О человеческом с большой буквы.(По пьесе А.Вампилова "Старший сын")
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Демидова Марина Григорьевна

Урок литературы в 11 классе по драматургии А.Вампилова. В основе урока – пьеса «Старший сын». Анализируя произведение, учащиеся участвуют в ролевой игре «Художественный совет», на котором обсуждаются важные вопросы: фабула пьесы, особенности системы характеров, место действия. Пониманию идейного своеобразия пьесы способствует инсценирование фрагментов драматургического произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по драматургии А.Вампилова. В основе урока – пьеса «Старший сын». Анализируя произведение, учащиеся участвуют в ролевой игре «Художественный совет», на котором обсуждаются важные вопросы: фабула пьесы, особенности системы характеров, место действия. Пониманию идейного своеобразия пьесы способствует инсценирование фрагментов драматургического произведения.

Тема урока:   О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

                         (ПО ПЬЕСЕ А.ВАМПИЛОВА «СТАРШИЙ СЫН»)

Цель урока: показать значение драматургии А.Вампилова для русской литературы;

определить художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын».

Оборудование урока:

- портрет А.Вампилова;

- выставка книг (А.Вампилов «Старший сын», А.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», А.П.Чехов «Вишнёвый сад», «Драматургия второй половины ХХ века» и др.);

- рефераты учащихся («Чеховские традиции в театре Вампилова», «В поисках современной пьесы», «А.Вампилов. Жизнь и творчество»);

- афиша (объявление о спектакле по пьесе «Старший сын»);

- программки для зрителей;

- «Замечания для актёров».

Классная комната поделена на три фрагмента:

  1. стол, стулья для членов художественного совета,
  2. «квартира Сарафановых» (для инсценирования)
  3. ученические столы для одиннадцатиклассников.

Ход урока:

1. Драматургия второй половины ХХ века.

Вступительное слово учителя.

       Сегодня мы продолжим работу по изучению литературы второй половины ХХ века, по драматургии этого периода. На уроке познакомимся с творчеством Александра Валентиновича Вампилова, постараемся разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии его  пьесы «Старший сын». В этом нам поможет ваша предварительная работа над литературоведческим материалом, рефераты, сообщения, которые вы готовили к сегодняшнему уроку, поможет и ролевая игра «Художественный совет», участниками которой вы, ребята, будете.

       Итак, драматургия второй половины ХХ века… Евгений Шварц, Александр Арбузов, Виктор Розов, Александр Вампилов – классики-драматурги, писатели, на чьих пьесах в основном держался репертуар театров в 80-90-ые годы ушедшего века. Отечественный театр этого периода стал «кафедрой»,  с которой можно было «много сказать миру добра». Русская драма утверждала «правду жизни». Этому великому призванию служили произведения Д.Фонвизина, А.Грибоедова, А.Пушкина, Н.Гоголя, А.Островского, Л.Толстого, А.Чехова. Не прерываются эти традиции и в современной драматургии, живы они и в пьесах А.В.Вампилова.

       Валентин Распутин говорил: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, ЧЕЛОВЕКОМ? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсти и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

2. О Вампилове и его драматургии.

Компьютерная презентация, подготовленная учащимися.

3.Чеховские традиции в драматургии Вампилова.

Беседа о Чехове как создателе, родоначальнике принципиально нового театра, «совершенно оригинального типа пьесы», о художественных открытиях, которые и позволили признать Чехова таковым.

Выступление-исследование группы учащихся по теме «Чеховские традиции в пьесе А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».  

По ходу выступления  учащиеся работают  по таблице:

А.П.Чехов.

Особенности драматургии

А.В.Вампилов

«Прошлым летом в Чулимске»  

Особенности пьесы

А.В.Вампилов

«Старший сын»

Особенности пьесы

4. Анализ пьесы «Старший сын».

- Слово учителя.

       Попробуем войти в особый мир этого произведения, мир, в котором нет крупномасштабных событий. Будничность, обыкновенные люди с их повседневными заботами, интересами – всё как в жизни. А понять особенности этой жизни, этого мира нам поможет ролевая игра «Художественный совет»

(Параллельно продолжается работа по таблице: записываются особенности чеховской драматургии, нашедшие отражение в «Старшем сыне»)

- Ролевая игра «Художественный совет».

Члены художественного совета:

Сценарист (представляет свой сценарий по пьесе «Старший сын», ведёт речь о фабуле этой пьесы, об особенностях системы характеров),

Главный режиссёр (составляет наброски к сценарию, делает выбор эпизодов для их просмотра, зачитывает «Замечания для актёров», осуществляет распределение ролей),

Театраловед (рассказывает о постановках этой пьесы в разных театрах),

Художники-оформители и декораторы (представляют афишу, описывают место действия),

Актёры, претендующие на роль Бусыгина, Сарафанова-старшего, Нины, Васеньки, Сильвы, Макарской.

- Инсценирование.

                              I. Эпизод, в котором Бусыгин называет себя сыном Сарафанова

                              II. Финальная сцена. Признание Бусыгина.

5. Заключительное слово учителя.

       Итак, от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем А.В.Вампилов тоже, как и А.П.Чехов, несмотря на обыденщину, которая имеет место в пьесах, говорит не о частном, а о ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.

       Герои пьесы «Старший сын» стали родными, Быть по духу родными – это больше, чем по рождению. Уметь понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие – вот главная идея этой лирической комедии.

6. Как завершающий аккорд (и как логический переход к теме следующего урока «Авторская песня») звучит песня под аккомпанемент гитары в исполнении ребят на слова Б.Окуджавы «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…».

7. Домашнее задание:

а) подготовить сообщение, используя таблицу «Чеховские традиции в пьесе А.Вампилова «Старший сын» или написать сочинение-миниатюру по данной теме;

б) индивидуальное задание - подготовить компьютерную презентацию–представление о поэтах, писавших в жанре авторской песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 кл. Большая буква

Задания в карточке преднозначены для закрепления написания заглавной буквы в словах....

2 кл. Большая буква

Задания в карточке преднозначены для закрепления написания заглавной буквы в словах....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Большая буква в именах людей"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе (по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) по теме "Большая буква в именах людей"...

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...

Игра Большие буквы (Big Letters)

Игра проводится в 4 классе  после того, как ученики прошли сказку "Goldilocks and the three bears". Мы работаем по УМК Spotlight 4: Student\'s Book / Английский язык. Английский в фокусе. Учебник ...

Игра "Большие буквы", посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова

Большие буквы   «М. В. Ломоносов» Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.М.В. ЛомоносовЦель:пробуждение у детей чувства гордости, восх...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...