Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_serebryanomu_veku.rar650.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Урок литературы  в 11 классе

                                                                     по Серебряному веку.

                                                                     Учитель литературы

                                                                     Школьникова Людмила Вячеславовна

Тема урока: "Поэтические течения Серебряного века"

Тип урока: Обобщение изученного материала

Форма урока: Деловая игра

Цели:

Образовательные:

а) систематизация знаний, полученных обучающимися по данной теме

Развивающие:

а) развитие умений анализировать и систематизировать материал;

б) совершенствование умений делать выводы, работая в группе;

в) развитие умений, сравнивая, выделять характерные признаки поэтических течений;

г) способствование эстетическому развитию обучающихся;

Воспитательные:

а) формирование интереса к творчеству поэтов Серебряного века;

б) побуждение обучающихся к активности.

Оборудование: проектор, карточки для работы в группах, контрольные карты.

ХОД УРОКА:

I. Введение в игру.

   1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока;

   2. Деление на группы путем жеребьевки;

   3. Распределение ролей (футуристы, акмеисты, символисты), выдача контрольных карт;

   4. Погружение в игру.

Учитель:

Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему… около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие.

По каким критериям, кроме стилистических особенностей, мы относили поэтов к тому или иному поэтическому течению  Серебряного века? (по их мировоззрению, по их мироощущению)

Слайд

Попробуйте описать свое мироощущение. (Слайд 2)

Ответы обучающиеся оформляют индивидуально в тетради. Несколько человек по желанию озвучивают свой ответ. Учитель проводит небольшой анализ ответов с точки зрения многообразия мироощущений, сходности эпох начала 20 века и начала 21 века.

 Учитель: Не кажется ли вам, что эпоха нашего времени очень созвучна с эпохой Серебряного века. Многие годы в нашей стране уничтожали духовные и культурные ценности, которые создавались ранее. И только после 90-х годов ХХ века произошла переоценка многих “вещей”, отмирание одних ценностей и возрождение других. Наше время – это время возрождения культурной и духовной жизни России. Огромное желание преобразовать мир, по-своему, но преобразовать, изменить, объединило все течения Серебряного века русской литературы.

II. Игровой процесс.

  1. Каждой группе обучающихся выдаются 24 карточки с основными принципами символизма, акмеизма и футуризма (Приложение 1). В ходе обсуждения обучающиеся выбирают 8 карточек с принципами, характеризующими направление, представителями которого они являются. Далее каждая группа демонстрирует свой выбор, предварительно сдав остальные карточки. После демонстрации ответы каждой группы сверяются со слайдом с правильными ответами (Слайды 3 -5 ) и обучающиеся находят свои ошибки.
  2. Группам необходимо выбрать из списка теоретических работ, представленных на слайде  выбрать «свою» и обосновать свой выбор. Правильность ответа проверяется тут же.
  3. На слайде (Слайд 8) представлены  репродукции трех художников, чье творчество связывают с подобными течениями в живописи (обучающиеся знакомы с творчеством этих и других художников Серебряного века по докладам с предыдущих уроков). Каждой группе нужно выбрать «свою» репродукцию и назвать художника. Далее ответы проверяются при помощи слайдов (Слайды 9 -11) .
  4. Обучающимся выдаются листочки со стихотворениями поэтов всех трех направлений (Приложение 2), среди которых они должны выбрать стихотворение поэта своего поэтического течения, указать на характерные стилистические особенности. После этого им необходимо прочитать стихотворение выразительно, эмоционально выразив мироощущение своего направления.
  5. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы (Слайд 15). Обучающимся предлагается заполнить (прямо в презентации) таблицу, состоящую из нескольких пунктов: мир, поэт, слово, суть искусства, роль искусства, вид искусства. При заполнении желательно использовать одно, максимум два слов. Учитель корректирует заполнение таблицы. После заполнения на слайде, ученики переносят таблицу в тетрадь.

ключевые понятия

СИМВОЛИЗМ

АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ

МИР

Идеальный

Реальный

Будущее

ПОЭТ

Посредник

Мастер

Создатель

СЛОВО

Символ

Слово

Неологизм

СУТЬ ИСКУССТВА

Интуитивное постижение мирового единства

Культура есть цель самой себе

Утилитарная «полезность» искусства

РОЛЬ ИСКУССТВА

Преобразить мир

Заново открыть мир

Изменить мир

ВИД ИСКУССТВА

(родственный)

Музыка

Архитектура, скульптура

Живопись

III. Этап рефлексии и выставления оценок за урок.

Учитель: Чье мироощущение вам ближе?

Ответы обучающиеся оформляют индивидуально в тетради. Несколько человек по желанию озвучивают свой ответ.

IV. Домашнее задание.  

Выучить наизусть стихотворение одного из поэтов Серебряного века, чье мироощущение вам ближе.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"

Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....

Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача -  в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса  по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучени...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Поэты Серебряного века". Д.С. Мережковский.

Материал может быть использован при знакомстве с биографией поэта Серебряного века....