Интегрированный урок по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" 10 класс
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Урок литературы в 10 классе с использование оперы по трагедии А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок 10 класс

Тема: «Народ и власть» (по трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М.П.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина)

Цели:

- развивать способность осмысления проблем современного общества с помощью исторического опыта;

- прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусств;

- продолжать отбор дополнительного материала к уроку литературы;

- совершенствовать умение работать по группам;

- развитие речи.

Оборудование: презентация, аудиозапись фрагментов оперы М.П.Мусоргского

Методические приемы:

Работа по группам. Роль учителя – ведущий.

Группа текстологов (литературоведов) – анализ сцен трагедии А.С.Пушкина

Группа историков-карамзинистов – анализ сведений из «Истории» Н.М.Карамзина

Группа музыковедов – анализ сцен оперы М.П.Мусоргского

Групп искусствоведов – ознакомление с архитектурными сооружениями Кремля

Группа инсценирования – инсценирование монолога Бориса; сцены в Чудовом монастыре.

Эпиграф:   Да ведают потомки православных

                   Земли родной минувшую судьбу.

                                            А.С.Пушкин

Ход урока        

Слово учителя: Перед нами драматическое произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов».

К какому жанру оно относится? (трагедия).

Трагедия – вид драматического произведения, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.

   В понимании Пушкина, трагедия – это всегда гибель прекрасного, подлинно человеческого; крушение, нравственное потрясение. В заметках о драме Пушкин пишет: «Что развивается в трагедии? Какая цель её? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная… Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка… Свобода».

   Интерес Пушкина  к далекому прошлому, истории своего народа огромен. Он понимал, что «прошлое страстно глядится в будущее», что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

    Создавая свою трагедию преимущественно на историческом материале «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, труд свой Пушкин посвящает именно ему.

    Ученик читает текст посвящения.

   Пушкин спорит с Карамзиным, считавшим, что «история народа принадлежит царям». «История народа принадлежит поэту», - говорит Пушкин, подчеркивая, что истинный творец истории – народ, и оставляя за собой право рассказать о роли народа в русской истории, об обреченности власти, не поддержанной народом. Сам Пушкин писал: «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические (шекспировы формы) одну из самых драматических эпох… истории».

И первое заглавие было в летописном духе

                    Драматическая повесть

                              Комедия

О настоящей беде Московского государства

О царе Борисе и о Гришке Отрепьеве-

Летопись о многих мятежах и пр.

писано быть Алексашкою Пушкиным

в лето 7333

в городище Воронич.

    Почему Пушкин обратился к эпохе Бориса Годунова и Самозванца, к эпохе Смутного времени? Вероятно, потому что здесь, в начале 17 века поэт увидел проявление народного духа. Он понял, что не воля, не поступки отдельных людей – царя Бориса и Дмитрия Самозванца – меняют ход истории. Народ, его интересы, его дела – вот главное, что управляет судьбами родины. Пушкин обращается к прошлому, чтобы в нем «найти объяснение настоящего и увидеть намек на будущее» (Белинский).

   Это было важным во времена Пушкина, важно это и сейчас. Из отдельных жизней складывается история народа.

    «Эпохой несчастной» назвал Пушкин Смутное время, когда бессмысленно лилась кровь, когда на русских людей шел  войной их соотечественник – Самозванец. Кровопролитие же свершалось ради престола и власти. В водоворот событий были вовлечены громадные людские власти. Являются ли сейчас злободневными вопросы, поднятые Пушкиным? Это проблема народа и власти, нравственных устоев личности и общества; тема нечистой преступной совести.

    Слова Пимена (героя трагедии): «Злое дело, кровавый грех» - звучат как лейтмотив и пушкинской драмы, и оперы Мусоргского, как тревожный колокольный звон.

     Историк.  Справка о Н.М.Карамзине( ученики готовят сообщения заранее)

Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826 гг.)

Русский писатель, поэт, журналист, историк. Из дворян Симбирской губернии. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена.

Здесь он изучал языки, историю, словесность и философию. Затем, по настоянию отца, Карамзин переехал в Петербург и поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк. Вскоре юноша оставил военную службу и отдался литературному труду, начав с переводов.

С 1803 г. и до самой смерти Карамзин «по высочайшему повелению» занимался «Историей государства Российского», некоторые главы читал Александру I. Каждый том имел обширные документальные приложения, не уступающие по своему объему основному тексту.

Красной нитью в «Истории» Карамзина, как и в его трактате 1811 г., проходит идея: судьба России и ее величие заключены в развитии самодержавия. При сильной монархической власти Россия процветала, при слабой — приходила в упадок.

Музыковед.

Справка о Мусоргском 
 Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».

В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина.

Звучит музыка из первой картины пролога.

Музыковед.

Звучит скорбная тема обездоленного народа, близкая к русским протяжным песням. Она обрастает сопровождающими голосами, звучит все более мощно и динамично.

Историк Справка о Шуйском и Воротынском.

Шуйский Василий Иванович (1552-1612) – представитель старого княжеского рода, впоследствии русский царь (1606-1610). В одном из писем Пушкин так характеризует Шуйского: «Он представляет в истории странную смесь смелости, изворотливости и силы характера. Приближенный Годунова, он один из первых бояр переходит на сторону Дмитрия. Он первый вступает в заговор уже против Дмитрия, близок к тому, чтобы лишиться головы. Лжедмитрий милует его уже на лобном месте, ссылает, затем вновь возвращает к своему двору, осыпает дарами и почестями. Он спешит создать новый заговор, заставляет себя избрать царем и падает – и в своем падении сохраняет больше достоинства и силы духа, нежели в продолжении всей своей жизни».

   Воротынский Михаил Иванович (ок. 1510-73), князь, боярин и воевода. Сын И. М. Воротынского. При взятии Казани (1552) фактически возглавлял Большой полк. В 1572 в Молодинской битве (50 км южнее Москвы) нанёс поражение крымским татарам. По ложному доносу обвинён в измене, умер от пыток.

Текстолог. Анализ сцены «Кремлевские палаты» (1598 года, 20 февраля)

Это экспозиция. Она вводит читателя в курс событий. Происходят выборы нового царя. Бояре, духовенство уговаривают народ просить Бориса Годунова принять венец после смерти Федора, хотя Борис фактически был полновластным правителем ещё при Федоре.

   Об этом говорят Воротынский и Шуйский, вспоминая об убийстве царевича Дмитрия в Угличе. Слова Шуйского свидетельствуют о желании Бориса получить власть. Но он прикрывает это желание маской смирения. Шуйский умен, наблюдателен. Он недолюбливает Бориса. Они с Воротынским и сами не прочь занять престол. Но они помнят о народе, как о силе, которую нельзя сбрасывать со счетов.

    Ещё до первого появления Бориса известно, что он незнатен, жесток, мнителен и осторожен, смел, склонен к притворству, способен на злодейство ради достижения собственных целей, и при этом – умен.

    Воротынский говорит об умении Бориса хитрить, выжидать, быть дипломатичным.

Историк. Сцена «Красная площадь» построена  на материале 10 тома «Истории» Карамзина: «Годунов вторично ответсвовал, что высота и сияние Феодорова трона ужасает его душу… был непреклонен; высылал искусителей… и не велел им возвращаться». И далее: «…на рассвете …духовенство с пением вышло из Кремля… патриарх и владыки несли иконы… Владимирскую и Донскую… за клиром шли синклит, двор, воинство, приказы, выборы городов; за ними устремились все жители московские» (просить Бориса на царство).

Текстолог. Анализ сцены «Красная площадь».

    Перед нами толпа на площади, тот самый народ,  о котором упоминалось в первой сцене. Его настроение передается репликами отдельных лиц. Эта сцена показывает народ ожидающим. Дьяк Шелканов, выражая волю бояр и духовенства, призывает собравшихся принять участие в обращении к сестре Бориса, к царице Ирине, с просьбой о том, чтобы она благословила Бориса на царство. Все ждут разрешение вопроса о новом царе.

Историк. Сцена  «Девичье поле. Новодевичий монастырь»  построена  на материале 10 тома «Истории» Карамзина, где рассказывается  о событиях 21 февраля 1598 года: «Патриарх … велел нести иконы и кресты в келии царицы: …другие стояли в ограде, народ вне монастыря, занимая все обширное Девичье поле; …по данному знаку все бесчисленное множество людей…упало на колени с воплем неслыханным; … матери кинули на землю своих грудных младенцев и не слушали их крика; … некоторые люди боялись  тогда не плакать, но не умея плакать притворно мазали мазали себе глаза слюною!»

Текстолог. Анализ сцены трагедии Пушкина «Девичье поле. Новодевичий монастырь».

    Равнодушие, незаинтересованность со стороны собравшихся. Народ как будто вовлечен в события, но главная роль  захвачена боярами и духовенством. Толпа практически не ориентируется в значении происходящих событий. Одни послушно падают на колени и кричат подсказанные им слова. Другие, не понимая происходящего и выражая полнейшее равнодушие и безразличие ко всему, что не относится к зрелищу, недоумевают, не зная, как им себя вести и что делать.

Учитель. Итак, народ   в трагедии Пушкина по существу глубоко равнодушен и не участвует в избрании Бориса царем.

Историк. Справка о Борисе Годунове.

   Годунов Борис Федорович (1551-1605) – русский царь с 1598 по 1605 гг. Родом из незнатных бояр, происходивших, как говорили, от татарской фамилии. Собственными выдающимися способностями выдвинулся при Иване IV, укрепив свое положение женитьбой на дочери любимца Грозного Малюты Скуратова. В царствование сына Грозного, Федора, женатого на сестре Годунова Ирине, Борис фактически единолично правил государством , продолжая политику Ивана IV (политику подавления старого, родовитого, реакционного боярства). После кончины Федора  и смерти Дмитрия, малолетнего сына Грозного, единственного наследника Федора (о причастности Бориса к смерти Дмитрия упорно говорили в народе), Годунов был избран Земским собором на царский престол.

Историк  Из «Истории» Карамзина.

   Сцена «Кремлевские палаты»  основана на данных о событиях, происходивших с 26 февраля по 1 сентября 1598 года. Борис дал свое согласие на царство 21 февраля. Венчание состоялось 1 сентября. «После литургии Борис изъявил благодарность к памяти двух главных виновников его венчания… пал ниц перед гробами Ионновым и Феодоровым» (том 11).

    «Царь, осененный десницей правосвятителя… воззвал громогласно: «Отче, великий патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого, ни бедного»» (том 11)

Текстолог. Анализ сцены «Кремлевские палаты»  из трагедии Пушкина.

   Когда Годунов только вступал на престол, бояре были поражены тем, как искусно играл он роль непричастного к происшедшему в Угличе. Ещё более утонченна игра Бориса Годунова, когда он первый раз появляется перед приближенными. Царю нужно показать людям, что он искренен с ними – так много значит одно его признание: «Обнажена … душа». Пушкин сознательно заставляет читателя сомневаться: притворяется ли Борис сейчас или он вполне искренен.

Звучит ария Бориса из оперы Мусоргского.

Учитель Из Кремлевских палат Пушкин переносит нас под низкие своды кельи Чудова монастыря.

Искусствовед о Чудовом монастыре

   Чудов монастырь находился в Московском Кремле. Основан в 1365 году митрополитом Алексеем. В XVI – XVII веках ученые монахи Чудова монастыря занимались переводом и перепиской богослужебных книг, а также составлением летописей. В монастыре хранилась богатая библиотека.

    В XVII веке в Чудовом монастыре была организована первая в Москве  патриаршая Греко-латинская школа.

Историк. Из «Истории» Карамзина. Воспоминания монаха Пимена о событиях в Угличе.

«15 мая, в субботу, в шестом часу дня царица возвратилась с сыном из церкви и готовилась обедать, братьев её не было во дворе; слуги носили кушанье. В сию минуту боярыня Волохова позвала Дмитрия гулять на двор: царица, думая идти с ними же, в каком-то несчастном рассеянии остановилась. Кормилица удерживала царевича, сама не зная для чего; но мамка силою вывела его из горницы в сени к нижнему крыльцу, где явились Осип Волохов, Данило Битяговский, Никита Качалов. Первый, взяв Дмитрия за руку, сказал: «Государь! У тебя новое ожерелье». Младенец, с улыбкою невинности подняв голову, отвечал: «Нет, старое». Тут блеснул над ним убийственный нож, едва коснулся гортани его и выпал из рук Волохова. Закричав от ужаса, кормилица обняла своего державного питомца.

    Волохов бежал, но Данила Битяговский и Качалов вырвали жертву, зарезали и кинулись вниз с лестницы… Девятилетний святой мученик лежал окровавленный…он трепетал, как голубь, испуская дух, и скончался, уже не слыхав вопля отчаянной матери… Пономарь Соборной церкви … ударил в набат… имена злодеев были произнесены… злодеи … наименовали и главного виновника… Бориса Годунова» (том 10).

Инсценирование сцены из трагедии Пушкина «ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Текстолог.Анализ этой сцены. Завязка трагедии.

Анализ характера Пимена и Григория.

«Характер Пимена, - писал Пушкин в 1828 году, - не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожное к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия – дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших».

     У Пимена – определенная политическая позиция. Он – противник Бориса. Тема убиения царевича, намеченная  ранее, здесь развивается полнее и глубже. Пророчески звучит заключительная реплика Григория: «… и не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от божьего суда».

    Позднее народный приговор прозвучит уже не в келье, а всенародно на площади перед собором – устами юродивого.

Монолог Бориса из сцены «Царские палаты» читает ученик.

Учитель. В чем заключалась причина тяжелого состояния Бориса?

   Пред нами трагедия преступной совести. Но не частного лица, а человека, стоящего во главе государства. Душевная драма царя неизбежно отражается на судьбах подвластных ему людей.

Сцена из оперы Мусоргского «Корчма на литовской границе»

Музыковед. Из царских палат мы переносимся в корчму. Здесь используется прием контроаста. Полная противоположность Пимену – беглые монахи Варлаам и Мисаил, роль которых более развита в опере. Будучи эпизодическими лицами у Пушкина, Мусоргским они выведены в сцене народного восстания.

   Варлаам – это настоящая, широкая, нелепая, хаотическая натура; в его песне о взятии Казани чувствуется, что он сам мог бы в любой момент оказаться почти сказочным богатырем.

   Если бы Пушкин дожил до этого воплощения своего замысла, он, вероятно, восторженно приветствовал бы союз своего гения с гением Мусоргского.

   А Гришка Отрепьев начинает игру. Поскольку власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят об этом, почему бы не сыграть роль Дмитрия?

   Обзорный анализ сцен трагедии Пушкина «Москва. Дом Шуйского», «Царские палаты», «Царская дума», «Равнина близ Новгород-Северского».

   Текстолог. Действие из убогой корчмы переносится в богатые хоромы одного из лидеров боярской оппозиции, затем – опять в царские палаты. Неблагополучие Бориса нарастает. Самозванец действует. Известие о появлении Самозванца сразило Бориса. Он уже не может оправиться: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста». Волнует ли Бориса численность угрожающих ему сил? Нет. Важнее знать: кто ему угрожает – самозванец или чудом уцелевший наследник престола, помазанник божий. Не может Борис найти успокоение ни в семье, ни в религии. «Нельзя молиться за царя Ирода», - этот приговор прозвучит позднее. В народе тоже не любят Бориса.

   Учитель. Живет в народе нравственное начало: нельзя убивать невинных младенцев. Сцена «Площадь перед собором в Москве» - решающий момент в трагедии. Это кульминация. Мальчишки, которых Пушкин выводит в этой сцене, наталкивают Юродивого при виде царя на ассоциацию: царь – маленькие мальчики.

   Историк. В «Истории» Карамзин писал: «3 июля 1589 года скончался в Москве, с именем Святого, Иоанн Юродивый, прозванный Большим Колпаком и Водоносцем. Он родился в Вологде, с юных лет изнурял себя постом и молитвою, носил на теле кресты с веригами железными, на голове тяжелый колпак, на пальцах многие кольца и перстни медные, а в руках деревянные четки. Тело его с великою честию было погребено в церкви Василия Блаженного».

   Имя Николки Железного Колпака (у Пушкина) явилось в результате соединения Николы Псковского и Иоанна Большого (или Железного) Колпака.

   Историк. В «Истории» Карамзин писал: «Тогда же (1588 год)был в Москве юродивый, уважаемый за действительную или мнимую святость: с распущенными волосами ходя по улице нагой в жестокие морозы, он предсказывал бедствия и торжественно злословил Бориса; и Борис молчал, и не смел сделать ему ни малейшего зла, опасаясь ли народа, или веря святости сего человека… Уверяют, что современники Иоаннов, Василий Блаженный, подобно Николе Псковскому, не щадил Грозного и с удивительной смелостью вопил на стогнах о жестоких делах его».

  Музыковед. Анализ сцены из оперы Мусоргского «Площадь перед собором в Москве».

Когда Борис выходит из собора, его встречают вопли и стоны о хлебе. Это драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона юродивого она вырастает в один из потрясающих хоров Мусоргского.

   У Пушкина и Мусоргского неспроста создан образ юродивого. Это образ мирской совести, носителя бескорыстной праведности, справедливости. Именно он бросает царю обвинение в смерти царевича Дмитрия и произносит слова: «Нельзя молиться за царя Ирода», то есть за царя – детоубийцу. Никто другой из народа не мог бы этого сделать. Как и в трагедии Пушкина, в опере четко обозначена тема: царь и народ. В опере, благодаря музыке Мусоргского,  эта тема ещё более усиливается. Борис нарушил святость трона. В словах юродивого Николки – приговор народа Борису.

   Историк. Справка об Ироде.

Ирод – иудейский царь, приказавший, по евангельскому преданию, убить всех младенцев мужского пола, опасаясь соперничества  Христа, о рождении которого он узнал.

   Текстолог. Обзорный анализ сцен «Москва. Царские палаты», «Лобное место»

   Годунова уже не могут спасти ни строгие меры в Москве, ни проникающие в народ слухи о прошлом самозванце, ни легкомысленные ошибки последнего. Смерть Годунова неизбежна.

   Перед нами бушующая стихия. Она оборачивается безрассудными делами. Народ готов вязать «Борисовых щенков». В результате гибнут совсем ещё юные сын и дочь Годунова.

   Текстолог. Анализ сцены «Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца».

  Развязка трагедии.

  И только когда пролилась кровь, люди опомнились. В финале сообщники Самозванца призывают народ продолжить дело лжи: «Кричите: Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» Но народ, увидевший следствие собственного злодеяния, безмолвствует.

   Учитель (подведение итогов)

    Пушкинская трагедия сегодня звучит так, будто она о нас, о нашем смутном времени, будто в ней заключено пророчество, обращенное к нам.

    Что последовало за убийством мальчика, наследника престола у Пушкина? Узурпация власти, совершенная при попущении народа, смятение, разорение, хаос и беззаконие, нашествие иноземцев, реки крови, пролитые в братоубийственных сражениях.

   А что последовало за убийством другого мальчика, наследника престола, цесаревича Алексея в 1918 году, но не одного, а вместе со всей царской семьей? Опять узурпация власти, разрухи и хаос, беззаконие, братоубийственная война, нашествие иноземцев, реки крови – такие, что и не снились XVII веку. И смутное время, длившееся тогда годы, захлестнуло почти весь XX век.

   К сожалению, как и большинство пророчеств, пушкинское пророчество не было услышано.

   В безмолвствовании как бы звучат слова, сказанные в самом начале трагедии летописцем Пименом: «О страшное, невиданное горе! Прогневали мы Бога, согрешили, Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».

   Финал пушкинской трагедии зовет к готовности жить не по злобе и ненависти. Может быть мы услышим этот призыв, мы, кого Пушкин называл «потомками православных». И пока мы, до сих пор живущие во злобе и лжи, не увидим, что в жизни каждого из нас есть свой «убиенный младенец», то есть зло и корысть, не ужаснемся этому, мы будем продолжать платить, как платит всякий, живущий по извращенным законом. От каждого из нас зависит будущее России, её нравственное возрождение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...