ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
статья по литературе (6 класс) по теме

Белозерова Елена Александровна

Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова "Молитва алтарника". Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен  учителям, интересующимся православным направлением  современной русской литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А. Белозерова (Волгоград)

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

     В последние годы стала возрождаться творческая традиция святочного рассказа. Ей посвящены работы Е.В. Душечкиной (Душечкина1995:228),          Х. Барана (Баран1993:284-328), О.Н. Калениченко (Калениченко2009:63) и других литературоведов. Современные исследователи говорят об этом жанре примерно так: «Святочные рассказы – это произведения, в которых изображались события, имевшие дело на святках». «Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования» (Безбородкина http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat). В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается одно из определений этого жанра: «Это  рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье» (Православная 1992, 10-12).  

Счастливое рождественское чудо пришло к герою рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Автор, известный духовный писатель, искренне верит, что чудеса в нашей жизни есть, надо только постараться их увидеть.  «Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его, – пишет Н. Агафонов в предисловии к сборнику повестей и рассказов «Преодоление земного притяжения». - Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации. (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

       Действие рассказа происходит в рождественский сочельник, когда вся земля готовится к главному чуду – явлению Божественного Младенца Христа. Ждут праздника настоятель собора с протодьяконом и сетуют на отсутствие снега:

        «- Что за наваждение в этом году, ни снежинки. Как подумаю, что завтра Рождество, а снега нет, так никакого праздничного настроения.

        - Правда твоя, - поддакивал ему настоятель собора, - в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

        Ждет праздника и алтарник Валерка – сирота, слабый умом, взятый на работу в собор из сострадания. На его робкое предложение помолиться о даровании «снежка» «настоятель повертел вслед ему пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:

         - Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах, как Дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

        Валерка не просто верит в чудо, а в горячей молитве просит Пресвятую Богородицу пред ее иконой «Скоропослушнице» сотворить это чудо: «…Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон - добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снегу нет к Рождеству... Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царица моя Преблагая... Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

        В  словах Валерки столько детской чистоты и веры, столько искренней горячей любви к Богу и людям, что ни одно сердце не способно устоять перед его слезной  просьбой – тем более сердце Той, которая является Матерью и Заступницей всего рода христианского.

       Писатель обращается к художественным возможностям изображения мира через эмоционально-психологическое восприятие героя. Подобный способ изображения нередко использовали писатели-классики. Например, в святочном рассказе  Н.Г. Михайловского «Дворец Дима» «такой способ изображения становится определяющим» (Калениченко 2009:63). Монолог героя занимает центральное место в произведении Н. Агафонова, чем определяется название рассказа. Автор изображает нравственную борьбу в душе героя, в результате  которой юноша отказывается от любимого лакомства – мороженого крем-брюле, чтобы на все подаренные отцом протодьяконом деньги купить свечей и поставить их к иконе «Скоропослушнице». Это его жертва  во имя любви к ближнему - а значит, любви к Богу.    

       В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен, и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося привычные слова молитв, мы делаем это механически, не вдумываясь в их смысл. Уста говорят, а ум и сердце отсутствуют. Герои рассказа - отец настоятель и отец протодьякон - не исключение, ведь они тоже люди. А уборщицу к тому же  раздражает поведение «ненормального» Валерки, который молится в «неурочный час». Женщина, стараясь о внешнем благолепии храма, забывает главное: молиться можно везде и всегда. «Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», - сказано в Евангелии (Лк: 18,17). А Валерка, несмотря на свой девятнадцатилетний возраст, разумом и душой – ребенок, и его молитва оказалась услышанной.  

     «Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалилась из подъездов и домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

       - Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

       - Снежок - это хорошо, - ответил настоятель, - вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя» (Агафонов Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya). Действительно, прав писатель, говоря: «Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org). И только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф: 5, 8).

         Развивая лучшие традиции русской литературы, писатель по-новому освящает тему «маленького человека». Бедный сирота в начале рассказа вызывает жалость и сострадание: «Настоятель пожалел его, - куда он, такой убогий? - и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб не даром ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище - Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и бестолковостью» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org).

       В кульминационной части произведения отношение читателя к главному герою меняется: алтарник словно вырастает в наших глазах (даже имя его «Валерка» автор заменяет почтительным «Валерий»), и приходит понимание, что молитвами таких внешне незаметных людей, но исполненных горячей веры, испокон века держится Русская земля. Это о них сказано: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк: 9, 48).

Литература

Библия// Российское библейское общество: Москва,1995.

Агафонов Н. Молитва алтарника [Электронный ресурс]/ Н. Агафонов. -http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya  

Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / /Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. - М., 1993. С. 284-328.

Безбородкина Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов [Электронный ресурс]/ Е.С. Безбородкина. - http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е.В. Душечкина.  -  СПб. 1995. С. 228.

Калениченко О.Н. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского / О.Н. Калениченко // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях. Ч. 2/ - Михайловка, 2009. С. 63.

Православная беседа. 1994. № 6.  С.10-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святочный рассказ как жанр русской литературы

Анализ жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Анализ рассказа "Зверь"....

Традиции святочных рассказов в русской литературе

Творческий замысел возник, когда на полке в  библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....

Святочный рассказ Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика"

 В этом году шестиклассникам был предложен  святочный рассказ Н,С.Лескова  «Христос в гостях у мужика».   Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празд...

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Дружба и милосердие в рассказе Николая Агафонова "Щенок Засоня"

Конспект урока  внеклассного чтения по литературе в 5 классе...

Уроки доброты в рассказе Николая Агафонова "Щенок Засоня"

Презентация  к уроку внеклассного чтения по литературе в 5 классе....

Мастерская "Чудо детской молитвы"

Мастерская  «Чудо детской веры в святочном рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника»(конспект урока)Тип урока: «Творческая мастерская»Технология развития критическог...