«Не дать погаснуть живому огню» (по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»).
учебно-методический материал по литературе по теме

Дранкина Татьяна Николаевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_dat_pogasnut_zhivomu_ognyu.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Не дать погаснуть живому огню» (по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»).

План. (Записан на доске).

  1. Слово учителя о писателе, рассказе-миниатюре.
  2. О чём нам хочется говорить, прочитав миниатюру? (проблемы, поставленные автором в произведении).
  3. Беседа по схеме. (Записи на доске).
  4. Чтение рассказа и наблюдения за композицией. (Схема – пьедестал изображена на доске заранее).
  5. «Живое пламя». Что по своей сути представляет собой  выражение «живое пламя»? ( Литературные приёмы и средства изобразительности, использованные писателем в рассказе – миниатюре?
  6. –Сумел ли  автор показать жестокость войны? Ведь в миниатюре, например, не показаны военные действия.

-Какой человек способен на такие поступки? Как мы назовём человека, совершившего такой поступок?

-Разве наш герой вырос в необычной семье? Обязательно ли, чтобы в такой семье все обладали какими-то талантами?

  1. Пословицы. Для чего они записаны на доске? Можете ли вы вспомнить и привести примеры аналогичных пословиц?
  2. Какова тема рассказа?
  3. Сделайте вывод, используйте при его формулировании ассоциативную цепочку. Подумайте, какое название можно дать нашему уроку?

Домашнее задание на выбор: 1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках;

2. Подготовить рассказ о герое Великой Отечественной войны;

3. Нарисовать иллюстрацию;

4. Написать сочинение - миниатюру.

Е.И.Носов «Живое пламя».

Почему рассказ так назван?

Тема? (отражение в образе цветенья мака короткой, но очень яркой жизни человека)

1) костёр на ветру                   2) маки - ключевой образ рассказа

Пословицы: Жить – Родине служить.

Любовь к родине сильнее смерти.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

        кульминация

                

        развязка действия        спад действия        

завязка        развязка

В процессе заполнения схемы должно получиться следующее:

        

                                                                                                    Яркая жизнь цветов

        кульминация

        Отъезд, маки поднялись.                Маки погасли

устройство клумбы        развязка действия        спад действия        ковёр маков

разговор о маках        

завязка                                                                                                                             развязка

Вывод: цветущие маки – образ огня – проявление жизни – жизнь как огонь – живой огонь – вечный огонь – символ благодарной памяти и самой жизни.

-О чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной, потому что нельзя забыть поднятую взрывами землю, вычеркнуть из памяти ужасные картины умирающих от голода детей, женщин, стариков. Память о погибших в Великой Отечественной войне живёт.

«Живое пламя» - это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь, и сущность самой жизни, с её силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремлённостью к солнцу в непрерывном движении. Память о павших в Великой Отечественной войне живёт в наших сердцах. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь…дуновением ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или…ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»....

Читательская конференция в 7-ых классах по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»

Читательская конференция о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя&ra...

«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)

Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...