-ый вопрос – исторический, 2-ой – литературный, 3-ий – из области русского языка, 4-ый – разное.

Тот кто ошибается при ответе на вопросы больше допустимого, удаляется с дорожки и продолжает игру в качестве болельщика.

Победителем становится тот, кто первым пройдёт по дорожке.

1-ый вопрос для участника на зелёной дорожке

2-ой на жёлтой

3-ий на красной

1 агон

1-ый тур  исторический

1. Когда был открыт Царскосельский лицей и кто был его директором. (18 октября 1811г. Малиновский)

2. Кому из своих друзей-декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь? Как оно начинается? (Пущину, «Мой первый друг, мой друг бесценный»)

3. Когда установлен памятник Пушкину-лицеисту в Царскосельском лицее? (1900, скульптор Бах)

2-ой тур  литературный

1. В характеристике одного из лицеистов, данной наставником, читаем: «… способен и весьма прилежен, беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в его вещах порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен, с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы высокие, героические и чрезвычайные; но гневен, вспыльчив и легкомыслен; не плавно выражается и странен в общении…»

Кто этот лицеист? (Вильгельм Кюхельбекер)

2. А кто охарактеризован так: «С весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведёт себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность – суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью»? (Иван Пущин)

3. О ком из лицеистов Пушкин напишет в воспоминаниях: «… Способности его развивались медленно. Память у него была тупа, понятия ленивы. На 14-ом году он не знал никакого иностранного языка, и не оказывал склонности ни к какой науке. В нём заметна была только живость воображения. Однажды вздумалось ему рассказывать нескольким из своих товарищей поход 1807 года, выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование было так живо и правдоподобно и так сильно подействовало на воображение молодых слушателей, что несколько дней около него собирался кружок любопытных, требовавших новых подробностей о походе…» (Об Антоне Дельвиге)

3-ий тур – русский язык

1. Назовите рукописные лицейские журналы. (1. «Неопытное перо» 2. «Юные пловцы» 3. «Лицейский мудрец» 4. «Вестник» 5. «Для удовольствия и пользы»)

2. Кому из лицеистов принадлежало прозвище: Плыть хочется (Матюшкин – будущий адмирал)

4-ый тур – разное

1. Кто из лицейских поэтов первый напечатался? (Кюхельбекер)

2 агон

1-ый тур  исторический

1. Геральдика являлась частью дворянской культуры. Гербами были отмечены и учебные заведения. Что изображено на гербе Царскосельского лицея? (Сова, лира, увитая ветвями лавра, свиток)

2. Кто из друзей Пушкина уверял: «Если бы при мне должна была случиться несчастная его история… я бы нашел средство сохранить поэта товарища, достояние России»? (Иван Пущин)

3. Кого из лицейских друзей вспоминает Пушкин в стихотворении «19 октября 1925 года»? (Корсакова, Матюшкина, Дельвига, Кюхельбекера, Горчакова, Пущина)

2-ой тур – литературный

1. Кто в лицейский день 19 октября 1837 года писал о погибшем Пушкине:

Блажен кто пал как юноша Ахилл,

Прекрасный, мощный, смелый, величавый,

В середине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блести, как солнце вечно золотое,

Как первая эдемская заря.

(Стихотворение написано в ссылке, за Байкалом, В. Кюхельбекером.)

2. Через несколько месяцев после знаменитого экзамена в журнале «Русский Музеум» появились стихи под названием «Пушкину», где он объявлялся бессмертным поэтом:

Пушкин! Он и в лесах не укроется,

Лира выдаст его громким пением.

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

Чьи это стихи? (Антона Дельвига)

3. Кто из поэтов прислал Пушкину в Лицей стихи с надписью: «Поэту-товарищу Ал. Серг. Пушкину от сочинителя»? (В.А. Жуковский)

3-ий тур – русский язык

1. Перечислите прозвища Пушкина в лицее. (Француз, Егоза, Обезьяна, Помесь тигра с обезьяной)

2. Кому из лицеистов принадлежало прозвище: Франт (Горчаков – за безупречность манер, костюма)

4-ый тур – разное

1. Почему лицеистов первого выпуска называли «чугунниками»?(Из осколков разбитого по случаю окончания лицея колокола были созданы чугунные кольца, которые директор Энгельгарт вручил на память выпускникам)

3 агон

1-ый тур  исторический

1. Пушкин не знал кому посвящает последние строки стихотворения «19 октября 1825 года»:

Кому ж из нас под старость дней лицея

Торжествовать придётся одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений

Докучный гость и лишний, и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза, дрожащею рукой.

Кто оказался им? (Князь Горчаков, министр иностранных дел России, умер 28 февраля 1883 года)

2. Кого Пушкин имеет ввиду, восклицая:

Друзья мои, прекрасен наш союз,

Он как душа неразделим и вечен –

Непоколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью наших муз?

(Друзей лицеистов)

3. Сколько лет было Пушкину когда он поступил в Царскосельский лицей? (12)

2-ой тур – литературный

1. О ком из лицейских друзей Пушкина написал свою книгу Ю. Тынянов?

(Кюхля)

2. В каком из своих ранних стихотворений Пушкин вдохновенно рисует картину природы Царскосельского парка?

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках

(«Воспоминания в Царском селе»)

3. Какому государственному музею в Москве присвоено имя А.С. Пушкина?

(Государственному музею изобразительных искусств в Москве)

3-ий тур – русский язык

1. Кто написал картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»? (Н.Н. Ге)

2. Назовите автора картины «Пушкин на лицейском экзамене» (Репин И.Е.)

4-ый тур – разное

1. Кому из лицеистов принадлежали прозвища: Казак (Малиновский – за молодечество); Лиса и Смола (Комовский – за приставания и ябеду); Дьячок Мордан (Модест Корф – за злой нрав, интерес к церковному); Иван Великий или Большой Жанно (Пущин – за высокий рост)?

Возможная тематика творческих заданий:

  1. Пушкин и Пущин (Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков, Данзас, Илличевский и др.).
  2. Система обучения в лицее.
  3. Будни лицея.
  4. Наставники лицеистов.
  5. Традиции лицея.
  6. История лицейских годовщин.
  7. Творчество лицеистов.
  8. Благословление поэта (Пушкин-лицеист и поэты-наставники).
  9. Пушкин-лицеист как читатель.
  10.  Царскосельские встречи Пушкина.
  11.  Пушкин-лицеист в поэтическом автопортрете и восприятии окружающих (наставников, однокашников).
  12.  Пушкин-лицеист в изобразительном искусстве.
  13.  В садах лицея.
  14.  «Гроза двенадцатого года» и лицей.

Литература:

  1. Друзья Пушкина: Переписка, Воспоминания. Дневники: В 2-х т.т. (Сост. В. Кунин). – М., 1986.
  2. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками (Сост. В. Кунин). – М., 1987.
  3. Пушкин в воспоминаниях современников: в 2-х т.т. (Сост. В. Э. Вацуро, М. И. Гилельсон и др.). – М., 1986.
  4. Басина М. В садах лицея. – Л., 1988.
  5. Боголепов П. и др. Тропа к Пушкину. – М., 1974.
  6. Гессен А. «Всё волновало нежный ум…». – М., 1983.
  7. Гессен А. Жизнь поэта. – М., 1972.
  8. Долинина Н. Просто размышления (Глава о Пущине). – Л., 1977.
  9. «Прекрасен наш союз…» (Сост. Н. Эйдельман). – М., 1979.
  10.  Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. – Л., 1982.
  11.  Волков Г. «Тебя, как первую любовь…». – М., 1980
  12.  Волков Г. Мир Пушкина. – М., 1989.
  13.  Руденская М. П. Они учились с Пушкиным. – Л., 1976.
  14.  Руденская М. П., Руденская С. Д. «Наставникам, хранившим юность нашу…». – Л., 1986.
  15.  Руденская М. П., Руденская С. Д. С лицейского порога. – Л., 1984.



Предварительный просмотр:

Серебряный век. 

Литературное кафе. Именно здесь собирались писатели, поэты, чтобы показать свои творения. Современная эпоха очень созвучна с эпохой Серебряного века. Начало XX века вошло в историю русской поэзии «Серебряного века», как время подведения итогов символизма и стало хронологической границей между двумя литературными эпохами – символисткой и постсимволистской.

Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а местом для непринужденных и интересных встреч талантливых людей. Еще, например, в квартире Осипа и Лили Брик весной 1917 года родился ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка)

Сегодня мы хотим возродить традиции серебряного века. На ваш суд будут представлены творения юных поэтов и переводчиков. А поскольку нашей кафе артистическое, то начать хотелось бы с романса на стихи Марины Цветаевой, которые исполнят нам Анастасия Волжина и Сергей Кишанков.

  В прославленном ОПОЯЗе, конечно, присутствовал и великий поэт-футурист В.В.Маяковский. В.Маяковский поэт, который любил эпатировать публику, ездил по всей стране со стихами, выступал в литературных кафе. Он мой любимый поэт и сейчас мне бы хотелось прочитать одного из его стихотворений «Вот так я сделался собакой».

Его творчество не могло оставить меня равнодушной и родились эти строки…

Владимиру

(любимому поэту Владимиру Маяковскому)

Вов, отпусти,
у меня скулы болят.
У меня скулы болят
тебя читать.
Ну зачем ты такой?
Такой прекрасно
безумный.
Страстно
прошу:
Отпусти, отпусти же!
Кх. Спасибо.
Ты не против,
что я на «ты»?
Просто меня воротит
от твоих строк.
Воротит по хорошему.
Если бы Бог
устроил нам встречу,
то мы бы сдружились,
да.
Толкали бы друг другу
полные юмора речи.
Мы бы с тобой породнились,
да.
Мы бы написали большую
поэму,
подслушивали разговоры,
укрывшись за стену.
И звонко смеялись
над эдакими
дураками.
Мы бы ни за что не расстались.
Ругались бы, огрызались,
но наш мозг,
как и сердце с душой
тесно связаны.
Ранены
твоими стихами
мои части тела.
Ты другой, Вов, другой.
Я бы тебя съела,
чтобы ты был во мне,
творил во мне.
Да ты и так всегда со мной.
Ну что, Вовка,
Можно мне быть тебе другом?
Вот, слушай, как у тебя:
«Знаешь, что, Вовка?
Давай-
Будем жить вместе!
А?»

II Аня Смирнова

Любовь к поэзии ей привила бабушка Ефремова Дина Андреевна, которая преподавала русский и литературу в гимназии №2 г. Мурманска.
Много читает - из поэтов выделяет Иосифа Бродского, из прозы - Альбера Камю и Жан-Поля Сартра.
«Больше всего я боюсь непонимания»

Если мы о чём-то мечтали, во что-то верили -
То это было точно не зря.
И дело не в юношеском максимализме.
Это как целая жизнь на двоих одна -
В итоге каждому только по половинке смерти.
Это как просыпаться ночью, будить кота,
Пересматривать фотографии,
На которых мы с тобой ещё дети,
Вспоминать, как разбивали коленки, смеялись
И, знаешь, уже тогда
Ты был самым главным на свете.
Да, конечно, ты знаешь. Ты мне открыл глаза
На простые истины и бессмертные вещи.
На то, как ты рождаешь во мне слова
Тоннами. Позволяя делать себя
Нескончаемым.
До отчаянья
Вечным.

***

А помнишь,
Как мы
Покупали воду, фрукты
И шли,
На босу ногу,
Неся сандалии в руках,
Гулять по причалу.
И это было начало
Огромной сквозной дыры
У меня в груди.
И огня.
В карих
Твоих
Глазах.

По утрам море тихое и холодное.
Над ним дремлют низкие облака.
Мы сиди на песке,
Незавтракавшие
И безумно влюблённые.
Забываем о налогах,
Квартплате, пробках
И суете.

Бог дал нам отпуск.
И день за днём
Кожа смуглеет
И всё сильнее

Пахнет цитрусом,
Солью
И жареным миндалём.
И у нас с тобой
На земле один рай,
И один дом.
Ближе к вечеру устаём,
Пьём
Апельсиновый сок
Со льдом.

III Мария Свинцова

Мария работает под псевдонимом Джулиан Дименти

(Julian Dementis).
Писать прозу начала в раннем детстве, черпая вдохновение во всех, даже самых нестандартных, формах красоты. Ее всегда привлекали исключительно драматические или фантастические сюжеты, отголосок которых прослеживается практически во всех ее работах. В возрасте 12-13 лет стали появляться первые стихи, к которым из данного сборника относится «Творец и Дьявол» Часто пишет под вдохновением, почерпнутом в музыке, кинематографе или творчестве таких поэтов и писателей как И. Гете, У.Шекспир, М.Лермонтов и В.Гюго.

«Искусство – мой Бог»

Мой король

Пронзая тьму души забвенья

Со взмахом вороновых крыл,

Перу даруя вдохновенье,

Ко мне твой образ приходил.

Тебя, о мой король надменный,

Увековечить я спешу

И образ в памяти нетленный

На бледный лист переношу.

Мне шелк волос твоих полночный

И ясных глаз холодный свет

На ум приходят как нарочно,

И больше вспять дороги нет.

С толпою слившись, я пытаюсь

Играть и верить в свою роль,

Быть может, в миг один отчаюсь

Я жить как все, о мой король.

У всех людей дела и думы,

В моих же мыслях только ты

И легкость  вдохновенных строчек,

И, может быть, чуть-чуть мечты.

Слезинка кровью на страницах,

Жаль, вдохновение есть боль.

А сердце рвется в небо птицей

К тебе! Скорее! мой король…

Разжаты пальцы - нету силы

Вонзать в ладонь осколки снов.  

Талант - уметь страдать красиво,

И я прошу: не надо слов.

Улыбки маска, гаснут свечи,

Спектакль жизни всей и роль

Моя последняя на вечер -

Поблекшей тени, мой король.

Ловлю твой профиль торопливо

Мгновенным взглядом, ведь потом

Уйдешь, оставив горделиво

Мне свой насмешливый поклон.

Коснусь я черт в твоем портрете -

Пусть с краской в лист войдет и боль.

Страшнее чуда нет на свете,

Чем быть с тобою, мой король.

IV Среди многих поэтов серебряного века были и переводчики. Они блестяще владели не только русским языком, но и несколькими иностранными языками. (например Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Михаил Кузьмин) В нашем классе тоже есть начинающие переводчики. Они у нас сегодня с дебютом.

V.  Ксения Ильюшина

Ксения изучает французский язык только полгода, но уже готова представить вам свой собственный перевод стихотворений поэта Поля Верлейна (Paul Verlaine)

«Франция – страна, от которой веет романтикой и обворожительной мистикой. Обаяние этой страны не обошло и меня стороной»

***

Il pleure dans mon coeur
Verlaine
Il pleure dans mon coeur
Comme il pleut sur la ville
Quelle est cette langueur
Qui pénètre mon coeur ?
Ô bruit doux de la pluie
Par terre et sur les toits !
Pour un coeur qui s'ennuie
Ô le chant de la pluie !
Il pleure sans raison
Dans ce coeur qui s'écoeure.
Quoi ! nulle trahison?
Ce deuil est sans raison.
C'est bien la pire peine
De ne savoir pourquoi
Sans amour et sans haine
Mon coeur a tant de peine !

***

Сердце тихо плачет,
Словно дождик мелкий,
Что же это значит,
Если сердце плачет?

Падая на крыши,
Плачет мелкий дождик,
Плачет тише, тише,
Падая на крыши.

И, дождю внимая,
Сердце тихо плачет,
Отчего, не зная,
Лишь дождю внимая.

И ни зла, ни боли!
Всё же плачет сердце.
Плачет оттого ли,
Что ни зла, ни боли?

Colloque sentimental

Dans le vieux parc solitaire et glacé,
Deux formes ont tout à l'heure passé.
Leurs yeux sont morts et leurs lèvres sont molles,
Et l'on entend à peine leurs paroles.

Dans le vieux parc solitaire et glacé,
Deux spectres ont évoqué le passé.
- Te souvient-il de notre extase ancienne
- Pourquoi voulez-vous donc qu'il m'en souvienne?

- Ton cour bat-il toujours à mon seul nom ?
- Toujours vois-tu mon âme en rêve ? - Non.
- Ah ! les beaux jours de bonheur indicible
Où nous joignions nos bouches ! - C'est possible.

- Qu'il était bleu, le ciel, et grand, l'espoir!
- L'espoir a fui, vaincu, vers le ciel noir.
Tels ils marchaient dans les avoines folles,
Et la nuit seule entendit leurs paroles.

Сентиментальная беседа

В саду, где стужей веет от земли,
Два привиденья только что прошли,
Глаза мертвы, давно уста увяли.
Расслышать можно шёпот их едва ли.
Двум призракам напомнил старый сад
О том, что было много лет назад.
— Ты помнишь наши прежние свиданья?
— Помилуйте, к чему воспоминанья?

— Тебе я снюсь? Трепещешь ты в ответ,
Когда моё раздастся имя? — Нет.
— Блаженство наше было столь безмерно.
Мы целовались... Помнишь? — Да, наверно.

— Надежда, как лазурь, была светла.
— Надежда в чёрном небе умерла.
В полях туманных призраки пропали.
Их слышал только мрак... И то едва ли.

VI.  Полина Стулова

Полина давно занимается переводами, но конкретно с японского языка впервые. Она взялась за перевод хокку Мацуо Басе. Хокку - особый жанр японской поэзии. Изучает Полина этот язык второй год. Почему она выбрала его ? «Мне нравится восток... даже слишком нравится»

Toshikurenu

Kasa kite waraji

Hakinagara.

Shizukesaya

Iwanishimiiru

Seminokoe. 

Yukuharuya

torinakiuono

mewanamida. 

Furuikeya

kawazutobikomu

mizu no oto.

*******************

Еще один год позади,

А на мне все та же соломенная шляпа

И сандалии.

Мертвую тишину

Прерывает голос цикад,

Шепчущихся в траве.

Весна кончается –

Птицы плачут, и

Глаза рыб полны слез. 

Старый пруд:

Когда лягушка прыгнет,

Послышится звук воды

 

Сейчас можно перейти к обсуждению, как это было принято в литературных кафе.

Обсуждение творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка внеклассного спортивного праздника для учащихся Лицея «Остаться в живых»

Методическая разработка внеклассного спортивного праздника для учащихся Лицея «Остаться в живых» ...