Конспект урока по драме А.С. Пушкина "Борис Годунов"
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Стёпина Татьяна Юрьевна

"Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-9_boris_godunovyayayaya.doc100.5 КБ
Файл boris_godunov_7_kl.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».

Класс: 7

Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 7 класс. Коровина В.Я."

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить  с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.

Задачи урока:

  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения работать в парах;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение отличать особенности литературных жанров;
  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ

1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

2.Физминутка.

3.Закрепление изученного материала.

III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП

1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.


1. Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь  громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализа-

ция

знаний

(4 минуты)

3.Постановка учебной цели.

(1минута)

Проверка д/з.

-С творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? (слайд 2)

- Какие произведения Пушкина знаете?(Слайды 3-5)

- Назовите героев произведений Пушкина, которые вам запомнились?

-  Как вы думаете, почему именно эти люди стали персонажами творений А.С.?

Вывод этапа- слайд №6

Какое задание вы получили к сегодняшнему уроку (слайд 7)

Показ слайдов 

- Как вы думаете, ребята,  с каким произведением мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке?

 -Как будет звучать тема нашего урока?

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд 7)

Тему урока: « А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в ходе урока мы  познакомимся с фрагментом драмы, углубим представление о драматических жанрах; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои  творческие способности. (Слайд 8- цели, 9- методы)

Отвечают на вопросы

Пересказывают(см. приложение)

Формулируют тему

Записывают число, «Классная работа», тему и эпиграф урока в тетрадь.

Формулируют цель урока

 (Познакомиться с произведением Пушкина «Борис Годунов».

 Дать характеристику героям. Учиться выразительно читать.

 Словари на столе означают, что мы будем с ними работать.)

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

II.ПОГРУЖЕ-НИЕ В ТЕКСТ

Усвоение новых знаний.

4 минуты

5 минут

2минут

Физминутка (пауза релаксации)

Работа с текстом

(первичное закрепление)

15 мин.

Работа с эпиграфом

Пред вами  эпиграф к уроку (на доске). Читает ученик.

Как вы понимаете эти слова?  

2.        Итак сегодня мы знакомимся с ещё одним произведением Пушкина «Борис Годунов». И начнём мы с истории.

В ходе пересказа листаю слайды 10-14

Чему же посвящена трагедия А.С.Пушкина?

Вывод по этапу- слайд 15.

Чтение статьи учебника «Пушкин  - драматург».

Учитель. Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.86 - 89). Предлагаю вам прочитать её. (Чтение статьи учеником).

В статье выделены некоторые слова. Назовите их.

Сопоставим определения трагедии в словаре литературоведческих терминов, в словаре Ожегова.

 Запишите определения в тетрадь (слайды 16-17).

Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре».

(Читает учитель).

Словарная работа.

  При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье (на доске).  Как вы их понимаете?

Физкультминутка для глаз

   Характеристика героев.

Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.

Дет. Пимен. Григорий Отрепьев.

Вопросы по образу Пимена (слайд 18):

-  Как Пимен относится к своему труду летописца?(докажи, применяя цитаты)

-  Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

-  Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?

-  Какое событие изменило судьбу Пимена?

-  Как Пимен относится к Григорию?

-  Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

-  Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

2. Вопросы по образу Отрепьева (слайд 19):

-  Можно ли назвать сон Григория вещим?

-  Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?

-  Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

-  Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?

Беседа по вопросам.

Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

Учитель. Прочитайте слова самого Пушкина (слайд20).

Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории?  

(Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Комментируют

1-2 ученика пересказывают

( индивидуальное задание), другие-

составляют вопросы… Задают вопросы классу, комментируют ответы.

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

Читают статью (по цепочке)

Драматургия, драма.

Пишут в тетради

Объясняют слова

Выполняют физкультминутку.

Читают, аргументируют, записывают значение незнакомых слов, характерные черты героев

Отвечают на вопросы, цитируя отрывки из драмы (выр.чт.)

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания, совершенствовать технику чтения, умение работать со словарем

Закрепление изученного материала

15 минут


И сегодня драма Пушкина востребована( кино, театр, музыка, переводы…) Слайды 22,23

( с музыкальными вложениями+ повторение «драма»)

В завершение урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов»( сл.23)

 Опишите свои эмоции.

Какие чувства передаёт музыка и голос исполнителя

Смотрят отрывок из оперы, слушают;

Знакомство с картиной.

Озвучивают впечатления, мысли, эмоции.

Работа с тестом.

Несколько  учащихся находят информацию в интернете, озвучивают в классе.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества);

информационные

III. ПОСТКОМ

МУНИКАТИ-ВНЫЙ ЭТАП.

Рефлексия деятельности.

3 минуты

Продолжите фразу

-Среди герой драмы я запомнил….

-В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)…) нашли своё отражение мысли о…..

- Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…    (слайд 24)

На доске прикреплены смайлики. Кто понял тему урока, подойдите к улыбающемуся смайлу, а кто нет – к другому.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Продолжают фразу, дополняют ответы товарищей.

«Борис Годунов» -  пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

4 минуты

Слайд 25

Д.з.: 1.читать «Станционный смотритель»,

        2.выразит.чтение эпизода, его анализ,

         3.сообщение «История России в произведениях Пушкина»

Запись учащимися задания в дневники.

ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы.


Слово ученикам.

 В 1584 году умер русский царь Иван Грозный (слайд 7,8). На престол взошёл его сын Фёдор (слайд 9,10), который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат  жены) Борис Годунов,  на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

  После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство (слайд11,12). Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса  оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

  В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев (слайд13).

  Чудов монастырь(слайд 14, 15)  находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский (слайд16), Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

   С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина (слайд 17), старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

  Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 7 классе. Учитель: Стёпина Т.Ю. 21.10.2013г.

Слайд 2

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин (1799- 1837)

Слайд 3

С какими творениями Александра Сергеевича мы с вами познакомились в этом году? Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина. Вы узнаёте их ?

Слайд 4

А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические. С ними вы знакомились и будете знакомиться на уроках истории .

Слайд 5

Ребята, какое домашнее задание вам было предложено приготовить к этому уроку ? Как вы думаете, с какой целью вам было задано такое задание ? Запишите тему рока. А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

Слайд 12

Его( К арамзина) многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

Слайд 13

1. Развитие представлений о драме. (Вы уже знакомы с Пушкиным-поэтом, прозаиком. Сегодня вам Пушкин откроется как драматург ). В драматическом роде – трагедия, комедия, драма. Драма – пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Слайд 14

ДРАМА (греч. drama , букв. - действие )- род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность , конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала .

Слайд 15

Чтение отрывка. Беседа по вопросам Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре. - Как Пимен относится к своему труду летописца? - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как Пимен относится к Григорию?

Слайд 16

• Каким перед вами предстает образ Пимена? • Только ли царей винит в преступлениях Пимен? • Можно ли назвать сон Григория вещим? Как сон Григория раскрывает его чистолюбивые замыслы? (Москва видится ему с высоты) • Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? • Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

Слайд 17

«…Зачем и мне не тешиться в боях, Не пировать за царскою трапезой?» « А мой покой бесовское мечтанье тревожило, А враг меня мутил…».

Слайд 18

* Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванцу? а) Пимен Подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: «простодушие», «умилительная кротость», мудрость и усердие. Б) Отрепьев Какие черты мы отмечаем у Григория? (жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие). Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им?

Слайд 20

ДРАМА (греч. drama , букв. - действие)- род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе Послушаем фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского ; «Монолог Бориса» Опишите свои эмоции, какие чувства передает музыка и голос исполнителя»

Слайд 21

Итог урока. Оценка деятельности. Ребята, понравился вам урок. Сделайте вывод из всего сказанного на уроке . « Борис Годунов» - пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.

Слайд 22

Д.з . Сочинение на тему « История России в произведениях А.С . Пушкина » . Прочитать повесть «Станционный смотритель».

Слайд 23

Спасибо за внимание. Выполнила Стёпина Татьяна Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Борис Годунов. Царь-убийца. Тема больной совести в трагедии"

На уроке подробно разбирается главная фигура трагедии- образ Бориса Годунова как человека, пошедшего против нравственных и христианских законов, придавшего эпохе трагическое содержание, положившего на...

Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока по драме М.Ю .Лермонтова "Маскарад"

Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...

Вопросы к драме А..Пушкина "Борис Годунов"

Подробные вопросы для проверки уровня знаний по драме "Борис Годунов" Внеклассное чтеение...