Из опыта работы.Конспект урока по литературе в 6 классе "Уроки французского" В.Г. Распутин.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Панарина Галина Ивановна

о трудной, голодной послевоенной жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytyy_urok.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в  6 классе

«Уроки французского»  В.Г. Распутина.

Составитель : учитель русского языка и литературы Панарина Г.И.

ЦЕЛЬ:

Познакомить  учащихся с биографией, творчеством  и рассказом  « Уроки французского» Валентина Григорьевича  Распутина. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характеров остальных героев и их оценка. Определение идеи рассказа.

  1. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, логического и аналитического мышления.

  2. Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г. Распутина

Оборудование:  Мультимедийная установка, презентация, выставка литературы, фрагмент из фильма «Уроки французского», музыкальное оформление.

Ход урока

Орг. момент: Здравствуйте. Сегодня на уроке  мы с вами познакомимся  с биографией ,   творчеством   и рассказом « Уроки французского»  Валентина Григорьевича Распутина

      Учитель: Распутин Валентин Григорьевич - прозаик.
Родился 15 марта 1937 года  в
селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба".
          Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходит
 повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника.
В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

            Писатель говорил, что его детство и его творчество  немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося  из неё сознательного  и материального чувства Родины.»

“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...”
Родина писателя,  Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.

-1-

    Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

A сейчас мы перейдем к основной части нашего  урока.

Рассказ « Уроки французского» автобиографический.  Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».

Все, что писал Распутин  происходило  с ним, там  ничего  не пришлось  выдумывать «Мне нужно  было вернуть то  добро, которое  в своё время они сделали для меня».

Учитель:  Перед вами слайд  на котором изображена книга В.Г. Распутина «Уроки французского» и иллюстрация из этой книги.

Ребята, кто из вас прочитал рассказ « Уроки французского»?

Учитель просит в кратце рассказать  содержание  рассказа.

     (Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни.  Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”).

Учитель: По этому произведению был снят фильм, сейчас  мы с вами посмотрим фрагмент. После просмотра  фрагмета учитель спрашивает у учащихся какие чувстваони испытали

Когда вы будете читать  рассказ, то в рассказе встретятся вам  такие слова как :

Словарная работа

  • Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
  • Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
  • Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный
  •    заём).

А сейчас мы  с вами будем  отвечать на  вопросы :

-О чем говорит название рассказа?

Ответ учащегося.

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

Ответ учащегося

-О каком времени пишет автор?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Как жилось в деревне?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-2-

-Какие испытания ожидали его?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

Ответ учащегося

-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Как учительница выясняет, что случилось с героем?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Какие чувства испытывает герой?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Какой приём применяет автор в описании  учительницы?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время  разговора после уроков?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

  • Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Какие чувства испытывает герой в квартире  учительницы?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

- Какие черты характера проявляет герой?

Ответ учащегося( найти и зачитать с учебника)

-Почему Лидия Михайловна решилась на игрув «замеряшки»  со своим учеником?

Ответ учащегося                          

-Чем  закончилась игра?  Как ведёт себя Лидия Михайловна в

 разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Ответ учащегося

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, ---3-

разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. 

О том, насколько внимательно вычитали и слушали, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встречались в прочитанных сегодня фрагментах рассказа.

Кроссворд.

Вопросы:
1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
5. Имя шофера.
6. Крестьянское поселение.
7. Центр административного района.
8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Прозвище, данное герою в деревне.

Давайте прочитаем последнюю часть рассказа .

-Какую роль играет послесловие? Ответ учащегося

  •  (Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока.Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они») 

Итог урока

- С каким произведением сегодня познакомились?

  • -  Какова  основная тема этого произведения ?( Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. -4-

  • Какая основная идея рассказа?(самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность)

 Что нового вы узнали:

Ответы учащихся (о трудностях послевоенного детства писателя; о доброте, которая изменила судьбу мальчика; об особенностях автобиографического рассказа. )Понраился вам рассказ?Спасибо за урок!

-4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Из опыта работы.Конспект урока по теме "Деепричастие"

Деепричастие - это особая форма глагола.........

Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"

Цели:1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творч...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...