Практическое занятие по курсу «Введение в литературоведение», на тему «Смыслообразующая роль элементов композиции»
методическая разработка (литература) по теме

Предложенное практическое занятие следует провести в группах с дополнительной филологической подготовкой. Оно разработано в рамках технологии сотрудничества и опирается на интерактивные методы работы. Мы предложили учащимся объединиться в пары, где представлены ученики с разными способностями (один сильный, другой более слабый, менее общительный), что позволит во время занятия слабому ученику при поддержке более сильного также проявить себя, занять активную позицию на уроке.

Создание на уроке проблемной ситуации позволяет учащимся свободно высказывать своё мнение, т.к. проблемный вопрос не исключает различных точек зрения на проблему.

Атмосфера свободной дискуссии ограничивается не учителем, а самим художественным текстом, структурой произведения. Именно внимание к художественному тексту развивает у учащихся умение анализировать, систематизировать, делать выводы, используя для них подтверждения, текстовую аргументацию. Так, используя интерактивные методы работы, мы проникаем в структуру художественного текста, более точно и правильно выявляем авторскую позицию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_po_kurs1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

     Практическое занятие по курсу «Введение в литературоведение»,

        на тему «Смыслообразующая роль элементов композиции»

                               Методический комментарий

Предложенное практическое занятие следует провести в группах с дополнительной филологической подготовкой. Оно разработано в рамках технологии сотрудничества и опирается на интерактивные методы работы. Мы предложили учащимся объединиться в пары, где представлены ученики с разными способностями (один сильный, другой более слабый, менее общительный), что позволит во время занятия слабому ученику при поддержке более сильного также проявить себя, занять активную позицию на уроке.

Создание на уроке проблемной ситуации позволяет учащимся свободно высказывать своё мнение, т.к. проблемный вопрос не исключает различных точек зрения на проблему.

Атмосфера свободной дискуссии ограничивается не учителем, а самим художественным текстом, структурой произведения. Именно внимание к художественному тексту развивает у учащихся умение анализировать, систематизировать, делать выводы, используя для них подтверждения, текстовую аргументацию. Так, используя интерактивные методы работы, мы проникаем в структуру художественного текста, более точно и правильно выявляем авторскую позицию.

Тема урока: «Смыслообразующая роль элементов композиции». Анализ рассказа «Руся».

Тип урока: практическое занятие дискуссионного характера.

Цели: 

1. Уточнить литературоведческие термины по пройденной теме;

2. Выяснить своеобразие и смыслообразующую роль элементов композиции;

3. Развивать навыки анализа художественного текста;

4. Развивать умение вести дискуссию;

5. Развивать эстетический вкус и культуру общения;

6. Воспитывать эстетическое восприятие художественного текста.

Оборудование: художественные тексты, карточки, конспекты, лекции.

Ход урока:

I. Организация учащихся на работу.

(Эмоциональный настрой и выяснение готовности к уроку.)

II. Постановка цели урока.

(Чтение проблемного вопроса на доске. Определение плана работы, раздача карточек.)

III. Повторение и уточнение терминов.

(Сюжет, фабула, композиция, внесюжетные элементы).

1. Программированный опрос.

(Карточки № 1-3. Найдите правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Работа в парах. Коррекция ответов.)

Карточка № 1.

Сюжет – (1) цепь событий;

(2) система событий, через которые реализуется конфликт;

(3) события в хронологической последовательности.

Карточка № 2.

  1. Сюжет = композиции;
  2. Сюжет = фабуле;
  3. Сюжет есть элемент композиции.

Карточка № 3.

Композиция – (1) набор элементов художественного текста; (2) система взаимосвязанных элементов, способ организации художественного произведения, через который выражается авторское мировоззрение; (3) построение произведения.

2. Обобщение признаков композиции.

а) система элементов взаимодействий между собой, выстроенных определённым образом, через которые выражается авторское мировоззрение;

б) явление универсальное;

в) явление уникальное;

г) составляющие композиции: сюжет + внесюжетные элементы.

3. Обсуждение отличительных признаков внесюжетных элементов композиции.

План на

доске:

ТОРГИ

пейзаж;

портрет;

интерьер;

лирическое

отступление;

художественное

обрамление;

расстановка

героев;

вводные

эпизоды.

Работа по карточкам группового типа (пары).

1. Выберите название элемента, о котором вы бы

рассказали по плану.

учитель называет элемент, а учащиеся (пары)

поднимают руку, если выбирают этот вопрос.

2. Оцените свои знания + - около термина в конце

урока.

4. Обмен мнениями.

5. Вывод – обобщение.

1. От чего зависит смысловая роль элемента?

а) место в тексте и взаимосвязь с другими элементами;

б) все элементы – носители смысла, в каждом растворен авторский замысел: в пейзаже, в портрете, … деталях текста.

2. Что такое деталь?

Это часть, элемент, несущая смысловую нагрузку.

  1. Практическая работа.

Литературоведческий анализ текста с точки зрения реализации смысла через элементы композиции. И. Бунин «Руся».

Фронтальная работа – обмен мнениями по вопросам домашнего задания.

1. Расстановка героев.

- Кто герои? Какое место они занимают в рассказе? Как схематично изобразить их взаимосвязь, расстановку?

- Как автор подчеркивает (выделяет) первенство одного из героев?

(Одна двусторонняя связь. Только у Руси есть имя.)

Вывод: Повесть названа «Руся», логично представить, что она главная героиня. Тем более что имя в этой повести дано только ей. Роль господина, видимо, заключается в том, чтобы рассказать о Русе, передать очарование, оставшееся в нём на всю жизнь.

Смысл рассказа – не банальная любовная сцена – очарование любви.

- Чего ещё лишен господин? (Портрета.).

- Почему? Какое событие лежит в основе рассказа?

(Первая любовь.).

(Первая любовь. Это событие типично и возможно для жизни любого человека. Отсутствие имени и портрета говорит о том, что:

1. На месте господина можно представить любого из нас. В рассказе появляется глубокий обобщающий смысл.

2. Действие рассказа в том мире, а господин к нему не относится – он другой.)

- А дама, почему лишена имени?

(По той же причине: она не только является поводом для рассказа, но и воплощение реального зрелого мира.).

- Как относится дама к воспоминанием господина?

(Иронично.).

- Как господин относится к своим воспоминанием?

(Боготворит их.).

- Какая деталь его речи (диалога с дамой) подчеркивает очарование первой любви, её незабываемость?

- Где место этой фразы?

(В реальном мире, в беседе с дамой, он говорит о возлюбленной по латыни. Ей не понять и не надо этого знать. Это глубоко в сердце.).

Итак, вывод – обобщение. Использование минус – приёма несёт определенный смысл, переводит повествование на философский уровень.

- Что же очаровало господина в Русе?

- Какие детали портрета, пейзажа это подчеркивают? Что в портрете нагнетается? Что повторяется?

красо´ты

Сарафан, чуни. Что подчеркивает эти детали?

(Гармонию Руси. Этот наряд бедности ей к лицу.)

Где мы её первый раз видим? Когда она повторяется?

- Как вы объясните роль деталей пейзажа в создании образа Руси?

(Петух, журавли.).

- Когда они проявляются? С кем связаны? Что подчеркивают в главной героине?

(Гармонию с природой.).

- Как описаны её чувства? Как она признается в любви? (Просто и легко, без условностей, без оглядки.).

Таким образом, мы видим не только гармонию с природой, но и гармонию чувства.

- Какое впечатление оставляет рассказ? (Светлое и грустное.).

- Почему? (Это размышление о первой любви (гимн ей), которая проходит, но согревает человека своим теплом.)

- Могла бы Руся оказаться госпожой? (Для другого господина. Да, но повзрослевшей и утратившей природную гармонию юности.)

- Какие ещё элементы композиции присутствуют в рассказе? Как связаны с другими элементами? (Обрамление. Рассказ замкнут в рамку настоящего.).

- Почему? (Сохранить, закольцевать, спрятать как в узелок памяти, навсегда.).

II. Сочинение – миниатюра (с предварительным обсуждением в группах). «Смыслообразующая роль художественной детали».

1. Как проявляется авторский замысел в следующих деталях:

а) шкатулка Чичикова;

б) чубук Манилова;

в) «Турецкий» кинжал Ноздрёва;

Почему перепутаны времена года в «Мёртвых душах»?

II. Подведение итогов урока.

- В чем смыслообразующая роль композиции?

- Как это проявляется в конкретном произведение?

- Какую роль играет умение связать элементы композиции с авторским замыслом в работе учителя?

III. Задание на дом.

Какие детали композиции несут обобщающий смысл в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре». (По выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"

Тематическое планирование к элективному курсу "Введение в литературоведение"...

Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»

Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на  основе личностно-ориентированной тех...

Текстовый редактор Word. Конспект практических занятий по курсу "Компьютерные технологии в прикладных областях".

Учебное пособие ориентировано на начинающих пользователей персонального компьютера. Оно содержит большой объем практических заданий при минимуме теории. В каждом задании вписаны "цепочки" команд меню,...

Конспект занятия элективного курса "Введение в основы механизации сельского хозяйства" Тема: "Устройство косилки КС-2.1"

В данном конспекте рассматривается при практическом ознакомлении устройство косилки сегментной КС-2.1, с указанием принципов работы каждого агрегата.....

Конспект занятия элективного курса "Введение в основы механизации сельского хозяйства" Тема: "Система питания дизельного двигателя"

Важнейшим звеном дизельного двигателя является система топливоподачи, обеспечивающая поступление необходимого количества топлива в нужный момент времени и с заданным давлением в камеру сгорания....

План практического занятия элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"

Занятие элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"...

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Информатика» для студентов СПО 1 курса.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с содержанием образования в области информатики, применения информационных технологий, учебной программы «Информатика».Пособие охватыв...