«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Дускалиева Малика Ивановна

 

Методический комментарий

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? 

Учитель. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь.

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Образ учителя в литературе не является стабильным, одназначным: он меняется. Причина этого заключается  в том, что слишком большая ответственность ложится на  педагогов и что связано это с изменениями в обществе. Педагогу приходится идти в ногу со временем. Кроме того, любое действие учителя всегда оценивается с разных точек зрения: учениками, их родителями, окружающими, коллегами, руководством и т.д. Человек , работающий по этой специальности, превращается в центральную фигуру общества: от него зависит не только судьба цивилизации, но и сохранения человека на планете.

Этот урок по «сквозной» теме был проведён в 11 классе после изучения повести  В.Быкова «Обелиск».

Тема данного занятия «Образ учителя в русской литературе» раскрывается на материале произведений Ч.Айтматова «Первый учитель», В.Быкова «Обелиск» и А .Лиханова «Благие намерения».

Произведения заранее полностью или частично перечитываются. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет задание: работают с текстом художественных произведений, подбирают аргументы, готовят сообщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_uchitelya_v_russkoy_literature.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дускалиева Малика Ивановна.

МКОУ «Волоцкая СОШ»

Чернышковского района

Волгоградской области

duskalievam@mail.ru

«Образ учителя в русской литературе»

(«сквозная» тема на уроках литературы)

Образ учителя в русской литературе.

Методический комментарий

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?  

Учитель. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь.

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Образ учителя в литературе не является стабильным, одназначным: он меняется. Причина этого заключается  в том, что слишком большая ответственность ложится на  педагогов и что связано это с изменениями в обществе. Педагогу приходится идти в ногу со временем. Кроме того, любое действие учителя всегда оценивается с разных точек зрения: учениками, их родителями, окружающими, коллегами, руководством и т.д. Человек , работающий по этой специальности, превращается в центральную фигуру общества: от него зависит не только судьба цивилизации, но и сохранения человека на планете.

Этот урок по «сквозной» теме был проведён в 11 классе после изучения повести  В.Быкова «Обелиск».

Тема данного занятия «Образ учителя в русской литературе» раскрывается на материале произведений Ч.Айтматова «Первый учитель», В.Быкова «Обелиск» и А .Лиханова «Благие намерения».

Произведения заранее полностью или частично перечитываются. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет задание: работают с текстом художественных произведений, подбирают аргументы, готовят сообщения.

Планируемые результаты:

предметные: анализировать литературные произведения, сравнивать и сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев, выявлять их типичность, высказывать  собственное отношение  к анализируемым произведениям, уметь вести диалог, создавать устные монологические высказывания;

метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; общаться в группах;

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведений;

репродуктивная: краткий пересказ эпизодов, характеристика героев;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская: сопоставительный анализ текстов и образов.

Ход урока

Учительство не труд, а отреченье.

Умение всего себя отдать.

Уйти на долгий подвиг и мученье

И в этом видеть свет и благодать…

Абай Кунанбаев.

I .Вступительное слово учителя.

В старинном русском городе Торопце поставлен пока ещё единственный   в своём роде  памятник. Памятник народным учителям. С высоты постамента, слегка облокотившись о парту, учитель воодушевлённо обращается к своим ученикам – к каждому из нас…

Труд учителя нелёгок, но, подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла , влияние учителя не иссякает ещё долгие годы после того, как он расстался со своими учениками. Учитель формирует человека, учителя формируют поколения.

Всё начинается с учителя! Каков он?

Сегодня на уроке мы рассмотрим образ учителя в  русской  литературе на трёх произведениях : Ч.Айтматова «Первый учитель», В.Быкова «Обелиск», А.Лиханова «Благие намерения».

-Чем похожи и чем не похожи образы учителей, созданные писателями Ч.Айтматовым, В.Быковым и А.Лихановым?

Постановка вопросов для работы в группах.

  1. Сравним портреты учителей .О чём они говорят читателю?
  2. . Каково было  отношение окружающих  к учителю?
  3. Как через поступки раскрывается образ учителя?

Выступления групп.

Первая группа.

-Сравним портреты учителей. О чём они говорят читателю?.

Не так давно закончилась Гражданская война. В аил, по путёвке комсомола, приезжает учитель Дюйшен, вчерашний красноармеец. «…К нам в аил пришёл незнакомый бледнолицый парень в солдатской шинели. Я запомнила его шинель, потому что она была почему-то из чёрного сукна. Появление человека в казённой шинели явилось для нашего аила, отдалённого от дорог, приткнувшегося где-то под горами, настоящим событием» «…Сперва утверждали, что в армии он ходил в командирах, а потому и в аиле будет начальником, потом оказалось, что вовсе он не командир, а сын того самого Таштанбека… много лет назад пропал. А он ,сын его Дюйшен, будто прислан в аил для того , чтобы открыть здесь школу и учить  детей…» «Шёл он молчаливый, строгий, со сдвинутыми, как крылья беркута, бровями, и лицо его казалось выкованным из чёрного, прокалённого железа…» «Я смотрела так, будто бы впервые увидела, сколько светлой красоты в его лице, сколько нежности и добра  в его глазах, будто бы никогда прежде не знала я, как сильны его руки в работе, как чиста его ясная улыбка, согревающая сердце…»  (Ч.Айтматов).

«Я заведующий» -говорит один, которого я не сразу заметил… Подходит… И сразу замечаю: хромает. Одна нога вывернута в сторону и вроде не разгибается, поэтому он здорово на неё припадает и кажется как бы ниже ростом. А так ничего парень – плечистый, лицо открытое, взгляд смелый, уверенный…Представляется: Мороз Алесь Иванович… Руку пожимает так, что сразу понимаешь: силён. Ладонь шершавая, твёрдая, должно быть, такая работа ему не впервой…» (В.Быков).

«  Если бы мама жала на меня хоть чуточку полегче, я бы сбежала домой…   Дом, куда меня определили, был деревянный, перенаселённый до предела, клоповник… Я пришла в школу – интернат десять лет назад, оказалась тут почти случайно . Впрочем в каждой случайности есть своя  закономерность… Моя биография не готовила меня к таким обстоятельствам. Я , дитя благополучия, и вообразить себе подобного не могла… Вряд ли в двадцать  два года, глянув в зеркало, ты увидишь ничтожество…  Когда я вошла к нему и у порога  представилась … Надежда Георгиевна? Гм…гм…Это какого же Георгия? Победоносца? – Я и не знала, что сказать от растерянности…  Вы словесник! … Я первое время терялась  и краснела… Я проклинала своё вишнёвое  макси с жёлтыми цветами. Оно путалось в ногах, мешало идти… Я наклонилась и задрала подол. Видок, наверное, ничего себе!...»(А.Лиханов).

Вывод: Внешне, конечно, они  не похожи(и рост , и манера поведения, и одежда, и возраст , и физические данные), но и похожи .В облике каждого есть что-то такое, что «цепляет», приковывает внимание, заставляет сразу расположить к себе..

Вторая группа.

- Каково было отношение окружающих к учителю ?

«В те времена такие слова, как школа, учёба, были в новинку, и люди не очень-то  в них разбирались. Кто –то верил слухам, кто – то считал бабьими выдумками…Я не мулла, аксакал, я комсомолец…А детей теперь будут учить не муллы, а учителя…Мы испокон веков живём дехканским трудом, нас кетмень кормит. И наши дети будут жить так же, на кой чёрт им учение…И не морочь нам голову… А нас оставь в покое…Надо отремонтировать байскую конюшню под школу…Дюйшен вскочил с места.- Подумайте, что вы говорите!...Есть такой закон, чтобы сироты не учились?- А мне дела нет до твоих законов. У меня свои законы, и ты мне не указывай!...Если рассудить по справедливости, то стоило жителям нашего аила собраться да сообща перебросить через поток две-три лесины – и мост для школьников был бы готов .Но в том –то и дело, что  в те дни люди по темноте своей не придавали значения учёбе, а Дюйшена считали чудаком…»(Ч.Айтматов).

- Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо , в сущности, кто такой для них Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага  с печатью останавливает людей. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое- что стали понимать»… «Наверное, мы все любили тогда своего учителя за его человечность…за его мечты о нашем будущем…Мы  сами шли в школу» (Ч.Айтматов)

«Родом Мороз был с Могилёвщины. Уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как –то раз на Мороза была подана жалоба: он не поддерживает дисциплины, как равный ведёт себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата и говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки…»  

-А после истории со школьником Миколой Бородичом, который  влез в храм, что-то написал. Власти требовали наказать и школьника, и учителя. « И что же ты думаешь ,чем кончилось? Мороз всю вину взял на себя, доложил начальству, будто …результат непродуманного воспитания. Хлопотал, ездил куда-то в центр – и парня оставили в покое…После этого не только школьники, но и крестьяне со всей округи стали смотреть на Мороза как на какого –то своего заступника. Что у кого было  трудного или хлопотного , со всем шли к нему в школу.»(В.Быков) «..В Морозовой боковушке полно детей, расселись кто где: на столе, на скамейках, на подоконнике и на полу...И такая тишина и внимание , что муха пролетит –услышишь..».(В.Быков)

      «- До чего доехали! – говорила она. –По мнению Надежды Георгиевны, школа не в состоянии обеспечить воспитание двух десятков детдомовцев… Но ведь учитель и не может форсировать свои чувства, выжимать из себя дополнительные эмоции. Мы не станочники, мы здесь не продукцию делаем и при всём желании не можем перевыполнять план по чувствам…И Елена Евгеньевна рассуждала здраво, но противоположным моему… В коллективах, где много женщин, да ещё таких, как школа, сражение самолюбий. ..неприязнь и …зависть…»  «-Не надо так, -проговорила я смущённо. –всё зависит от вас .Родительские права возвращаются. Надо , наверное, перемениться…Вот  сама  и меняйся. А ко мне не лезь. Живу как хочу…Вас послушаешь, все благородные. А на самом деле ? Лишь бы тихо! …А громко, во весь голос – сразу под суд! Тихие гады!...»(А.Лиханов).  «Анечка схватила меня  крепко за шею и громко произнесла: -Я тебя люблю!...«Я бегом выскакиваю на балкон. Господи! Мои шестнадцать стоят в белых платьицах и чёрных казённых костюмчиках…и кричат: - Ма-ма Надя!»(А.Лиханов)

Вывод: Окружающие относятся к нашим героям неоднозначно: с населением, с коллегами , с начальством складываются отношения по-разному: Дюйшена жители встретили в штыки, Мороза  - непониманием его методики воспитания, Надежду Георгиевну – доброжелательно, но с осторожностью(как бы не убежала, не испугалась трудностей детдома).А с учениками у наших героев сложились самые  добрые, доверительные отношения – в этом они похожи.

Третья группа.

Как через поступки раскрывается образ учителя?

- Ч.Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей – о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймём ли мы, современные школьники, титанический труд и беспримерное мужество этого человека , подвиг, совершённый им, сможем ли хотя бы приблизительно   представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену.  

-Дюйшен страстно берётся за дело.Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, «…это Дюйшен ходил по дворам,собирая детей в школу…», помогает детям, кого на  руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай. «Ты домой не иди. Ты поняла меня, Алтынай?- Я сам за тебя отвечу, - сказал Дюйшен. – А жить ты будешь пока у нас…» Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учёбу и благодаря этому достигла высоких жизненных успехов.

-В.Быков рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Алесь Иванович дарил свою любовь  и заботу ученикам, которые за долгие годы общения  стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр. Когда началась война, он не покинул родные места, не уехал вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать учить детей. Мороз считал, что «не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили». Вскоре Алесь Иванович раздобыл приёмник. Всё ,что услышит, передаёт другим. Кто-то донёс. Пытаясь спасти Мороза ,ученики оказываются в плену немцев. Узнав об этом, Мороз добровольно сдался и разделил  страшную участь вместе со своими учениками: он  не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И он пошёл на верную смерть.

-А героиня А.Лиханова живёт в другое время, современное.  Здесь нет войны, не рвутся бомбы, здесь другой фронт :»Дети автомобильных катастроф и даже землетрясений, а чаще человеческих ошибок и взрослой слабости, эти были особенные дети, -понимает юная учительница.- Лишённые родительской ласки, они даже не знали, что она бывает.» «… Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям ! – нужны родители, если даже их нет»

-Надя выступает с простой на первый взгляд инициативой : предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. Десятки людей откликнулись всей душой на её призыв…Инициативу поддержала школа, печать…Чем дальше, тем явственнее осознаёт Надя, что это очень  серьёзное дело. Сколько придётся пройти ,испытать , сколько сомнений, раздумий, разочарований, пролито слёз, рада маленьким победам, удачам. Уже по истечении первых месяцев работы Надежда Георгиевна становится более ответственной,  понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями ,возможно, самая долгая и запутанная дистанция.

Вывод: Поступок! Это как изнанка души, как регулятор совести, как зеркало сущности природы человека: что посеял, то и пожал. Поступки наших героев –это мерило истинных человеческих ценностей: доброта ,любовь, сострадание ,благородство, одержимость ,готовность принять даже смерть. Героический поступок  Дюйшена заставляет жителей аила задуматься о том, насколько  правильно они живут и не устарели ли общественные нормы. А поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлечёнными правилами поведения, а с требованиями личной совести, с его пониманием  своего человеческого и учительского долга. А он и не мог поступить иначе: для него так жить – это было нормой! Надежда Георгиевна – наша современница. Ей не приходится совершать  что – то героическое, но она просто честна в своих поступках и любит этих обиженных судьбой детей. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех  вместе, в раз, обнять и прижать к себе».  В этом они похожи. А не похожи их судьбы, жизненные условия,  разные обстоятельства.

-Учитель:  Давайте поработаем над эпиграфом.

-Можете ли  вы согласиться с утверждением Абая о главном назначении учителя?( Для всех групп)

-Поэт говорит о самопожертвовании, жертвенности учительской профессии, об «умении всего себя отдать».

-Как наши герои. Это вполне было присуще им. Это-то  их и объединяет. «Я  бы тебя, Алтынай, никогда ни на шаг не отпустил от себя,- сказал он. – Но не  имею права мешать тебе. Ты должна учиться. А  ведь я не очень –то грамотен. Уезжай, так лучше  будет …Может ты станешь настоящим учителем… Пусть будет так, пусть будет так…»(Ч.Айтматов).

-«Убил немца или не убил?..Он сделал больше, чем если бы убил  сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу…»(В.Быков).

-«Меня интересуют только мои . Дети без родителей. Умом я понимаю, что  это, пожалуй, недостойно педагога. Но ничего поделать не могу…. С Виктором мы расстались…-Что же! – воскликнул он. – Всю жизнь быть мужем- сиротой при живой жене? Питаться остатками любви, которую ты даришь детям?» (А.Лиханов).

Вывод : Хотелось бы, наверное, иметь таких учителей каждому, тот современный образец, к которому должен стремиться каждый.

Рефлексия: Если бы у вас была возможность встретиться с нашими героями, кому вы отдали  бы предпочтение и почему?

Домашнее задание: Составьте и напишите «Моральный кодекс современного учителя»

Библиография

1.Ч.Айтматов. Повести (Текст). М. «Художественная литература» 1996.

2.В.Быков. «Обелиск» (Текст) М. «Молодая гвардия» 1985.

3.А.Лиханов . Повести. (Текст). М. «Современник» 1985.

Литература

1.Преловская И.С.  Ваше слово, учитель. М.Политиздат, 1976.

2.  Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? М. «Педагогика» 1990.

3.Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. Л.1988. Общество «Знание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"

Разработка урока  предназначена для учащихся 8 класса,по  УМК С.И. Львовой.  Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...

Исследовательский проект на тему "Образ учителя в русской литературе"

В исследовательском проекте "Образ учителя в русской литературе" учащиеся изучили образ учителя на примере известных произведений русской литературы, попытались доказать, что изменения в про...

Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"

Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...