Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Гудовщикова Альбина Ивановна

Для внеклассного чтения в 5 классе было выбрано стихотворение С.Есенина "Песнь о собаке", так как оно способствует процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помогает учащимся понять удивительную красоту  стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в  «Песни о собаке», прививает любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.a.esenin._pesn_o_sobake.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Озерницкая ООШ

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)

Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Озерницкая ООШ Слободского района

Кировской области

                                    П.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  2011


Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Урок внеклассного чтения в 5 кл.)

Сергей Есенин!

В этом имени –

Свет России –

Голубые её глаза,…

В этом имени –

Песня России –

Соловьёв её голоса…

В. Кузнецов.

Цели урока.

  • Образовательная – провести детальный анализ стихотворения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения.
  • Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
  • Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту  стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в  «Песни о собаке», прививать любовь к животным.

Оборудование: портрет поэта; выставка книг стихов С. А. Есенина; иллюстрации к его стихам, стихотворение «Песнь о собаке».

 

Ход урока.

Дома учащиеся читали стихотворение и по желанию учили его наизусть.

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы проведём с вами анализ стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», которое вы прочитали дома. Я думаю, что оно никого не оставило равнодушным. Наверное, вы плакали вместе с собакой над её горем. Я думаю, что вы никогда не поступите так, как поступил хозяин собаки. Вы согласны со мной?

Дети. Да, нам жалко собаку и её щенков. Мы никогда не поступим так, как поступил хозяин. Мы будем заботиться о братьях наших меньших, ведь они такие беззащитные.

Затем учитель предлагает учащимся по желанию прочитать наизусть стихотворение. После прочтения класс вместе с учителем начинает его анализировать по строфам и по ходу урока заполнять таблицу, которая заранее приготовлена на доске вместе с темой. Это позволит избежать голой умозрительности в разговоре с пятиклассниками и  поможет им, ведя по ходу урока записи, наглядно представить себе, как меняется мир есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём.

 Цвет, свет                                                                                            Звук                                               

                                               

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Яркий, ласковый свет золотого солнца,

освещающий закут. Златящиеся рогожи.

Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня)

шерсти щенят.

- Ребята, какое значение придаёт поэт такому, казалось бы, маловажному событию, как рождение щенков?

- Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. Мир как бы замер перед свершившимся  чудом: приходом в мир семерых новых жизней. А само число семь, как известно по сказкам, является счастливым.

- Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят- всё это подчёркивает высоту происшедшего.

- Рождение- это всегда торжество сил света, тепла, плодородия.

- Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь. Об этом говорит плодородная символика ржи: «ржаной закут», в котором ощенилась собака.

Цвет, свет                                                                                           Звук

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом.

Постепенное уменьшение света                                Лёгкое шуршанье,             (день переходит в вечер). Белый                               ласковое журчание воды.

снег тает, превращаясь в

бесцветную воду.

- Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы «приглушил» яркий свой свет, давая счастливой матери насладиться в одиночестве своим материнством. Почему поэт обращает наше внимание на такую поэтическую деталь, как «тёплый живот» собаки?

- Отдыхает счастливая мать-собака от пережитых страданий. Всё позади, выносила она в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

Цвет, свет                                                                                          Звук

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Тьма, мрак (вечер),                                           Куры молчат. Шаги хозяина.

«хмурый» хозяин,

пришедший за

щенками.

- «А вечером…» - наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество над миром силы мрака. Быстры и деловиты действия вошедшего («вышел», «поклал») хозяина – «хмурого», подобного туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоёванное солнце. «Рыжие», как солнце щенята, брошены в тёмный, душный мешок. Мир молчит. Может, от сознания своей вины или стыда за свою беспомощность? Как вы думаете, ребята?

- Да, мы согласны с таким выводом.

Цвет, свет                                                                                            Звук

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

Белый цвет сугробов.                                                 Шорохи, дыхание собаки.

Стальной отлив воды

в проруби.

- Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события?

- Всё происходящее здесь показано глазами собаки, и она не успела увидеть гибель своих детей.

- Случившееся было непредсказуемым для собаки, она даже не успела понять, что произошло.

- Однако «долго, долго» дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывавшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как погибли щенята?

- Может быть, Есенин не рассказал нам об этом, чтобы люди не знали даже, как это делается, чтобы не совершали сами такого зла.

Цвет, свет                                                                                     Звук

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из щенков.

На тёмном небе – месяц                               Негромкие. Может, собака

(может быть, рыжий, как                             прислушивается, замерла        

часто бывает в есенинских                          в ожидании подтверждения

стихах: «рыжий месяц                                 своей догадки?  

жеребёнком запрягался

в наши сани»?).

- Что позволило собаке принять месяц за своего  щенка, будто бы оставшегося в живых?

- То, о чём уже говорилось: цвет.

- Форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.

Цвет, свет                                                                                        Звук

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 

Синий цвет небесной выси.                                      Скулящий (здесь важно

(Синий – сияющий, вместо                                      слово «звонко», чуть

былой черноты!)                                                        позже остановимся на нём)

Блеск (золотистый? серебристый?)                         голос собаки.

скользнувшего за холм месяца.                               Затем внезапное

Чернота, наступившая после                                    разочарованное молчание.

его бегства.

- На некоторое время мир обрёл звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение сияние. Но обманул, «скрылся» месяц – солнце не нашего мира, мира нежити и покойников.

Цвет, свет                                                                                          Звук

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень  в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Белый цвет снега, поглотивший                                 Возможно, тонкий звук

падающие в него «золотые»                                       падающих «золотых

звёзды.                                                                           звёзд».

Чернота, мрак нависшей                                             Но снег заглушает его.

над землёй ночи.

- Теперь становится понятно звучавшее ранее «звонко». На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.

А теперь подведём итог нашим раздумьям. Как же реагирует мир на то, что  произошло в нём?

- Мы видим удивительную торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения.

- Ещё раз с грустью уверяемся, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет; как молчит он, стыдясь своей беспомощности перед силами зла.

- Какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь.

- В чёрно-белое беззвучие погрузился мир. У древних славян белый снег – смертное покрывало земли зимой.

- А сейчас, ребята, поговорим об удивительном образе стихотворения  - «золотых звёздах»…

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Как же понять эти строки?

- Среди поверий наших предков есть такое утверждение, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек…

- Но при чём тут тогда собака?

- В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.

- Я совершенно с вами, ребята, согласна. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Всё от древа». О каком древе идёт речь?

- Да, действительно, существует древо жизни. Это прародитель всего сущего на земле.

- Вы правы, ребята. Если все мы – дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди,- то горе собаки, потерявшей своих щенков,- это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

Ребята, мы с вами проанализировали стихотворение по строфам, и я предлагаю вам раскрасить таблицу. Это сделает картину мира стихотворения ещё более ощутимой, зримой.

Строфа стихотворения

Цвет, свет

Звук

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Яркий, ласковый свет золотого солнца,

освещающий закут. Златящиеся рогожи.

Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня)

шерсти щенят.

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом.

Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). Белый  снег тает, превращаясь в  бесцветную воду.

Лёгкое шуршанье,      ласковое журчание воды.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок

Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин,

пришедший за

щенками.

Куры молчат. Шаги хозяина.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды

в проруби.

Шорохи, дыхание собаки.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из щенков.

На тёмном небе – месяц                              

(может быть, рыжий, как  часто бывает в есенинских стихах: «рыжий месяц жеребёнком запрягался

в наши сани»?).

Негромкие. Может, собака прислушивается, замерла      в ожидании подтверждения своей догадки?  

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий, вместо былой черноты!) Блеск (золотистый? серебристый?)

скользнувшего за холм месяца. Чернота, наступившая после его бегства.

Скулящий (здесь важно слово «звонко», чуть позже остановимся на нём) голос собаки. Затем внезапное разочарованное молчание.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень  в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Белый цвет снега, поглотивший падающие в него «золотые» звёзды. Чернота, мрак нависшей над землёй ночи.

Возможно, тонкий звук падающих «золотых звёзд». Но снег заглушает его.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…и  т.д. Закончите предложение.

В качестве домашнего задания предлагается тем, кто этого ещё не сделал, выучить «Песнь о собаке» наизусть; кроме того, ответить письменно на вопрос: «Почему стихотворение Есенина названо «песнью»?»; нарисовать иллюстрации к стихотворению.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...

Учебное занятие по учебному предмету "Литература" в 6 классе на тему "С. Есенин "Песнь о собаке"

Данное учебное занятие предназначено для обучающихся 6 классов...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....