Концепция человека в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Белякова Марина Михайловна

Данная работа представляет собой опорный конспет для учителя в аспекте проблематики поэме Гоголя "Мертвые души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avt._material._belyakovamm.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского

"НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

   

АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ 2013-2014

НАПРАВЛЕНИЕ:

«Методические материалы по литературе»

Тема:

Концепция человека

 в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Белякова Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы

  ГБОУ школы № 605

 с углубленным изучением немецкого языка

 Санкт-Петербурга

2013 год

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОЭМЕ  ГОГОЛЯ

 «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Будьте не мертвые души, но живые.

Гоголь

1. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ .

         Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать "Ад" русской современной жизни. Назвав свое произведение "Мертвыми душами", Гоголь указывал на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков. Душа человека бессмертна и  невидима - Гоголь демонстрировал  людям, во что превратился их внутренний мир, чтобы люди испугались и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.

2. ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ.

    Гоголь создает ряд образов мелких помещиков, и в основе каждого из образов помещиков – поврежденная, искаженная душа человека:

1) Скупость   Плюшкина – искажение  былой бережливости и хозяйственности;    

2) "кулак" Собакевич по внешности  (спина   "как у вятских приземистых лошадей", ноги, "походившие  на чугунные тумбы"),  и  окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства;

3) ставшая  «дубинноголовой», Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность;

4) мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство у  Манилова;

5) бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного лгуна и бездельника.

  Гоголь приводит нас к мысли о том, что каждый порок человека  берет начало в  искаженной добродетели.  Во втором томе поэмы, соответствующем "Чистилищу" Данте, Гоголь хотел показать возможность нравственного перерождения человека, пробуждение его души, но  не успел довершить свой труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы.

3. «ПОВЕСТЬ  О   КАПИТАНЕ  КОПЕЙКИНЕ»

     "Повесть о капитане Копейкине" есть ключ к пониманию авторского замысла произведения. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года; защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке - оно просто игнорирует его. Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает со своей справедливостью. Защитник отечества превращается во врага отечества, и "это происходит по вине государства". Городские чиновники принимают (первоначально) Чичикова за капитана Копейкина. Разумеется, Чичиков не капитан Копейкин, но  их сближает то, что чиновничий аппарат государства  не дает своим гражданам России стать добродетельными. В этом - предупреждение Гоголя современникам спасти себя, спасти Россию, обратив свой взгляд на перерождение души как основы благополучия государства.

 3. ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

    Любовь и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами в частых лирических отступлениях: "Русь! Русь!... Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю."  Гоголь верит в величие родины и ставит перед собой задачу вывести Россию из бездорожья, спасти от пропасти, у которой она стоит. Дорога, по которой идет Чичиков,  – это обманный путь, запутанный, ведущий в никуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится экипаж Чичикова  в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси. Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и  должно произойти нравственное перерождение "мертвых" душ.

4. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.

      Поэма имеет кольцевую "композицию»:  она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. Экспозиция  в "Мертвых душах" перенесена в конец произведения. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к "приобретению" мертвых душ. Построение "Мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Главы, посвященные изображению помещиков, выстроены по схеме: описание пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед и отношение помещика к продаже мертвых душ.В композиции поэмы присутствуют лирические отступления, вставные новеллы («Повесть о капитане Копейкине»), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче.

     Содержание первого тома Гоголь обобщает в маленькой лаконичной притче о Кифе Мокиевиче и Мокии  Кофовиче. Она приобретает особое, ключевое значение для восприятия всей поэмы. Её герои вырастают в символ обобщающего значения, они концентрируют в себе важнейшие черты и свойства всех других персонажей "Мертвых душ". В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь показывает условия, формирующие  в человеке  пороки, причины омертвения душ.

5. МАКРОКОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»,

то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю бессмертной "Божественной комедией" Данте:

1 том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ;

2 том  - чистилище;

3 том  - рай.      Этот замысел остался неосуществлённым.

6. ГОГОЛЬ О СОЖЖЕНИИ 2 ТОМА ПОЭМЫ:

«Затем сожжен второй том «Мертвых душ», что так было нужно. "Не оживет, аще не умрет", – говорит апостол. Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть. Не легко было сжечь пятилетний труд…где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу. Но все было сожжено, и притом в ту минуту, когда, видя перед собою смерть, мне очень хотелось оставить после себя хоть что-нибудь, обо мне лучше напоминающее. Благодарю Бога, что дал мне силу это сделать. Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержанье вдруг воскресло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра, и я вдруг увидел, в каком еще беспорядке было то, что я считал уже порядочным и стройным. Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу»

        Книга писем «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя  - это шифр к пониманию поэмы «Мертвые души». Именно в ней писатель объясняет свою духовную концепцию и препятствует к толкованию  его произведений как сатиры на государство.

6. ГАЛЕРЕЯ   ОБРАЗОВ  ПОМЕЩИКОВ  В  ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ  ДУШИ».

          Художественное пространство поэмы «Мертвые души» составляют два мира, которые можно обозначить как мир реальный и мир идеальный. Реальный мир Гоголь строит, воссоздавая современную ему  действитель-ность, вскрывая механизм искажения человека как личности и мира, в котором он живет. Мир идеальный для Гоголя – это та высота, к которой стремится душа человека, но в силу своей поврежденности грехом не находит пути. Эти миры взаимоисключающи. По сути, миру идеальному противостоит АНТИМИР, то есть мир реальный, где добродетель смешна и нелепа, а порок нормален. Представителями антимира и являются фактически все герои поэмы, среди которых особо яркими видятся образы помещиков во главе с главным персонажем Чичиковым. Глубоким смыслом названия произведения Гоголь дает читателю ракурс прочтения своего произведения, логику видения созданных им персонажей, в том числе и помещиков. Итак, мертвые души - бессмыслица, сочетание взаимоисключающего, оксюморон,  ибо  ДУША  БЕССМЕРТНА. В том и будет отличие мира и антимира, как они относятся к душе. В пространстве антимира, той реальности, где живут помещики, душа мертвой вполне может быть, ведь она является  лишь отличием  живого человека от покойника.  Итак, галерея образов помещиков в поэме Гоголя – это и есть своеобразные ступени «омертвения» человеческой души вплоть до самой ее погибели.

7. ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ ПОМЕЩИКОВ:

         Гоголь представляет нам помещиков с двумя типами характеров:

1)  полное окаменение и абсолютное отсутствие развития,

2) герои «с развитием, изменяющиеся, (т.е. их мертвенность их неабсолютна)

1 ТИП. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич представляют собой первый тип.  Гоголь ни одному из помещиков этой группы не дает истории жизни: мы застаем их такими, какими они уже стали. Писатель подчеркивает, что у них нет прошлого, которое бы принципиально отличалось от настоящего и что-то в нем объясняло. Мы знаем, что Манилов служил, вышел в отставку и всегда был таким, как сейчас. О Коробочке сообщено, что у нее был муж, который любил, чтобы ему на сон грядущий чесали пятки. Ноздрев тоже «в 35 лет был таков же совершенно, каким был в 18 и 20». О Собакевиче известно, что он за 40 лет ни разу не болел и что отец его был еще здоровее и сильнее. Литературоведы выделяют общую для всех помещиков этой группы черту - МАРИОНЕТОЧНОСТЬ, объясняя такое сравнение подменой души каким-то неведомым механизмом, заставляющим куклу совершать движение.

2 ТИП.  Второй тип характеров галереи помещиков противостоит первому – мы наблюдаем эволюцию душ героев, несмотря на то, что она, по сути,  приводит их обоих к духовному краху. Это Плюшкин и Чичиков..

       Помещик Плюшкин венчает портретную галерею гоголевских помещиков. Он являет собой последнюю стадию нравственного падения, к которой может подойти человек.  Его Гоголь называет «ПРОРЕХОЙ НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ». Смысл этого страшного слова «прореха» приводит к ассоциации с пустотой, некой черной дырой, где затаился ад. Распад души, разрушение человеческого в человеке как затянувшаяся агония – это жизнь души Плюшкина. Плюшкин постепенно обнаруживает безучастие к людям, миру, а главное, к собственной душе. В герое постепенно утрачивается сердечная реакция на происходящее, и  он  становится одновременно смешон и страшен.

8. ЧИЧИКОВ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТИП.

 Образ Чичикова – так называемого сквозного героя – самый сложный и многоплановый. Чичиков выделяется среди всех героев своей деятельностью, активностью. Это новая в литературе фигура предпринимателя. В 11 главе «Мертвых душ» мы знакомимся с историей души Чичикова. Гоголь представляет нам героя  с момента рождения. От ущербных впечатлений детства Чичиков идет на яростный протест во что бы то ни стало составить материальное благополучие своих детей. Свое благополучие Чичиков строит на чужих бедах. Он начисто лишен нравственных принципов: позволяет себе делать подлости, оправдываясь.  Герой составляет себе систему ценностей, противостоящую христианской морали. Все это и есть путь обнищания, путь деградации души человека в антимире.  Характеристику Чичикова углубляет именно галерея представленных автором помещиков,  которых он посещает с целью покупки мертвых душ ( с целью обогащения). Герой проделывает тонко продуманную финансовую аферу. Он очень наблюдателен, поэтому с каждым из помещиков вступает в беспроигрышное с точки зрения финансовой сделки общение.

9. СХЕМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОМЕЩИКОВ.

        Читая поэму «Мертвые души», мы наблюдаем единую схему изображения всех помещиков, с которыми Чичиков ведет разговор о мертвых душах. Эта схема сводится к следующему:

1. Портрет помещика (с  обязательной характерной для героя деталью в описании)

 2. Описание поместья.

3. Торги с Чичиковым о продаже мертвых душ.      

 4. Обед.  

  Также можно отметить постепенность душевной деградации помещиков по мере знакомства с ними читателя. Такая картина создает у читателя довольно тяжелое эмоциональное ощущение от символических ступеней ,

 по которым душа человека движется в ад.

      Не случайно Гоголь в своем произведении  размышляет о  человеческой душе так драматично:

« Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою  все человеческие чувства, не оставляйте их на дороге, не подымите потом».

«БУДЬТЕ НЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ, НО ЖИВЫЕ»

 ( Н.В.Гоголь)

Тест по поэме Н.В. Гоголя

"Мертвые души"

 1.         Кто в поэме Н.В Гоголя "Мертвые души" назван "прорехой на человечестве"

        Ноздрев

        Плюшкин

        Коробочка

        Собакевич

2.         Кто в поэме Н.В Гоголя "Мертвые души" назван "историческим" человеком"?

        Манилов

        Плюшкин

        Чичиков

        Наполеон

        Капитан Копейкин

        Ноздрев

3.         О каком из героев в поэмы  Н.В Гоголя "Мертвые души" сказано: "Люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан"?

        Чичиков

        Манилов

        Ноздрев

        Губернатор

4.         Чем связаны между собой все части в поэме Н.В Гоголя "Мертвые души"?

        образом автора-повествователя

        общими героями

        мотивом путешествия

5.         Кому из героев поэмы Н.В Гоголя "Мертвые души" принадлежит портрет: "В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод"?

        Манилов

        Ноздрев

        Чичиков

        Губернатор

6.         Зачем Чичиков дрессировал в детстве мышь?

        хотел развеселить товарищей

        любил цирк

        увлекался биологией

        дрессированную мышь можно было продать дороже

7.   У кого из героев поэмы "Мертвые души" в кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года"?

        Ноздрев

        Чичиков

        Собакевич

        Манилов

8.         В чем состоит конфликт поэмы Н.В Гоголя "Мертвые души"?

        в противоречии духовных сил народа и его крепостной зависимости

        в запущенности помещичьего хозяйства

        в деградации морального облика помещиков

9.         Кого из героев поэмы Н.В Гоголь не относит к "мертвым душам"?

        Чичикова

        Плюшкина

        умерших крестьян

        Селифана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Данная работа поможет учителю в  подготовке к урокам по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе.  ...

Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."

Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над совр...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...

Тест по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" и по творчеству Н.В.Гоголя

тест состоит из 3 частей: тестовой, ответа без вариантов, творческой( развертнутый ответ). Тест реализует дифференцированный подход и проблемное обучение....