Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Игнатьева Елена Константиновна

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и жи­вущего, по сути, в плену ложных ценно­стей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потен­циалу классической литературы и с помо­щью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель сов­падает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литера­тура потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потреб­ность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Чи­тая одного только Толстого, «можно пре­восходным образом воспитать в себе чело­века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Зонального района по образованию

МОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Л.Н.Толстой

Игнатьева Елена Константиновна,

учитель русского языка и литературы

с. Зональное

2014г.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

В любом художественном произведении цели жизни героев, стремления, решения, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и антипатии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя авторским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этический кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, определяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, - что обманывать нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Анна Каренина любовь плотскую, физическую, бездуховную предпочла всему: семье, сыну, обществу. Этой ложной ценности в романе противостоит любовь Левина и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читателей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Толстого (что подтверждается фактами биографии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).

Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению литературы с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очевиден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» (Бердяев Н.А.)

Это всеобщее нравственное помрачение отразилось и в современной литературе, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ребенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их находить.

Ценностный подход в изучении литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении авторских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (духовной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.

Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.

Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.

Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:

  • исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);
  • теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884), “Царство Божие внутри вас” (1890–1893), “Закон насилия и закон любви” (1908);
  • публицистический – “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908);
  • художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Крейцерова соната” (1887–1879), “Воскресение” (1889–1899), “Отец Сергий” (1898).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Галерея портретов Льва Николаевича Толстого"

Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни. ( А. Блок)В творениях его живёт ...

Презентация «Биография Льва Николаевича Толстого»

Презентация «Биография Льва Николаевича Толстого» предназначена для показа широкому кругу зрителей. Учитель литературы может включать презентацию в свое занятие. Ребята смогут самостоятельно про...

В гостях у Льва Николаевича Толстого, или прогулка по Ясной Поляне

Ясная Поляна. Это место притягивает к себе всех, кто не равнодушен к судьбе и творчеству великого Льва Николаевича Толстого. Я не стала исключением. И не верила своим глазам, когда увидела все то, о ч...

Секреты долголетия Льва Николаевича Толстого

Объект исследования: изучение жизнедеятельности великого русского писателя, мыслителя, долгожителя Л.Н.Толстого.Проблема: забота о физическом и духовном здоровье позволит прожить долгую плодотво...

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение  обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

Тестовые задания на материале рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств...