Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Светкина Ольга Анатольевна

 Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи.Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы.

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stikhotvoreniya_a.docx16.49 КБ
Файл analiz_stikhotvoreniya_esenin1.docx15.25 КБ
Файл 1.docx12.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога"

 Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи. « Пробирается луна», « на печальные поляны льет печально свет она». Эти слова передают именно тот пейзаж, который видит Пушкин, проезжая мимо. Наверное, он специально повторяет слова « печальный», « печально», чтобы усилить грусть и уныние. В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги.

Даже дорогу поэт называет « скучной», и утомительное звучание колокольчика только еще больше увеличивает печаль автора. Лишь только борзая тройка нарушает всеобщее природное уныние. Пушкин наедине с природой, зимней, уснувшей до весны. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

 Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот — герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной».

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать...

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечной кажется зимняя дорога.

Стихотворение А. С. Пушкина словно разделено на две части, в первой описывается пейзаж, и чувствуется внутренняя тревога, тоска и уныние писателя, а во второй части автор разговаривает с Ниной, наверное, своей знакомой. Пушкин говорит, что завтра, когда вернется домой, даже встреча с любимой не заставит исчезнуть ту тоску, впечатление от которой еще долго будет жить в его душе. Чтобы передать такое грустное, унылое настроение, автор использует художественно-изобразительные средства: эпитеты ( « печальные», « скучный», « однозвучный», « волнистый» и другие).

Эти слова придают стихотворению тревогу и печаль. Присутствуют здесь и олицетворения ( « пробирается луна», « льет печальный свет»), эти выражения придают нотку тайны. Когда дочитываешь стихотворение, кажется, будто тихий звон колокольчика затихает вдали…

И последняя деталь – туман, закрывший « лунный лик», придает стихотворению еще большую тревогу и тайну.

 А. С. Пушкин любил, понимал и тонко чувствовал русскую природу. Поэт никогда не изображал пейзаж отдельно от человека: состояние его души всегда находится в гармонии с природой.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.



Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.

 Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют собой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку, опершуюся

на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.

Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину. Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко, кажется «словно серые вороны раскричались на лугу». А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.

Как приятно надеть теплую шубу, валенки, шапку, закутать руки в теплые рукавицы и отправиться в дорогу по лесу, полям и лугам. Сесть в сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами и проехать по укатанной дороге под песни ямщика. Как прекрасны просторы родной земли зимой, как все торжественно и красиво.

Вот и лирический герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес. И валит снег, он застилает все белой шалью, окутывает всю землю. Как радостно и весело на душе в такую пору.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо,- это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны.

Все мы ездим по дорогам, однако не все так замечают окружающие нас вещи. Лирического героя Есенина не утомляет одиночество в пути, он не погружается в себя и раздумья. Поэт открыт природе, наверное, поэтому и она показывает ему в дороге свои самые красивые пейзажи.

Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. И то, как он описывает зимний пейзаж, вызывает непреодолимое желание влюбиться в нее самому. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега, так и хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки, слепить снежную бабу.

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.



Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги. Лирический герой Есенина так же, как у Пушкина, зимой созерцает мир, двигаясь в конной повозке. Там и там есть мотив звона. У Есенина звон доносится из-под копыт коня, у Пушкина «колокольчик однозвучный / Утомительно гремит». Стихи Есенина так же, как у

Пушкина, написаны одним размером – двухсложным хореем. Эффект протяжности, напевности у того и другого поэта придают многочисленные пиррихии. Состояние лирических героев разное, но восприятие дороги как чего-то сложного, зовущего, таинственного, манящего - как ощущение проживаемой жизни - характерно для этих стихотворений русской

философской лирики.

1.2.1.  Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей? Удивительной , одухотворенной и прекрасной предстает природа в стихотворении С.А. Есенина. Это живой, олицетворенный мир, в котором лирический герой слышит звуки: звоны из-под копыт коня, шум ворон, стук дятла. Он видит заколдованный лес с дремлющей старой сосной и долбящим дятлом. А главное – это расширяющееся вдоль и вверх пространство: от звука из-под копыт коня, через дятла под макушкой сосны – и переход к бесконечному простору впереди, потому что «дорога убегает лентой вдаль». И возникает чудная картина мира, манящая лирического героя вперед, в бесконечную даль.

1.2.2.Стихотворение С.А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении.

Образ дороги – ключевой в мировой литературе. Под дорогой в прямом смысле мы понимаем географический путь из конкретного пункта А в пункт Б, даже если это дорога из дома в школу. Другая «дорога» – путь человека и человечества – имеет переносное значение, обретает философский смысл. Так и в стихотворении Есенина конкретный образ дороги, в которую устремился лирический герой, созерцающий дивный мир вокруг, преобразуется в образ бесконечной дороги жизни, той дороги, что «убегает лентой вдаль». Тогда этот образ мы воспринимаем как философский.

 

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали.".

Данная работа представляет собой образец для анализа лирического стихотворения....

Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных.Развитие навыков чтения ,тренировка лексических навыков и навыков чтения.Совершенствование орфографического навыка...

Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных....

Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».

5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Анализ стихотворения С. А. Есенина "Пороша"

Презентация на стихотворение "Пороша". Краткая биография поэта, анализ стихотворения....

Одиночество как основополагающая тема стихотворения А.С. Пушкина «зимняя дорога»

Тема урока: Одиночество как основополагающая тема стихотворения А.С. Пушкина «зимняя дорога»Цель : показать своеобразие пейзажной лирики поэтаЗадачи урока:Продолжить знакомство с творчеств...