Рабочая программа по литературе для 8 класса (по учебнику Сухих)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Баукова Инна Георгиевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса (по учебнику Сухих)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Виды деятельности

Форма контроля

Оборудование

Наглядность

Домашние задание

Дата проведения

план

факт

1

Тема 1.О любви  

Раздел 1. О любви — в лирике

Вводный урок

Урок повторения и систематизации изученного

Система родов и жанров в литературе и искусстве. Вечные темы.

Беседа

Опрос

Работа с учебником

2

Любовная лирика Предвозрождения и Возрождения

Урок формирования знаний

Сонет. Образ возлюбленной в сонетах. Данте Алигьери, Петрарка «Земля и небо…», «Её глаза на звёзды не похожи.

Беседа

Работа с текстами

Тексты

3

А. С. Пушкин. «Мадонна» Смысл названия стихотворения

Урок совершенствования знаний

основное настроение стихотворения, события

Беседа

Чтение наизусть

Портреты Н.Гончаровой и Пушкина

4

М. Ю. Лермонтов.

«Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви

Урок совершенствования знаний

Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении. Любовь как высшая радость жизни,

Работа с текстом

Анализ стихотворения

Портреты Пушкина и Лермонтова

5

Любовная лирика XIX и XX веков. А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,

Урок формирования знаний

Художественное своеобразие. Роль художественных деталей.

Беседа

Работа с текстами, чтение наизусть

Тексты, демонстрационный материал

6

Н.А. Некрасов «Горящие письма»

Урок совершенствования знаний

Конфликт героев, Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова

Коллективная деятельность

Работа с таблицей сопоставительной характеристики

Тексты

7

8

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе»

Урок формирования знаний

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока

Работа в группах

Аргументированный ответ

Тексты

9

Внеклассное чтение Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока.

Урок диспут

Любовь в жизни человека

Сообщение учащихся

Отзывы о стихотворениях

Портреты поэтов

10

Диагностическая

работа. В. Скотт. «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки.

Урок совершенствования знаний

Противопоставление действительности романтическому идеалу. Авторская позиция.

Сообщение учащихся

Отзывы о произведении

Портрет В.Скотта, иллюстрация к произведению

11

12

Раздел 2. О любви — в эпосе

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника и как исторический роман

Урок ознакомления с новым материалом

Урок развития речи

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина .

История женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой.

Частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Две семьи –два уклада. Гриневы и Мироновы.

Беседа

Составление таблицы

Обучение устному рассказу

Работа с текстом.

Работа с фрагментами текста

Текст

13

Три встречи Гринева и Пугачева

Смешанный урок

Классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу.

Исследовательская деятельность, беседа

Работа с текстом

Текст

14

Характер Гринева

Смешанный урок

Создание характеристики героя. Художественные средства его создания.

Беседа

Аргументированные ответы учащихся

Демонстрационный материал

15

Гринев и Швабрин

Работа в группах

Образ Швабрина как антипода Гринева

Сравнительные характеристики

Создание таблицы

Иллюстрации к роману А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

16

Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга

Урок диспут

Авторская оценка поступка Гринева

Практикум

Выборочная работа с текстом

Текст

17

Гринев и Маша

Урок формирования и совершенствования знаний

Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, и Маша, спасающая Гринева.

Анализ эпизодов

Беседа

Выборочная работа с текстом

Текст

18

Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская— и невозможность компромисса между ними.

Урок развития речи

Смешанный урок

Милосердие как право монарха и потребность сердца. Авторская позиция и художественная идея произведения

Практикум

Тестовые задания

Портреты Екатерины II, картина  Перова «Суд Пугачева»

19

Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

Проблема отцов и детей

Урок ознакомления с новым материалом

Роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского

Работа с текстом

Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

20

Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина и Гоголя

Урок диспут

Любовь в романе и ее вариации: чувства родителей к детям, чувства влюбленных и чувства детей к родителям. Борьба с любовью и ее последствия

Аргументированные ответы учащихся

Просмотр фрагмента к/ф

21

Основные образы героев в романе

Урок развития речи

Образ Наташи, истории семьи Смита.

Причины и суть конфликтов героев.

Художественные средства выражения

Работа в группах

22

Петербург Достоевского.

Заочная экскурсия по городу

Урок развития речи

Роль города С-Петербурга в жизни героев произведений Достоевского

Работа с текстом

Составление конспектов

Книга Анциферова «Душа Петербурга»

23

И. С. Тургенев. «Ася»

Урок ознакомления с новым материалом

Любовь как испытание героев в повести.

Надежды и разочарования героев

Беседа

Знание текста

Портрет Полины Виардо

24

Особенности характеров героев

Урок обобщения

Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств.

Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям

Коллективная работа

Работа с текстом

Аргументированные ответы на вопросы

Иллюстрации к произведениям

25

И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина

Урок совершенствования знаний

Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Роль деталей. Образы героев. Смысл названия рассказа. Композиция произведения. Художественная идея рассказов.

Работа с текстом

Подробное знание текстов

Иллюстрации к рассказам Бунина

26

Россия в период Первой мировой войны и революции.

Просмотр к/ф

Образы героев произведений Бунина на экране

Просмотр кинофильма

Отзыв

Кинофильм

27

Раздел 3. О любви — в драме

Специфика драматического рода литературы

Урок формирования знаний

Раскрытие темы любви в драме.

Конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

Работа с учебником

Фото артистов-исполнителей ролей в пьесе Островского

28

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Урок ознакомления с новым материалом

История создания пьесы. Пьеса- сказка, фольклорные корни и современное звучание. Проблемы, конфликты в пьесе и их разрешения.

Работа с текстом

Аргументированные ответы учащихся

Фото артистов-исполнителей ролей в пьесе Островского

29

«Снегурочка» Образы героев пьесы и их особенности

Урок формирования знаний

Царство Берендея.

Образы Бобыля и Бобылихи.

Мудрость царя. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение.

Образы Леля, Купавы и Мизгиря.

Способы создания образов

Работа с текстом произведения

Самостоятельная работа

Иллюстрация к постановке пьесы на сцене Московского Малого театра

30

Внеклассное чтение

И. С . Тургенев. «Первая любовь»,

А. Н . О стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся»

Урок формирования знаний

Любовь в произведениях Тургенева, ситуация rendez-vous.

Работа с текстом

Самостоятельная работа

Иллюстрация к произведениям

31

32

Просмотр к/ф по теме «О любви в драме»

Тургенев «Чистый понедельник»

Просмотр к/ф

Конфликт в пьесах Островского

Просмотр к/ф

к/ф

33

Тема 2. О Родине    

Раздел 1. О Р одине — в лирике  

Тема Родины как вечная тема в искусстве

Отношение русских поэтов к Родине

Урок формирования знаний

Композиция, авторская позиция. Одиночество лирического героя, образы «союза»в природе и жизни человека

Работа с текстом

Анализ стихотворения

34

М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине

Урок совершенствования знаний

Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

Устное рисование

Выразительное чтение наизусть

Собственные рисунки

35

Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности.

Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

Исследовательская , практикум

Выразительное чтение

Портреты поэтов, тексты стихотворений Тютчева

36

А. А. Блок. «Россия»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева.

Фольклорные образы в стихотворении.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Сборник стихотворений Блока

37

С. А. Есенин. «Русь»

Чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны.

Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения.

Образ природы, его роль.

Перекличка образов Руси Есенина и Блока.

Практикум

Самостоятельный анализ стихотворения

Сборник стихотворений Есенина

38

И. А. Бродский. «Стансы городу»

Чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Замена образа Родины образом родного города

Связь человека и города.

Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения

Беседа

Самостоятельный анализ стихотворения

Сборник стихотворений Бродского

39

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»

Чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Основной мотив стихотворения. Образ родины. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Романтические образы в произведении

Индивидуальная работа

Выразительное чтение наизусть

Сборник стихотворений Рубцова

40

А. А. Ахматова. «Мужество»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

История создания стихотворения. Образ Родины и его связь с родным языком.

Самостоятельная работа

Выразительное чтение наизусть

Портрет А.А.Ахматовой Альтмана

41

Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения.

Художественное своеобразие стихотворения

Анализ стихотворения

Выразительное чтение наизусть

42

43

Внеклассное чтение. Любовь к Родине- одна из вечных тем русской литературы

Урок контроля

Выразительное чтение наизусть русских и национальных поэтов. Анализ стихотворений.

Художественные особенности

Выразительное чтение наизусть

Чтение наизусть с анализом стихотворения

Портреты поэтов

4

45

Раздел 2. О Родине — в эпосе

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» —обзорное изучение

Анализ отдельных глав

Урок ознакомления с новым материалом

История создания произведения и судьба его автора

Образ России в произведениях, особенности композиции и языка.

Образ автора.

Аллегории и символы.

Чтение и анализ отдельных глав.

Сообщения учащихся

Пересказ отдельных глав

Доклад о писателе

Отзывы о прочитанных главах

Портрет Радищева

46

Ода «Вольности» и ее роль в произведении.

Урок ознакомления с новым материалом

Чтение наизусть

Выразительное чтение

Иллюстрация к произведениям

47

48

И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о писателе. История создания произведения. Образы героев. Образ России.

Чтение наизусть.

Сообщения учащихся

Выразительное чтение.

Доклад о писателях.

Отзыв о книге

Иллюстрация к произведениям

49

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Образ Матрены в рассказе

Урок формирования знаний

Автор и повествователь.

Характер главной героини Матрены и художественные средства его создания.

Работа с текстом

Выборочная проверка

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

50

Роль описания в рассказе

Урок формирования знаний

Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души.

История жизни и смерти Матрены.

Анализ отдельных глав

Выборочная проверка

Иллюстрации к произведению

51

Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома.

Урок совершенствования знаний

Образная параллель «Россия — Матрена». Герои — созидатели и разрушители

Характеристики героев

Самостоятельная работа

Иллюстрации к произведению

52

Присутствие автора в рассказе

Урок контроля

Способы выражения авторского отношения. Авторская идея в рассказе

Фронтальный опрос

Проверочная работа

Фрагмент из к/ф

53

54

Урок внеклассного чтения

Урок обобщения

Стихотворения М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока. С.А. Есенина; И. А. Бродского.

Главы из романа

О. Д. Форш. «Радищев

Чтение стихотворений наизусть

Анализ стихотворений

55

56

Тема 3. О страшном и страхе  

Раздел 1. О страшном и страхе  

В. А. Жуковский. «Светлана»

Оригинальная баллада В. А. Жуковского

Урок формирования знаний

История создания «Светланы».

Фольклорные мотивы и традиции.

Чтение баллады.

Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу.

Страшное в балладе. Образы- символы

Работа с текстом

Сообщения учащихся по теме

Иллюстрация к произведению

Портрет Жуковского

57

Художественное своеобразие баллады как лироэпического жанра

Урок формирования знаний

Идея баллады. Выразительное чтение наизусть отрывков

Чтение отрывков

Анализ отдельных глав

Портрет Жуковского

58

59

Раздел 2. О страшном и страхе

А. С. Пушкин. «Гробовщик»

Сборник рассказов «Повести Белкина».

Урок совершенствования знаний

История создания повести. «Гробовщик».

Роль эпиграфа.

Фантастическое и реалистическое в повести.

Функция сна.

Устное словесное рисование

Лексический анализ

Альбом Пушкина и его произведения. Иллюстрации к повести.

60

61

Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Мотивы тоски и печали, их значение

Урок ознакомления с новым материалом

Смысл эпиграфа. Образ повествователя.

Композиция новеллы.

Роль пейзажа и образа дома.

Роль деталей.

Связь человека и окружающего мира. Образы героев.

Роль портрета. Авторское отношение к героям.

Беседа

Работа с текстом

Сочинение-отзыв о произведении

Иллюстрации к произведению

62

63

Внеклассное чтение

Мистически и фантастические образы в литературе

Урок обобщения

Э. Т. А. Гофман. «Золотой горшок»; Э. А. По. Стихотворения и новеллы,

Н. В . Гоголь. «Нос»; А. К. Толстой. «Упырь».

Фронтальный опрос

Сочинение-отзыв о произведении

Иллюстрации к произведениям

64

Тема 4. Об обманах и искушениях

Раздел 1. Об обманах и искушениях

Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Композиция пьесы и ее конфликт.

Современность образа Тартюфа.

Художественные средства разоблачения порочности Тартюфа

Работа с текстом

Аргументированные ответы

Иллюстрации к произведению.

Собственные иллюстрации.

65

Художественная идея произведения.

Урок диспут

Неоднозначность финала комедии.

Сатира Мольера и ее объекты. Творчество Мольера в оценках критиков.

Работа с критической литературой

Конспект

Иллюстрации к произведению.

66

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Урок формирования знаний

Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена.

Чтение по ролям

Текст

Иллюстрации к произведению.

67

68

Проблематика комедии

Урок формирования знаний

Просмотр к/ф

Особенности времени, пространства.

Жанровое своеобразие произведения.

Черты классицизма в комедии.

Спектакли и экранизации комедий Мольера

Работа с теоретическим учебником и текстом

Самостоятельная работа.

Отзывы о к/ф

Иллюстрации к произведению.

К/ф

69

70

Ж. Б. Мольер. «Мизантроп»

Система образов.

Урок совершенствования знаний и повтор

Средства создания комических ситуаций.

Черты классицизма в комедии.

Работа с тектом

Отзывы.

Иллюстрации к произведению.

71

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Проблематика комедии

Урок формирования знаний

История создания пьесы.

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта.

Сообщения учащихся

Отзыв

Портрет Н.В.Гоголя

72

Конфликты в пьесе

Урок формирования знаний

Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение.

Скрытый конфликт между

реальным и мнимым,

правдой и ложью и его разрешение.

Фронтальные опрос

Тест

Портрет Н.В.Гоголя

73

Композиция построения пьесы.

Образы чиновников

Урок формирования знаний

Завязка комедии, экспозиция.

Образы чиновников и художественные средства их создания.

Работа с текстом

Работа с учебником

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

74

Женские образы в комедии и их роли

Урок устной речи

Способы выражения авторского отношения к героям.

Женские образы в комедии и их художественные роли

Работа с текстом

Выборочная проверка

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

75

Образ Хлестакова.

Урок устной речи

Комическое в пьесе.

Образ Хлестакова, способы раскрытия его характера. Роль образа Осипа в пьесе

Практикум

Составление таблицы

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

76

Хлестаков и Хлестаковщина,

как явление русской жизни

Урок построения рассуждений

Хлестаков и городничий.

Обманщики и обманутые.

Хлестаковщина как явление.

Исследовательская работа

Составление таблицы

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

77

Идея пьесы и ее воплощение на сцене.

Урок устной речи

Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. критиков.

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

78

79

Образ Хлестакова на сцене и в кино

Просмотр к/ф

Комедия «Ревизор» в оценках

Комедия «Ревизор» на сцене

Самостоятельная работа

80

Раздел 2. Об обманах и искушениях

А. С. Пушкин. «Пиковая Дама

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести

Урок ознакомления с новым материалом

Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении.

Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя.

Беседа

Проверка знаний, тексты

Иллюстрации Бенуа к повести

81

Образы повести и их создание

Урок развития речи

Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль.

Образ Сен- Жермена.

Образ Лизы. Роль легенды о трех картах.

Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Фронтальный опрос

Работа к текстом

Выразительное чтение текста

Иллюстрации Бенуа к повести

Прослушивание фрагмента из произведения

82

Просмотр к/ф

Отражение ведущей темы повести в к/ф

Просмотр и обсуждение к/ф режиссера Масленникова

Отзыв о к/ф

К/ф

83

Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя.

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Особенности композиции произведения.

Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения.

Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Образ ростовщика.

Коллективная работа

Знание текста

84

Гоголь о назначении

искусства и предназначении художника.

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Жизнь человека после смерти.

Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова.

Многозначность художественной идеи произведения.

Коллективная работа

Тест

85

А. А. Блок. «Фабрика».

Фабрика как символ зла в стихотворении

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Композиция, цветопись и звукопись как художественные средства создания образов.

Тропы и их роль

Образ лирического героя и его отношение к происходящему

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворения

Фотографии Петербурга начала ХХ века

86

А. А. Блок. «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

Мотив обмана и разочарования в стихотворении.

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Стихотворение как диалоглирического героя (поэта) с его alter ego.

Образ города.

Композиция, роль антитез.

Образы- символы

Работа со статьей «Душа Петербурга» Анциферова

Чтение стихотворения наизусть

Фотографии Петербурга начала ХХ века

87

88

Внеклассное чтение.

Проблематика и идея произведений .

Юмор и сатира в произведении.

Урок обобщения

Н. В . Гоголь. «Женитьба», М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; И. Ф. Анненский. «Петербург»;

Ж. Б. Мольер. «Скупой»

89

Тема 5. О нравственном выборе

Раздел 1. О нравственном выборе — в драме

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Урок формирования знаний

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера и его нравственный выбор

Беседа

Работа с текстом

Портрет М.А.Булгакова

Иллюстрация к произведению

90

Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути

Урок

Конфликт в драме и его участники.

Тема любви в пьесе.

Женские образы, их роли.

Образ Людовика XIV.

Образ театра.

Мистическое и реальное в драме.

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Портрет М.А.Булгакова

Иллюстрация к произведению

91

Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Безымянный герой поэмы Лермонтова.

Урок совершенствования знаний

История создания поэмы «Мцыри». Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя.

Образ окружающего мира — Кавказ и его природа.

Образы- символы. Роль пейзажей в поэме

Фронтальный опрос.

Анализ текста

Тест

Иллюстрация к произведению

92

Характер мцыри

Урок совершенствования знаний

Художественные средства его создания.

Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка

Иллюстрация к произведению

93

Мцыри как романтический герой

Урок совершенствования знаний

Роль повествователя. Цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество и верность идеалу свободы

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка

Иллюстрация к произведению

94

О нравственном выборе человека

Урок развития речи

Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Анализ отдельный глав

Выразительное чтение наизусть отрывка

Иллюстрация к произведению

95

Культура народов Кавказа.

Урок развития речи

Образ Кавказа в русском искусстве.

Природа Кавказа.

Лермонтов рисует Кавказ

Сообщение учащихся

Реферат

Рисунки М.Ю.Лермонтова

96

. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор»

Романтика приключений, вызов судьбе

Урок развития речи

Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева.

Поединок с судьбой и смертью.

Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою

Чтение и анализ

Выразительное чтение наизусть

Портрет Н.С.Гумилева

97

Раздел 3.О нравственном выборе

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения.

Урок формирования знаний

Милосердие как основа жизни.

Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Коллективная работа

Опрос

Проверочная работа

Альбом с иллюстрациями к произведению Достоевского

98

А. П. Чехов. «Пари»

Проблематика рассказов Чехова

Просмотр к/ф

Сюжет и композиция рассказа.

Развитие внешнего и внутреннего конфликтов и их разрешение.

Роль художественных деталей.

Художественная идея произведения.

Комментария к к/ф

Аргументированные ответы на вопросы

К/ф

99

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

Проблематика повести

Урок ознакомления с новым материалом

История создания повести. Отношение к проблеме эволюции и революции.

Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция.

Роль композиции в раскрытии авторской идеи.

Сообщение учащихся

Отзыв о произведении

100

Система образов персонажей.

Урок совершенствования знаний

Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским.

Образы профессора.

Образ Шарикова, художественные средства создания.

Шариков и шариковщина.

Образ Швондера

Художественная деталь, ее роль. Создание образов

Устное словесное рисование

Отзыв о произведении

101

Этический выбор героев

Просмотр фрагментов к/ф

Проблема слова и дела.

Характеристика событий

Приметы времени.

Комическое и драматическое в повести. Реальное и фантастическое в повести.

Просмотр фрагментов к/ф

Отзыв о к/ф

К/ф Бортко Собачье сердце»

102

А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц»

Сказка- притча

Проблематика

Урок развития речи

Образ Маленького принца. Авторская логика.

Образы Лиса, Земли. Образы-символы.

Уроки Лиса.

Мир взрослых и мир детей.

Особенности жанра притчи

Беседа

Аргументированный ответ учащихся

Иллюстрации к повести учащихся

103

Урок просмотра отрывков к/ф и спектакля «Маленький принц»

Просмотр к/ф

Создание образа маленького принца на сцене и в кино

Просмотр к/ф

Отзывы учащихся

Иллюстрация к произведению

104

Внеклассное чтение (ко всей теме).

Система образов

Урок развития речи

Л. Н . Толстой. «Хаджи- Мурат»; Н. С . Гумилев. «Капитаны»; М. А. Булгаков. «Зойкина квартира», «Роковые яйца», «Последние дни» («Александр Пушкин»), А. де Сент- Экзюпери. «Земля людей» («Планета людей»); Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

Коллективная работа

Отзывы учащихся

Иллюстрации учащихся к прочитанным произведениям

105

106

Диагностические работы.

Урок контроля

Личные результаты учащихся.

Уровень литературного развития школьника

Тест

Контрольная работа

107

Итоговый урок

Урок объяснение

Список литературы на лето с комментариями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Сухих И.Н. (3часа)

Скорректированная рабочая программа по литературе для 10 класса....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....