Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_platonova_yushka_7_klass.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Вязьмы Смоленской области
Урок литературы в 7 классе
«Верь в великую силу любви!»
(По повести А.Платонова «Юшка»)
Подготовила Чижик Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2011
Вязьма
Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Предварительная работа: почитать повесть А.Платонова «Юшка», дать детям задание принести на урок цветные карандаши или фломастеры, подготовить альбомные листы для каждого обучающегося.
Ход урока:
I . Оргмомент
(представление учителя).
II. Начало, мотивирующее деятельность
(звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение С.А.Есенина)
Шёл Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать от холода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
Вопросы:
- Какое качество хотел увидеть Господь в людях?
- Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?
- Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?
- В чём сходство между этими героями?
- Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования и что в этом поможет?
III. Объявление темы и цели урока
Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А.Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви
IV. Анализ произведения
- Как зовут главного героя произведения?
- Найдите описание Юшки. На что обращает внимание автор?
- Почему особо выделяет глаза?
(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душою мы любим, страдаем)
- Где живёт любовь? (В сердце Юшки. (появляется центральная часть опорной схемы).
- Как проявляется герой через речь?
(Часто повторяет слова «любовь» и «любить»)
- Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?
(Когда он был на природе. Герой любил родину, родную природу, всё живое)
- Какие взаимоотношения были с односельчанами?
- Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?
- Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался?
Словарная работа
Осерчать – то же, что сердиться.
Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева.
(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)
- Когда узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?
(Появляется человек, который любил и ценил Юшку)
- Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?
(Хотели искупить свою вину)
- Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?
V Вывод
Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не мажет породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь.
VI . Физминутка
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.
- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему:
- радостно: «Приятная встреча!»;
- утешительно: «Всё будет хорошо!»;
- счастливо: «Какой успех!»;
- удивлённо: «Не может быть!».
VII . Творческая работа
- Давайте пофантазируем. Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, если его изобразить. Подберите ассоциации. (учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т.д.)
- Теперь давайте подберём цвета. (На доске представлены карточки разных цветов, дети обоснованно предлагают цвет, учитель прикрепляет соответствующую карточку в опорную схему, может получиться следующее: любовь к природе – зелёный; любовь к родине – красный; любовь к живому – жёлтый; любовь к людям – оранжевый.)
- Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.
- Выполнение работы.
VIII. Защита творческих работ
IX. Итог урока
- Вывод по уроку
- Оценки за работу на уроке
- Д/з. А в вашем сердце живёт любовь к чему? (постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок)
Использованные материалы
- http://do.gendocs.ru/docs/index-336162.html
- http://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html
- http://festival.1september.ru/articles/630052/
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ
ЛЮБОВЬ
К ПРИРОДЕ
ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ
ЛЮБОВЬ
К РОДИНЕ
СЕРДЦЕ ЮШКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")
Этот урок формирует у учащихся чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...
Открытый урок по теме "Великая сила любви" (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Урок-исследование....
Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")
На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова. На примере отношения главного героя рассказа "Юшка" к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....
Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)
Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)...
Урок литературы в 7 классе "Верь в великую силу любви!"
Урок литературы в 7 классе "Верь в великую силу любви!"...
А.И.КУПРИН. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. ПОВЕСТЬ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ». ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ
Методическая разработка по русской литературе для 9 класса «А.И.Куприн. Очерк жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет». Великая сила любви», составлена с использованием...