Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы
статья по литературе по теме

Литература, являясь частью художественной культуры, находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей интерпретации художественного слова – театрализации эпических произведений ─ можно достичь осмысления текста посредством другого вида искусства. Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы

      Преподавание  любого  предмета  нельзя  строить  по  антипедагогической  формуле  «заучи – повтори – перескажи », а такой  подход  к литературе  прямо  таки  абсурден,  потому  что  литература  в  школе,  прежде  всего  единственный  предмет  личного  мышления. Поэтому  формирование  интереса  к  изучаемому  предмету -  одна  из  важнейших  составных  частей  обучения.  Известно,  что  интерес  к  учебной  деятельности  подростка  резко  возрастает,  если  он  включен  в  игровую  ситуацию. В  игре  ребёнок  действует  не  по  принуждению, а  по  внутреннему  побуждению. Игра – мощнейшая  сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации,  самоосуществления.  С  помощью  игры  можно  корректировать,  улучшать,  развивать  в  детях  важные  психические  свойства,  человеческие  личностные  качества  и  творческие  способности.  

         Совершенствование  всей  системы  образования   также  направлено  на  формирование  творческой  личности, способной  решать  задачи  в  нестандартных  условиях,  гибко  и  самостоятельно  использовать  приобретённые  знания  в  разнообразных  жизненных  ситуациях. Осуществить  эти  задачи  можно,  лишь  постоянно  улучшая,  обогащая,  совершенствуя  уроки. Конечно,  и  в  прошлом,  и  в  наше  время  урок  остаётся  в  центре  внимания.  Необходимо  показать  неограниченность  возможностей,  которые  заключает  в  себе  каждый  урок  приобщения  к  словесному  творчеству. Хотелось  бы,  чтобы  этот  урок  словесности  являлся  светлым  промежутком  на  тусклом  фоне  обязательной  школьной  рутины. В связи с этим в процессе обучения предмету современному учителю необходимо свободно владеть в педагогической практике современными  образовательными технологиями.

   Одна  из  главных  задач учителя  вместить всё это в урок,  наладить  эмоциональный  контакт  с  детьми,  воспитать  в  них  духовную,  интеллектуальную  культуры,  развить  их  природные  задатки.

 Таким  образом,  физиологические  и  психологические  особенности  подростков,  личностное  ориентирование – благодатная  почва  для   развития  творческих  способностей  и  привития  интереса    учащимся  к  урокам  литературы. Осуществить это  пытаюсь через театрализацию на уроках  и во внеурочной деятельности.    

Почему  именно  театр?

  •  театр -  искусство  синтетическое,  где  задействованы  разные  творческие  профессии;
  • это  всегда  интересно,  это  праздник  для  детей;
  • в  системе  общественной  жизни  театр  можно  рассматривать  как  средство  эстетического  воспитания  учащихся;
  • через  сопереживание  чужой  жизни  ребёнок  познаёт  себя,  устанавливая  общность  «я»  и  «мы»;
  • посредством  многих  упражнений  снимается  напряжённость,  создаётся  естественная  речевая  среда,  что  способствует  общему  развитию  языка,  интонационной  выразительности  речи;
  • изображая кого-то,  учащиеся  непроизвольно  узнают  о  тех,  кого  изображают, тем  самым   развивается  познавательный  интерес;
  • театр  является  моделью  творческого  общения.

Театрализация  хороша  ещё  и  тем,  что  стремление  к  превращениям  свойственно  детям,  как  свойственно  оно  творческим  личностям  всех  возрастов. Театрализация  - это  одна  из  форм  обучения  по  эмоционально – образной  системе. Для  убедительности  этой  проблемы  хочется  напомнить  древнюю  методическую  мудрость:

Услышать – значит  забыть,

Услышать  и  увидеть -  значит запомнить,

Услышать,  увидеть  и  повторить  самому -  значит  запомнить  уже  надолго.

      Конечно,  полное  представление  о  таких  уроках  трудно  получить  в  их  словесном  изложении,  так  как  главное  их  достоинство – наглядность.

Больше всего ребят привлекает инсценирование,  когда  учащиеся  «перевоплощаются»  в  героев,  с  которыми  знакомятся,  изучая  то  или  иное  произведение.  Но инсценирование  - это не единственный  метод, используемый на уроках литературы. Это  может  быть:

  • чтение  по  ролям;
  • игра  на  воображение «Я – это  он»;  
  • написание  сценариев  по любому  отрывку  из  произведения;
  • сценарий  в  рисунках;  
  • декорации  к  произведению  или   отдельной главе;
  • театр  одного  актёра;
  • одень   героя  (ребята  рисуют  героя,  подбирая  наряд,  соответствующий  эпохе,  событиям,  характеру.)

   Так  при  изучении басен  И.А. Крылова использовали  инсценирование, театр  одного  актёра (чтение  басни  одним  учащимся  в  лицах); знакомясь  с  биографией  А.С. Пушкина, применили  игру на воображение  «Я -  это  он»,  «Арина  Родионовна  рассказывает…».  При  знакомстве  с  философской  пьесой-сказкой  М. Метерлинка  «Синяя  птица»  использовали  несколько  видов  работы:  чтение  по  ролям,  декорации  к  спектаклю,  одень героев.

Сложилась система: от урока к качественным знаниям по литературе, к желанию выбирать и сдавать экзамен по литературе, к участию в школьных конкурсах, олимпиадах и конференциях, к выходу на большую сцену, т.е. от урочной деятельности к внеклассной, от внеклассной к внешкольной.

Благодаря внедрению данной технологии увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах (от муниципального до международного уровня).

В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их креативные способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы.

     Использование метода театрализации позволяет и учителю совершенствовать свою педагогическую технику: умение управлять собой, своими эмоциями, голосом, способами воздействия на личность, совершенствовать свои режиссёрские умения. Театрализация, драматизация и ролевая игра могут стать спасением для потерянных и растерявшихся душ детей. Названные методы – это глоток свежего воздуха, луч света в тёмном царстве академической школы.

Используя перечисленные методы воздействия театрализации, происходит так называемое «выращивание»  в ученике его истинного «я». И тогда  учителю можно уже не сомневаться, что ученик, который ушёл с урока с гордостью за себя, с нетерпением будет ждать урока следующего, чтобы ещё раз пережить ни с чем не сравнимую радость победы над самим собой. Успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт главное: уверенность в собственной силе и самого себя.

 Библиографический список

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – М. – 1991.
  2. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М.Ершов. – М.: Искусство. –1972.
  3. Зепалова, Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя /Т.С. Зепалова. – М. – 1982.
  4. Любинский, И.Л. Театр для детей/ И.Л.Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.
  5. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"

В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...

К вопросу о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы

Редактор Г. И. Петрова - профессор, доктор философских наук....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Методы работы с учащимися по развитию творческих способностей на уроках литературы....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Развитие креативных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Материал содержит обобщение опыта по даннной теме, примеры творческих заданий для учащихся....