План урока по литературе в 9 классе "Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе"
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Кайданеева Валентина Ивановна

 Этот урок разработан для достижения следующих целей:

1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в      произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, 

 М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;

           2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;

            2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность  авторов, воплощённые  в образах и судьбах  их  литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Интегрированный урок.

      Тема: Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе

Тип урока: повторительно-обобщающий;

Цель:  1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в      произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,

 М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;

           2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;

            2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность  авторов, воплощённые  в образах и судьбах  их  литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему

Оборудование: 1) мультимедийная аппаратура, интерактивная доска; ЦОР;

                                         

           

                                Ход урока:

  1. Введение. Слово учителя:
  • Объявление цели урока
  • О русской литературе 19 века

«Начало XIX века часто называют «золотым веком» нашей  поэзии, но нередко так характеризуют и всю литературу этого столетия. Поток литературы несёт свои плоды в потоке истории, этот век богат поисками новых литературных направлений, многие произведения этого периода нашли своё отражение в музыкальных произведениях композиторов-современников и музыкантов последующих поколений.

Сегодня мы обобщим творчество В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, проследим, что общего в творчестве, как связаны они между собой литературной деятельность и эпохой.

II.В.А. Жуковский (1783-1852)  – не только талантливый поэт, но и друг, и помощник молодых литераторов.

         1) Сообщение одного из учащихся по плану:

  • Семья поэта
  • Творческая обстановка в доме
  • Первые шаги в литературе
  • Друг и помощник молодых поэтов
  • Расцвет творчества
  • Воспитатель будущего царя, образованнейший человек не отрекается  от старых друзей
  • Романтизм – уход от неудовлетворявшей действительности

2) Беседа с учащимися:

- Назовите признаки романтизма как литературного направления.

- Какие романтические герои особенно запомнились вам из произведений  В.А. Жуковского?

3)Рассказ учителя музыки о произведении  по мотивам баллады «Светлана».

.

    III.А.С. Грибоедов – блестящий дипломат и талантливый человек.

  1. Презентация одно из учащихся  по творчеству А.С.Грибоедова по плану:

            Жизнь А.С.Грибоедова до дипломатической службы

  • А.С.Грибоедов – талантливый литератор и блестящий дипломат
  • На пути к величайшему творению
  • События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
  • События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
  • Бессмертный автор бессмертной комедии

  1. Рассказ учителя музыки о вальсах Грибоедова:
  2. Слушание фонограммы вальса;
  3. Слово учителя литературы:

  • Чтение отрывка из книги А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана»  «Что везёте?» «Грибоедова»

 Это было тело убитого Грибоедова, которое сопровождали в Тифлис.

  • На памятнике Грибоедову начертаны слова его жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего не пережила тебя моя любовь!»

IV А.С.Пушкин – не только автор гениальных произведений, но и просто человек удивительной жизненной энергии.

.

  1. Презентация учащегося о творчестве А.С. Пушкина по плану: 
  • Детство
  • Поступление в лицей
  • Возвращение в Москву
  • Южная ссылка
  • Северная ссылка
  • Кавказ
  • Сватовство
  • Женитьба  и  переезд
  • Смерть Пушкина

2) Рассказ учителя музыки: Многообразие музыкальных жанров  композиторов разных поколений по мотивам произведений Пушкина

  • Романс
  • Оперы
  • Балет

                 3) Звучит фонограмма: ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

     

3)Вывод учителя: Пушкин – связующее звено между Жуковским,  Грибоедовым и  Гоголем.

V.   М. Ю Лермонов. Повторение трагической судьбы своего поэтического кумира.

                 

 1) Презентация учащегося по плану:

                                  Детские годы

  • Учёба
  • Творчество. Начало.
  • Творчество. Расцвет.
  • Вершина творчества
  • Значение творчества
  1. Беседа с учащимися:
  • Какая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова была основной? ( Тема одиночества)
  • Какие одинокие образы запомнились вам из его стихотворений? (листочек дубовый, сосна, пальма, парус)

3)звучит фонограмма романса «Белеет парус одинокий»

 4) Слово учителя музыки о романсе.

VI. Заключение к уроку. Значение творчества В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,  М.Ю.Лермонтова для современников.

  1. Слово учителя: «В произведениях великих писателей каждый из современников может найти для себя понятное, трогательное. У каждого из нас свой Пушкин, Лермонтов…  И пока в мире существует любовь, дружба, предательство, несправедливость и такие проблемы общества как взяточничество, бюрократизм и прочее, произведения эти останутся актуальными, понятными, читаемыми. Разве можно счесть несовременным вот эти строки:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;

Настоящее уныло:

Всё мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.

                                 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по литературе 19 века в 5 классе "Золотой 19"

Игра "Золотой 19" - итоговый урок по литературе 19 века в форме "Своя игра"...

тест по литературе 2-й половины 19 века для 9 класса

Тест из 10 вопросов открытого и закрытого типа по творчеству А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....

Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".

Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...