Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Ларина Татьяна Сергеевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_merkin_7_klass.odt34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана для 7 класса МБОУ Луговской СОШ. Программа составлена на основе:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень);
  • программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011;
  • требований к уровню подготовки учащихся 7 класса;
  • объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом МБОУ Луговской СОШ;
  • познавательных интересов учащихся.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений
  • расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:

  • Всего учебных недель – 35
  • Количество часов в неделю – 2
  • Количество часов за год – 70
  • Количество контрольных работ — 2
  • Количество сочинений —  4

Используемый учебно-методический комплект:

Для учащихся

  • Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Автор-составитель Г.С.Меркин
  • Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

Для учителя

  • Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы в 7 классе. Методическое пособие.
  • М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы,  авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2011);
  • Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  • Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные разработки – М.: Вако, 2010.
  • Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura , ModernLib.Ru, http://www.uroki.net

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование,  сочинение по прочитанному произведению, контрольная работа

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 7 классе

№ урока

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Оснащение урока

Дата проведения

Введение (1 час)

Любите читать!

1

Урок объяснения нового материала

Структура и содержание учебника. Установка на восприятие курса лит-ры 7 класса

Знать содержание учебника, уметь работать с ним

Анкета

Базовый учебник

Устное народное творчество (2 часа)

Былина «Святогор и Микула Селянинович»

1

Урок объяснения нового материала

Эпос. Поэтический мир русской былины. Былинные герои. Собиратели и сказители былин. Русские былины в искусстве.  Иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»

Усвоить понятие эпос. Иметь представление о поэтическом мире былин, собирателях и сказителях. Умет выразительно читать былины, выявлять их иносказательный смысл

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Базовый учебник, рабочая тетрадь

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Комбинированный урок

Характерные черты Ильи Муромца. Художественная идея былины, особенность поэтики. Выразительно-художественные средства. Язык былины

Знать характерные черты былинных героев. Уметь выявлять идею произведения. Знать средства художественной изобразительности, присущие былинам. Уметь выразительно читать былину, проводить исследовательскую работу с текстом, составлять цитатный план произведения

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник

Русские народные песни

1

Комбинированный урок

Виды обрядовых песен, особенности их поэтики

Знать виды обрядовых песен, иметь представление об особенностях их поэтики.

Уметь выразительно читать песни, работать с учебником, иллюстрациями

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, дидактический материал

Древнерусская литература ( 2 часа)

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего»

1

Комбинированный урок

Временные рамки и особенности древнерусской лит-ры. Историческая основа летописной записи. Параллельные сюжеты о смерти коня в мировой лит-ре. Особенности языка летописи

Иметь представление об особенностях древнерусской литературы. Знать историческую основу летописной записи. Уметь выразительно читать произведения древнерусской литературы, работать с лексикой

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

Комбинированный урок

Особенности жанра древнерусской повести. Христианская символика в повести. Символическое значение образов змееборца и премудрой девы. Художественная идея произведения. Нравственные качества героев повести

Знать особенности жанра древнерусской повести. Уметь выразительно читать, пересказывать произведение, анализировать его и проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Мини-тест

Базовый учебник, рабочие тетради

Литература 18 века (7 часов)

Краткие сведения о М.В.

Ломоносове. Из «Оды на день восшествия на престол…»

1

Комбинированный урок

Факты биографии М.В.

Ломоносова, повлиявшие на развитие его личности. Значение научного наследия Ломоносова. Особенности жанра оды. Позиция автора

Знать факты биографии М.В. Ломоносова, повлиявшие на развитие его личности.

Иметь представление об особенностях жанра оды. Уметь выразительно читать оду, проводить лексическую работу, работать с иллюстрациями и таблицами

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Учение Ломоносова о «трёх штилях»

1

Урок усвоения нового материала

Роль теории «трёх штилей» Ломоносова в решении языковых проблем времени

Иметь представление о теории «трёх штилей» Ломоносова»; уметь работать со статьёй учебника, обобщать и выделять главное, проводить исследовательскую работу с текстом

 

Проверка домашнего задания.

Оценивание самост. исследоват. работы с текстом

Базовый учебник, рабочие тетради

Краткие сведения о Г.Р.Державине. «Властителям и судиям»

1

Комбинированный урок

Факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения поэта. Воссоздание атмосферы эпохи. Сущность понятия «просвещённый абсолютизм». Значение деятельности Екатерины 2. Художественная идея ст-я «Властителям и судиям».

Знать факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения поэта.

Иметь представление об эпохе Екатерины 2.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения

1

Урок усвоения нового материала

Факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Особенности драматического рода. Первоначальные впечатления о комедии, значение говорящих фамилий. Крепостное право как объект сатиры в комедии

Знать факты биографии, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Иметь представление об особенностях драмы как рода литературы.

Уметь работать с таблицами, учебником, терминами, проводить лексическую работу, выразительно читать комедию по ролям

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика

1

Урок применения ЗУН

Особенности конфликта пьесы, сущность второстепенных персонажей

Знать особенности конфликта пьесы, сущность второстепенных персонажей.

Уметь выразительно читать драматическое произведение, анализировать его, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Конкурс на лучшее чтение эпизодов по ролям

Базовый учебник, рабочие тетради

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии

1

Урок применения ЗУН

Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии

Выявление жанровых особенностей комедии. Традиции и новаторство.

Иметь представление об общественно-политических и философских взглядах Правдина и Стародума.

Знать о жанровых особенностях комедии.

Уметь выразительно читать драматическое произведение, анализировать его, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Подготовка к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Урок развития речи

Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся.

Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Русская литература 19 века (26 часов)

А.С.Пушкин после лицея. Анализ ст-я «К Чаадаеву»

1

Комбинированный урок

Особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода.

Художественная идея ст-я «К Чаадаеву»

Иметь представление об особенностях творчества А.С.Пушкина петербургского периода. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку

А.С.Пушкин. анализ ст-ий «Во глубине сибирских руд…» и «Туча»

1

Урок применения ЗУН

Историческая атмосфера эпохи восстания декабристов. Причины, побудившие Пушкина обратиться к опальным декабристам в ст-ии «Во глубине сибирских руд…»

Факты биографии Пушкина периода 1830-х гг. Аллегорический смысл образов тучи и бури в ст-ии «Туча».

Художественная идея ст-ий

Знать особенности исторической атмосферы эпохи восстания декабристов, причины, побудившие Пушкина обратиться к опальным декабристам.

Уяснить аллегорический смысл образов тучи и бури в ст-ии «Туча»,

художественную идею ст-ий. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Комбинированный урок

Расширение представлений о жанре баллады. Художественная идея баллады. Различия между фрагментом летописи и ст-ем А.С.Пушкина

Знать особенности жанра баллады.

Уметь сравнивать произведения разных жанров Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

А.С.Пушкин «Полтава»

1

Урок применения ЗУН

Смысл противопоставления образа Петра 1 и Карла 12

Усвоить понятие антитеза.

Понять смысл противопоставления образа Петра 1 и Карла 12. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о М.Ю.

.Лермонтове.

Ст-е «Родина»

1

Комбинированный

Воспоминания о М.Ю.

Лермонтове. Многогранность таланта Лермонтова, нашедшая отражение в живописном наследии поэта.

Художественная идея ст-я «Родина»

Знать факты биографии М.Ю.

Лермонтова. Иметь представление о многогранности таланта Лермонтова, нашедшей отражение в живописном наследии поэта.

 Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Комментированное чтение «Песни про…купца Калашникова»

2

Комбинированный

Атмосфера эпохи, нашедшая отражение в произведении. Различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении Лермонтова. Художественная идея произведения. Особенности поэтики. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»

Иметь представление об атмосфере эпохи, нашедшей отражение в произведении.

Усвоить различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении Лермонтова. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Оценка анализа эпизода

Базовый учебник, рабочие тетради

Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге.

«Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина

2

Комбинированный

Факты биографии Н.В.Гоголя, связанные с пребыванием в Санкт-Петербурге. Факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель». «Внешний» и «внутренний» мир человека в образе А.А.; мифологический источник образа.

Смысл противопоставления А.А. и «значительного лица». Признаки житийного жанра в повести

Знать факты биографии Н.В.Гоголя, связанные с пребыванием в Санкт-Петербурге,  факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель».

Усвоить основные черты характера главного героя, художественную идею повести и позицию автора. Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка исследоват.

работ

Базовый учебник, рабочие тетради, презентация к уроку

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

Урок применения знаний и умений

Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся

Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об И.С.Тургеневе. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

1

Комбинированный

Факты биографии И.С.Тургенева.

Общая характеристика книги «Записки охотника». Облик рассказчика. Природный ум, трудолюбие, смекалка героев рассказа «Хорь и Калиныч». Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева.

Знать факты биографии И.С.Тургенева.

Иметь представление о внутреннем единстве цикла «Записки охотника», особенностях духовного образа рассказчика.

Усвоить художественную идею рассказа «Хорь и Калиныч». Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Анализ рассказа И.С.Тургенева «Певцы»

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея рассказа «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

Усвоить художественную идею рассказа «Певцы». Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценивание исследов.

работ

Базовый учебник, рабочие тетради

И.С.Тургенев. Ст-я в прозе. Анализ ст-я «Нищий»

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея ст-я, его своеобразие. Особенности жанра

Знать особенности жанра ст-ий в прозе.

Усвоить художественную идею ст-я. Уметь выразительно читать и анализировать художественное произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о Н.А.Некрасове.

Анализ ст-ий «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Размышления у парадного подъезда»

1

Комбинированный

Факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности.  Художественная идея ст-ий.

Народная тема в творчестве Некрасова

Знать факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности.  

Иметь представление об особенностях раскрытия народной темы в тв-ве Н.А.Некрасова. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Комментированное чтение отрывков из поэмы Н.А.Некрасова  «Русские женщины»

1

Урок применения ЗУН

История создания произведения, исторические факты, положенные в историю создания поэмы. Художественная идея фрагментов поэмы.

Знать историю создания поэмы «Русские женщины».

Выявить и усвоить художественную идею произведения.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Комментированное чтение поэмы «Железная дорога»

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея поэмы, особенности интонационного рисунка поэмы.

Выявить и усвоить художественную идею произведения.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Сказка «Дикий помещик»

1

Комбинированный

Факты биографии писателя. Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Идея сказки «Дикий помещик». Отличие сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки

Знать факты биографии писателя.

Иметь представление об особенностях сказок Салтыкова-Щедрина.

Выявить и усвоить идею сказки «Дикий помещик».

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Урок применения ЗУН

Сатира на общественное устройство современной писателю России; пародия на цивилизацию, на представление о блаженном существовании «естественных людей» - дикарей

Выявить особенности сатиры на общественное устройство современной писателю России. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Тест-презентация

Базовый учебник, рабочие тетради

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Анализ рассказа «Севастополь в декабре месяце»

2

Комбинированный

Атмосфера событий Крымской войны 1853-56 гг. Факты биографии Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в «Севастопольских рассказах». Особенности изображения военных событий в рассказе «Севастополь в декабре месяце». Скромность, искренность, мужество, душевное величие и стойкость простого солдата в изображении Л.Толстого

Знать факты биографии Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в «Севастопольских рассказах».

Иметь представление о событиях Крымской войны.

Усвоить особенности изображения военных событий в рассказе «Севастополь в декабре месяце».

 Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий.

Таблицы с результа-

тами исследо-

вания текста

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о Н.С.Лескове.

Анализ сказа «Левша»

2

Комбинированный

Факты биографии Н.С.Лескова, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя. Особенности художественного мира Лескова. Сюжетная основа сказа «Левша». Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказе. Образ Левши. Судьба талантливого человека в России

Знать факты биографии Н.С.Лескова, оказавшие влияние на формирование мировоззрения писателя.

Иметь представление о художественных особенностях Сказа «Левша».

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Таблицы с результатами исследования текста

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об А.А.Фете. Анализ ст-й «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер»

1

Комбинированный

Факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта.

Особенности поэтики А.Фета. Художественная идея ст-й. Объединяющее начало с картинами русских художников, произведением П.И.Чайковского «Август» из цикла «Времена года»

Знать факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта.

Иметь представление об особенностях поэтики Фета.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Анализ рассказа «Хамелеон»

1

Комбинированный

Особенности личности писателя, нашедшие отражение в воспоминаниях современников. Факты биографии, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя. Обличение «хамелеонства» как общественного явления

Знать факты биографии, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Анализ рассказа «Смерть чиновника»

1

Урок применения ЗУН

Особенности рассказа «Смерть чиновника». Художественная идея рассказа. Сатира и юмор в рассказах Чехова

Выявить идею рассказа «Смерть чиновника».

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Произведения русских поэтов 19 в. о России

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея ст-й, их внутреннее единство

Понять художественную идею ст-й, их внутреннее единство.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий.

Базовый учебник, рабочие тетради

Русская литература 20 века ( 23 часа)

Сведения о М.Горьком.

«Детство» - автобиографическое произведение

1

Урок усвоения нового материала

Факты биографии Горького, нашедшие отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшие влияние на формирование личности писателя.

Особенности автобиографического произведения

Знать факты биографии Горького, нашедшие отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшие влияние на формирование личности писателя.

Усвоить термин трилогия, особенности автобиографического произведения

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

М.Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»

1

Урок применения ЗУН

Особенности новаторства М.Горького. Неуклонное утверждение растущей изо дня в день «могучей силы света», которая обнаруживается в мироощущении Алексея Пешкова.

Иметь представление о новаторстве М.Горького.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий.

Базовый учебник, рабочие тетради

Гуманисти-

ческая направленность повести  М.Горького «Детство»

1

Урок применения ЗУН

Народная Россия в изображении М.Горького. Художественная идея повести. Гуманистическая направленность произведения

Усвоить художественную идею произведения, его гуманистическую направленность.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий.

Базовый учебник, рабочие тетради

М.Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко»

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея «Легенды о Данко». Мифологические источники легенды, особенности её поэтики

Усвоить художественную идею произведения.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Подготовка к домашнему сочинению по повести «Детство»

1

Урок развития речи

Отбор материала для сочинения. Развитие устной монологической речи учащихся

Уметь отобрать материал для сочинения, составить план и связный устный рассказ по каждому пункту плана

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об И.А.Бунине. Анализ ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…»

1

Комбинированный

Факты биографии И.А.Бунина, особенности его творческой манеры. Художественная идея ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…»

Знать факты биографии И.А.Бунина, особенности его творческой манеры. Уяснить художественную идею ст-я «Догорел апрельский светлый вечер…»

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

И.А.Бунин. Анализ рассказа «Кукушка»

1

Комбинированный

Художественная идея рассказа «Кукушка». Особенности раннего творчества И.А. Бунина

Иметь представление об особенностях раннего творчества И.А. Бунина.

Уяснить художественную идею рассказа «Кукушка». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Таблицы с результатами исследования текста

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об А.И.Куприне. Анализ рассказа «Куст сирени»

1

Комбинированный

Факты биографии А.И.Куприна, особенности его творческой манеры. Художественная идея рассказа «Куст сирени», его сатирическая направленность

Знать факты биографии А.И.Куприна, особенности его творческой манеры. Уяснить художественную идею рассказа «Куст сирени», его сатирическую направленность.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Анализ рассказа А.И.Куприна «Allez!».

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея рассказа  «Allez!». Смысл названия

Уяснить художественную идею рассказа «Allez!», смысл его названия. Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о В.В.Маяковском

Анализ ст-я «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Комбинированный

Факты биографии В.В.Маяковского

Особенности авторского взгляда на высокое предназначение поэзии. Проблема традиции и новаторства.

Знать факты биографии В.В.Маяковс-

кого.

Уяснить особенности авторского взгляда на высокое предназначение поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о С.А.Есенине. Анализ ст-й «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…»

1

Комбинированный

Факты биографии С.А.Есенина. Особенности мировосприятия поэта. Значение образа клёна и символического голубого и золотого цветов в лирике поэта. Особенности поэтики Есенина. Тема и идея ст-й

Знать факты биографии С.А.Есенина, особенности мировосприятия поэта. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об И.С.Шмелёве. Анализ рассказа «Русская песня»

1

Комбинированный

Факты биографии И.С.Шмелёва.

Художественная идея рассказа  «Русская песня». Лексическая работа.

Знать факты биографии И.С.Шмелёва.

Выявить и усвоить художественную идею рассказа  «Русская песня». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о М.М. Пришвине. Анализ рассказа «Москва-река»

1

Комбинированный

Факты биографии М.М.Пришвина.

Особенности личности писателя. Атмосфера Дунина, места действия рассказа «Москва-река».

Художественная идея рассказа  «Москва-река»

Знать факты биографии М.М.Пришвина.

Выявить и усвоить художественную идею рассказа  «Москва-река». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о К.Г.

Паустовском.

«Мещерская сторона». Анализ частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»

1

Комбинированный

Факты биографии К.Г. Паустовского.

Художественная идея частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство»

Знать факты биографии К.Г. Паустовского.

Выявить и усвоить художественную идею  частей «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство». Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

К.Г.

Паустовский.

Анализ частей «Леса», «Луга», «Бескорыстие»

1

Урок применения ЗУН

Художественная идея повести «Мещёрская сторона». Общность и различие художественного мира Пришвина и Паустовского.

Выявить и усвоить художественную идею  повести «Мещёрская сторона».

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради 

Сведения о Н.А.Заболоцком

Анализ ст-я «Не позволяй душе лениться!..»

1

Комбинированный

Факты биографии Н.Заболоцкого, нашедшие отражение в ст-ии. Художественная идея ст-я. Лексическое значение слова душа

Знать факты биографии Н.Заболоцкого, нашедшие отражение в ст-ии.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об А.Т.

Твардовском. Анализ ст-й «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»

1

Комбинированный

Факты биографии

А.Т.

Твардовского.

Объединяющее начало ст-й, их художественная идея

Знать факты биографии

А. Твардовского.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

А.Т.Т

Твардовский. Главы из поэмы «Василий

Тёркин»

1

Урок применения ЗУН

Конкретно-исторический подход к изображению войны. Качества характера главного героя. Антивоенная направленность произведения.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Лирика поэтов – участников ВОВ

1

Комбинированный

Факты биографии поэтов-фронтовиков, особенности их творчества.

Знать факты биографии поэтов-фронтовиков, особенности их творчества.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о Б..Л.Васильеве. Анализ рассказа «Экспонат №…»

1

Комбинированный

Факты биографии Б.Л.Васильева.

Тема и

художественная идея рассказа «Экспонат №…»

Приёмы создания образов и характеров. Психологический портрет Анны Федотовны. Образ времени в рассказе. Раскрытие внутреннего мира персонажа. Смысл финала рассказа.

Знать факты биографии Б.Л. Васильева.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о В.М.Шукшине. Анализ рассказа «Микроскоп»

1

Комбинированный

Факты биографии В.М.Шукшина.

Тема и

художественная идея рассказа

«Микроскоп».

Художественное своеобразие рассказа. Средства выразительности.

Знать факты биографии В.М.Шукшина.

Выявить тему и

художественную идею рассказа

«Микроскоп».

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом.

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Русские поэты о России

1

Урок применения ЗУН

Факты биографии поэтов.

Объединяющее начало ст-й о России.

Знать факты биографии поэтов.

Выявить объединяющее начало ст-й о России.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Контрольная работа по русской литературе за курс 7 класса

1

Урок проверки знаний

Уметь применять знания, умения, навыки, полученные на уроках литературы в 7 классе

Проверка контрольных работ

Базовый учебник, рабочие тетради

Зарубежная литература (8 часов)

Сведения об У.Шекспире. Сонеты

1

Комбинированный

Факты биографии У.Шекспира.

Особенности сонета. Худож. своеобразие сонетов Шекспира. Особенности перевода С.Я.Маршака

Знать факты биографии У.Шекспира.

Иметь представление о сонете как лирическом жанре.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о Мацуо Басё. Хоку.

1

Урок усвоения нового материала

Факты биографии Мацуо Басё. Японские легенды и обычаи. Особенности  структуры хокку. Смысловая нагрузка строк хокку. Эстетические принципы сложения хокку. Особенности эволюции жанра

Знать факты биографии Мацуо Басё.

Усвоить особенности хокку как жанра японской поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о Роберте Бёрнсе. Анализ ст-й «Возвращение солдата» и «Джон Ячменное Зерно»

1

Комбинированный

Факты биографии Р.Бёрнса. Истоки его поэзии. Сходство ст-ий с лиро-эпическими песнями

Знать факты биографии Р.Бёрнса.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Оценка индивид. заданий

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения о Р.Стивенсоне.

Анализ глав из романа «Остров сокровищ»

2

Комбинированный

Факты биографии Р.Стивенсона. История создания романа «Остров сокровищ», прототипы героев. Художественная идея произведения

Знать факты биографии Р.Стивенсона.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с текстом

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об А. де Сент-Экзюпери. Анализ главы «Линия» из романа «Планета людей»

1

Комбинированный

Факты биографии писателя.

Художественная идея произведения.

Знать факты биографии Экзюпери.

Уметь выразительно читать и анализировать произведение, проводить исследовательскую работу с

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Сведения об Янке Купале. Анализ ст-й.

1

Комбинированный

Факты биографии белорусского поэта.

Художественная идея ст-й. ключевые идеи творчества.

Знать факты биографии Янки Купалы.

Уметь выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Проверка домашнего задания. Фронтальн. опрос

Базовый учебник, рабочие тетради

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. ФГОС. (Меркин Г.С.)

Рабочая прграмма по литературе составлена с учётом требований ФГОС ( Меркин Г.С.). Программа включает тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...